Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система материального стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы






 

Система материального стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС является приоритетным направлением. Для создания должной мотивации работку необходимо чётко осознавать, что он не будет нуждаться в элементарных материальных благах, сможет обеспечить достойное существование как себе, так и своим родным.

Приоритетным направлением, побуждающим сотрудников к более эффективному выполнению своих обязанностей, является стимулирование по средствам надбавок к окладу месячного содержания.

Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих данный аспект, является приказ Минюста России, регламентирующий порядок присвоения квалификационных званий[39].

Установлено четыре квалификационных звания с соответствующими надбавками:

1. Специалист третьего класса – 5 процентов.

2. Специалист второго класса – 10 процентов.

3. Специалист первого класса – 20 процентов.

4. За квалификационное звание мастера – 30 процентов. При этом в подчинении у сотрудника, обладающего данным званием должно в наставничестве находиться не менее двух человек.

Квалификационное звание присваивается в зависимости от сроков службы в уголовно-исполнительной системе сотрудникам, выдержавшим испытания по служебной подготовке, при условии, что они справились с нормативами не менее чем на «удовлетворительно»[40].

Частью 10 статьи 10 Федерального закона № 283 установлен вид отпуска – дополнительный вид отпуска для прохождения медико-психологической реабилитации, который предоставляется в месячный срок, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации сотруднику, проходившему службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации пожаров, последствий аварий, других чрезвычайных ситуаций и иных особых условиях, связанных с повещенной опасностью для жизни и здоровья. Установлена обязанность сотрудников проходить диспансеризацию[41].

Данная норма обеспечивает должную мотивацию к реализации задач повышенной сложности, при этом создает у сотрудников осознание частичной застрахованности жизни и здоровья, а так же относительного психологического комфорта.

Еще одним фактором, обуславливающим комфортное прохождение службы сотрудником, является возможность предоставления служебных жилых помещений.

Вопросы по порядку предоставления служебных помещений специального жилищного фонда с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации[42] являлись предметом пристального внимания многих исследователей. Значительное внимание этой теме было уделено в трудах В.Б. Корбашова, П.В. Крашенникова, А.В. Кудашкина, Р.А. Трощенко, С.В. Шанхаева.

По итогам встречи директора ФСИН России с Президентом Российской Федерации удалось увеличить, начиная с 2011 года, в два раза объёмы финансирования жилищного строительства: если в 2010 году введено в эксплуатацию три жилых дома на 76 квартир и приобретено 10 квартир, то в 2011 году было завершено строительство жилых домов на 243 квартиры и приобретено на рынке жилья 18 квартир, в общежитиях для сотрудников отремонтирована и заселена 81 квартира[43].

За годы реализации программы ФСИН России территориальными органами УИС накоплен большой опыт работы по данному направлению деятельности, установлено тесное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством регионального развития Российской Федерации, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», что является высоким доказательством профессионализма сотрудников, отвечающих за данную работу.

Благодаря такому сотрудничеству в настоящее время ФСИН России находится на первом месте по количеству получаемых сертификатов (около 50 % от получаемых всеми силовыми структурами), что, учитывая социальную значимость вопросов обеспечения жильём разных категорий граждан Российской Федерации, в том числе сотрудников ФСИН России, имеет не маловажное значение[44].

Законодательство Российской Федерации не устанавливает порядок предоставления служебных помещений сотрудникам и работникам УИС, при этом отдельные организационные и информационно-методические документы Минюста и ФСИН России, в свою очередь, не вносят достаточной ясности в решение рассматриваемого вопроса[45]. К примеру, в Федеральной службе безопасности и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в настоящее время действуют инструкции по организации работы, связанные с предоставлением служебных жилых помещений[46].

В условиях отсутствия нормального регулирования порядка предоставления служебных жилых помещений сотрудникам и работникам ФСИН России жилищно-бытовые комиссии, при решении вопросов о предоставлении служебного жилья сталкивается с целым рядом проблем:

1. Очерёдность предоставления служебных помещений в условиях организации специального жилищного фонда.

2. Очерёдность предоставления служебных помещений состоящих и не состоящих на учёте.

3. Порядок ведения учёта предоставления служебных помещений.

4. Оформление документов для вселения и предоставления служебной квартиры.

5. Заключение договора найма служебного жилого помещения[47].

В целях обеспечения единого, эффективного порядка предоставления жилых помещений, необходимо издание ведомственного нормативного правового акта.

Получение сотрудниками УИС жилого помещения остаётся одним из основных стимулов службы.

По состоянию на 1 января 2013 года на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы состояли 15, 9 тысяч семей, из них не имеют жилья для постоянного проживания 6, 6 тысяч семей. Однако существуют перспективы, решения проблемы жилья для сотрудников, приуроченные с вступлением в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[48]. Сотрудники, имеющие стаж службы в УИС более 10 лет в календарном исчислении приобрели право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. В свою очередь, данная социальная выплата рассчитывается исходя из количества членов семьи сотрудника, или же семьи чем членом является он сам.

Необходимо обратить внимание на то, что сотрудник должен предоставить документы, подтверждающие факт отсутствия у него жилого помещения на праве договора социального найма жилого помещения или в собственности. Выплата осуществляется в порядке очерёдности лиц вставших на соответствующий учёт, при этом каких либо льгот не предусмотрено.

Положением статьи восьмой того же закона, закреплено право сотрудников, на получение денежной компенсации за наем, при условии отсутствии у них жилого помещения в субъекте, где сотрудник проходит службу, если ему не было предоставлено таковое из специализированного жилочного фонда.

В части 2 статьи 8 Федерального закона № 283 четко оговорены категории сотрудников, не имеющие жилого помещения:

1. Не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма, или членами семей нанимателя по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения.

2. Являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, но не имеющие возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удалённостью его местонахождения от места службы[49].

При этом к лицам, являющимися к членам семьи относятся: супруг (супруга) при условии их регистрации в органах ЗАГСа; дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет при условии их обучения в образовательных учреждениях по очной форме; лица признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации иждивенцами; лица, находящиеся на постоянном содержании сотрудника если этот вид дохода является для них основным.

Основополагающим законом, регулирующим деятельность учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»[50]. Данным нормативным правовым актом обеспечивается финансовое обеспечение сотрудников УИС. Содержится указание на то, что социальные гарантии являются расходной частью Российской Федерации. Неприкосновенность частной жизни сотрудников и их семей, честь и достоинство охраняется законом. Так же данным законом гарантируется личная безопасность сотрудников УИС, реализуется данное начинание по средствам не обнародования в средствах массовой информации данных о местах жительства. Территориальный орган обязуется предоставлять сотрудникам служебное оружие, и средства индивидуальной защиты для постоянного хранения и защиты.

В случаи получения сотрудником увечий, смерти (гибели), предусматривается возмещение ущерба. Основанием для этого служит Федеральный закон № 283.

Объектом обязательного страхования выступает жизнь и здоровье сотрудника. В случаи гибели сотрудника выгодопреобретателями выступают родственники: супруг (супруга); родители (усыновители); дедушка и бабушка; дети, не достигшие 18 летнего возраста или достигшие при условии, что они получили инвалидность до момента достижения ими совершеннолетия, дети до 23 лет, при условии ох обучения в учебных заведениях по очной (дневной) форме.

Определение степени увечья производится медицинскими органами. Размеры страховых выплат, полученные в период службы или в течение года после её окончания, определяются исходя из окладов месячного содержания, включающих в себя месячные оклады по званию:

1. Инвалиду первой группы – 1, 5 млн. рублей.

2. Инвалиду второй группы – 1 млн. рублей.

3. Инвалиду третей группы – 500 тысяч рубелей.

4. Получение тяжелого увечья – 200 тысяч рублей.

5. Получение лёгкого увечья – 50 тысяч рублей[51].

В случаи смерти (гибели) сотрудника УИС в период прохождения службы или же по её окончания в период до года, при условии, что болезнь, приведшая к летальному исходу, была получена в период службы – выплачиваться денежная компенсация родственникам в равных долях в размере 2 млн. рублей.

Одной из острейших проблем получение страховых сумм в «переходный период» (в случаи прекращения договора со «старой» страховой компанией и заключения договора с «новой»). Например, оформление документов в конце года и представление их новому страховщику, который не обязан нести ответственность по данным рискам. Соответственно он отказывается в страховых выплатах. В 2010 году таких случаев было около 700.

Для устранения данной коллизии, необходимо уточнить в Инструкции о порядке проведения ОГС жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС ответственность страховщика за несвоевременную выплату страховых сумм, а так же определить ответственность сторон за невыплату страховых сумм застрахованному в случаях «переходного периода» ответственности от одного страховщика к другому[52].

Сотрудники, поступившие на службу, в том числе и после окончания учебного заведения ФСИН России, имеют право на получение следующих выплат:

1. Выплата по заключению первого брака. Выплачивается в течение 3 месяцев после заключения такового.

2. Выплата в связи с переездом сотрудника на новое место службы. Так же сотрудникам УИС оплачивается перевозка 20 тон багажа любым видом транспорта.

3. Сотрудники УИС могут воспользоваться правом на приобретение, вне очереди, билетов на все виды транспорта при следовании к новому месту службы, а так же к месту проведения отпуска и обратно.

4. Сотрудникам УИС предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в лечебных учреждениях МВД России, а так же санаторно-курортное лечение. Сотрудники оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов от стоимости путёвки в санатории ФСИН России. При этом сотрудникам вне зависимости от приобретения путёвки выплачивается денежная компенсация 600 рублей на самого сотрудника и 300 рублей на членов семей[53]. К сожалению, материальная база во многих медицинских учреждениях Министерства внутренних дел не достаточно исчерпывающая. Отмечается недостаток больничных коек, зачастую отсутствуют элементарное медицинское оборудование.

5. Сотрудникам УИС выплачивается компенсация за наём, поднаём жилого помещения. Данная выплата положена сотрудникам, прибывшим для прохождения службы из другого субъекта при условии отсутствия у него фактической возможности на приобретение данного жилья. При проживании совместно с сотрудником трёх и более членов семей выплачиваться до 50 % от стоимости найма жилого помещения. В городах Федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) данная выплата составляет не более 15 000 рублей, в областных центрах и городах – 3600 рублей, в прочих населённых пунктах – 2700 рубелей[54].

Однако приведенного перечня материальных стимулов для обеспечения должной мотивации труда явно не достаточно. Остро ощущается нехватка средств федерального бюджета на обеспечение всех нуждающихся сотрудников жильём. Данные факторы отрицательно влияют на эффективность оперативно-служебной детальности, особенно в экстремальных ситуациях.

Основываясь на выдержках из речи начальника финансово-экономического управления ФСИН России О.А. Коршунова[55], который выступал с докладом на расширенном заседании коллегии ФСИН России, представляется возможным сделать следующие выводы. Порядка 40 % от всех средств, выделенных из федерального бюджета, отводиться на выплату сотрудникам денежного довольствия. Общая сумма ассигнований составило около 270 млрд. рублей. Мероприятий по увеличению денежного содержания не предусмотрено, однако существует возможность увеличения общей суммы денежного довольствия за счёт всевозможных надбавок. Ряд надбавок исчез из общего перечня. Это, однако, не значит, что они были просто убраны, а всего лишь объединены с другими. Предусмотрена индексация доходов по показателям уровня инфляции ежегодно, она составит порядка 2 % от оклада месячного содержания аттестованных сотрудников.

Важнейшим стимулирующим фактором службы в УИС является возможность получения обеспечения после выхода на пенсию. Любому сотруднику важно знать, будет ли он обеспечен вследствие потери трудоспособности и выходу на пенсию в связи с достижением придельного возраста прохождения службы в УИС. Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[56] предусматривается три вида пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца.

Сотрудники УИС имеют права на пенсию в двух случаях:

1. Лицо, имеющее на день увольнения, стаж службы в органах и учреждениях УИС не менее 20 лет, при этом за выслугу в 20 лет устанавливается пенсия в размере 50 % от оклада месячного содержания, а за каждый следующий год к этой сумме добавляется ещё 3 %. Размер пенсии не может превышать 85 % от суммы оклада по ранее заминаемой должности.

2. Лица, уволенные со службы по достижению придельного возраста, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиям, при условии трудового стажа не менее 25 календарных лет, 12, 6 лет из которых он проходил службу в УИС. Им устанавливаться пенсия в размере 50 % от суммы денежного довольствия, а за каждый год стажа свыше 25 лет добавляется один процент к сумме денежного довольствия[57].

Предусмотрены дополнительные выплаты к пенсии отдельным категориям граждан. К этой категории относятся: Герои советского союза, Чемпионы Олимпийских и Параолемпийских игр, Ветераны Велико отечественной войны и труженики тыла, ветераны болевых действий, а так же лица, будучи неработающими пенсионерами, имеющие на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Считаем необходимым, обратить внимание на тот факт, что исчисление пенсий зависит от оклада по последней штатной должности, которую занимал сотрудник на день увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что материальное стимулирование в УИС имеет огромное значение по сравнению с иными видами стимулов. Именно денежные средства как нельзя лучше побуждают работника к выполнению своих функций. Поэтому данное направление деятельности требует значительных доработок. Не смотря на то, что уровень получаемого сотрудниками денежного довольствия выше среднего уровня заработной платы по стране, его всё равно не достаточно для создания престижности возможности прохождения службы. На лицо необходимость разработки новых доплат в каждой конкретной подотрасли, которые стимулировали бы не только заслуги вне службы или получения значимых государственных наград, а регулировали процессы выполнения задач предусмотренных служебной деятельностью.

Так, например, стоит ввести надбавку за показатели дисциплины в самом исправительном учреждении, надбавку за показатели ресоцоализации осуждённых находящихся в прямом подчинении у сотрудника УИС, или же надбавку за процент рецидива среди осуждённых уже отбывших наказание в виде лишения свободы.

Подразумевается, что лица совершившие преступления, содержатся в различных видах исправительных учреждений с различным режимом отбывания наказания в зависимости от тяжести и характера совершенного преступления. Данные надбавки должны напрямую зависеть от данного фактора, то есть в зависимости от вида исправительного учреждения, криминалистической характеристики группы осуждённых, определяется процент рецидива или эффективности ресоциализации.

Полагаем, что подобные начинания смогли бы более эффективно повлиять на служебную деятельность, обеспечить более добросовестное выполнение мероприятий связанных с перевоспитанием осуждённых, и мероприятий по обеспечению режима и оперативной обстановки.

Комплекс мер по отрицательному финансовому стимулированию не требует дополнения, любой сотрудник, получивший взыскание от «строгого выговора» и выше, автоматически, в течение одного месяца, лишается надбавки за добросовестное выполнение служебных обязанностей. Данная дисциплинарная мера является ощутимой и дополнений не требует.

Однако недостаточно эффективно развита система премирования личного состава УИС. Руководители различных уровней лишены возможности материально поощрять выделяющихся сотрудников. В итоге при разнице в объеме выполнения возложенных на лица функций их денежное довольствие одинаково.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.