Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матрица результатов выбора






№ п/п Учащиеся Качества личности
                               
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Антонова Буланова Васильев Дятлова Иглов Климов Леонов Ниткина Орехов Орфеева Павлов Родных Семенчук Тимофеева Устюгова +   + +   + +   + +   +   + +     +     + + + + +   +   +   + + +   +   +     +     +     + + +   +   + + + +   + + + + + + + + + + + + +   + + +   +   +   + + + +   +     + + +     + +     + +     +   +   +     +     +
Сумма выборов                        

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

1, 4n- N

С = -------------,

6N

где п — сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов;

N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ЦОЕ класса будет равен:

1, 4 (10+10+11+13+9) – 15 1, 4∙ 53-15

С = --------------------------------------- = --------------- = 0, 66

6 ∙ 15 90

С ≥ 0, 5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0, 3 С < 0, 5, то класс характеризуется как промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С 0, 3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и дея­тельности, а также с положительным отношением к учебе.

Методика «Сколько голов, столько умов?»

Цель: определение уровня ЦОЕ класса.

Ход выполнения.

Старшеклассникам дается следующая инструкция: «Вам сейчас будут предложены известные пословицы и пого­ворки, которые были придуманы давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «—», если не согласны».

Примеры пословиц

1. Бедность — не порок.

2. Гусь свинье не товарищ.

3. Время — деньги.

4. Всяк сверчок знай свой шесток.

5. Говорить правду — терять дружбу.

6. Горбатого могила исправит.

7. Дают — бери, бьют — беги.

8. Две собаки грызутся — третья не приставай.

9. Дела не делает, а от дела не бегает.

10. Дело не волк — в лес не уйдет.

11. Дружба — дружбой, а служба — службой.

12. Друзья познаются в беде.

13. Золото и в грязи блестит.

14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

15. Моя хата с краю, ничего не знаю.

16. Не в деньгах счастье.

17. Не в свои сани не садись.

18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

19. Не место красит человека, а человек — место.

20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

21. Правда — хорошо, а счастье — лучше.

22. Простота хуже воровства.

23. Работа дураков любит.

24. Риск — благородное дело.

25. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.

26. С волками жить — по-волчьи выть.

27. Своя рубашка ближе к телу.

28. Скупость — не глупость.

29. Старый друг лучше новых двух.

30. Стыд — не дым, глаза не выест.

31. С кем поведешься, от того и наберешься.

32. Руби дерево по себе.

33. Худой мир лучше доброй ссоры.

34. Что наша честь, если нечего есть.

35. Чужое добро впрок нейдет.

36. Яблоко от яблони недалеко падает.

37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.

38. Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу. В строку «Итого» записывается максимальное число совпадений мнений учащихся о справедливости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоговый результат записывается число 18. Показателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (числу опрашиваемых). Это означает, что мнения, этические суждений школьников совпадают.

Для определения ориентировочного уровня ЦОЕ надо вычислить процент совпадения мнений по каждому суждению (пословице) по формуле:

K

С = -----------%

p

где k — количество совпавших мнений по данному суждению (из строки «Итого»);

р — число опрашиваемых.

Сводная таблица мнений учащихся

 

№ п/п Учащиеся Номер пословицы
                    Сумма
1 2 3 n Антонова Буланова Васильев … + - + + + + - - +   + + + - + + - +  
Итого (к)                
В %                

Далее все значения из последней строки таблицы складываются, и полученная сумма делится на количество суждений (в нашем случае — на 38). Получаем показатель ЦОЕ — С. Минимальное значение С = 50 % (очень низкий уровень сплоченности), максимальное — 100 % (очень высокая степень сплоченности). Если определять уровень ЦОЕ несколько раз, то можно наблюдать динамику развития сплоченности класса (ее увеличение или уменьшение за определенный период времени).

Для диагностики второго показателя воспитательной возможности классного коллектива (нравственной направленности) можно использовать тест «Размышляем о жизненном пути», предложенный Н. Е. Щурковой. Цель предлагаемого теста — выявить нравственную воспитанность как отдельных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.

Проведение тестирования требует обязательных, строго исполняемых условий.

1. Оно проводится в абсолютной тишине, когда не раздается ни одного голоса, никто не высказывает своего отношения к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.

2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий, но могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка).

3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут быть разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.

4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника.

5. В том случае, если содержание тестов не может быть представлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа.

6. Ответы собираются немедленно после произведенного выбора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.