Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я все умею делать сам






· Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни, а няня в наши дни присутствует, к сожалению, далеко не в каждой группе. В частности, еще и поэтому лучше не отдавать двухлетнего малыша в ясли, а подержать его еще с годик дома и научить всему необходимому.

Надо сказать, что два года -— самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно — он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

 

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может идолжен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного — не мешать!

Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ван­ной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей, не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может спра­виться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

 

· Как научить ребенка одеваться?

Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте — от двух до трех лет, — примите во внимание приведенные ниже советы.

- Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но — и это очень важно! — когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!

- Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

- Если лее малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.

- Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

 

Маме на заметку

 

Можно повесить на стенку в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом: найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потренируется в запоминании названий разных вещей), вырежете и наклеите их на лист ватмана.

Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков — неразрыв­но связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего это, конечно, куклы с их кукольными одежками. А кроме того, очень полезны разного рода «развивающие пособия» — игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научится быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет.

А что же делать, если бурный возраст «Я сам!» уже остался позади и вам приходится каждое утро полностью одевать трехлетнего, а то и четырехлетнего «ленивца»? Что ж, остается наверстывать упущенное. Если ребенок ив самом деле до сих пор не умеет одеваться — учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежки от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать и т. д.

В три-четыре года детишки так или иначе уже умеют одеваться. Но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самосто­ятельно, когда им этого очень хотелось. Теперь вам придется проявить гораздо большую настойчивость и потратить значительно больше времени на то, что - бы ребенок все-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребенка, призна­вать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу» (пусть даже эта работа и состоит пока что всего лишь в натягивании носков).

Между прочим, многие маленькие упрямцы (особенно мальчики) очень реагируют на «слабо»! Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой не справиться — дело- то Слож­ное, взрослое!» — и пожалуйста, он уже стоит у две­рей, полностью одетый и застегнутый на все пугови­цы. Но только имейте в виду: этот метод можно использовать только в том случае, когда ребенок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого де­лать. И не забудьте очень удивиться тому, как лов­ко, быстро и аккуратно малыш сумел одеться!

Не стоит упускать из виду и еще одну возмож­ную причину отказа от самостоятельного одевания. Быть может, ребенку просто очень не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. По­смотрите внимательно, легко ли ребенку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью (или, как говорят психологи, сензитивностью):, свитер, который, на ваш взгляд, нарядный и очень тепленький, для них действительно может быть невыносимо колючим — и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои, вполне определенные вкусы и пристрастия в одежде — любимый цвет, фасон и так далее. Не стоит этим пренебрегать — напротив, лучше поддерживать и развивать в ребенке вкус. Ведь это прекрасно, если малыш уже в четыре года хорошо знает, чего хочет! Конечно, целиком полагаться лишь на его мнение вряд ли возможно: может статься, что единственно приемлемой формой одежды юный модник считает футболку и шорты... В любом случае нужно искать компромиссы и, насколько это удается, учитывать мнение ребенка при выборе одежды.

· Как приучить ребенка к горшку?

 

Ребенок приобретает способность сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию примерно в двухлетнем возрасте. Конечно, к этому времени он уже наверняка «знаком» с горшком и знает, для чего этот предмет предназначен. Но если до сих пор «удачи» малыша в туалетных делах целиком и полностью являлись заслугой бдительных родителей, вовремя замечающих, что ребенок собирается эти самые дела совершать, то теперь, начиная с двух лет, он может следить за собой сам. Чего нельзя делать:

- держать на горшке подолгу;

- покупать «музыкальные горшки»;

- ругать за испачканные штаны;

- придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).

Для того чтобы ускорить процесс осознания и обучения, предоставьте малышу возможность хотя бы какое-то время каждый день путешествовать по дому без одежки. Тогда у него будет возможность увидеть и понять, что мокрые штанишки «случаются» не сами по себе, — он будет знакомиться с работой собственного тела. Кстати, о мокрых штанишках: примерно к полутора годам, а зачастую и намного раньше, малыши сами начинают очень бурно переживать по этому поводу. Мокрые штаны не доставляют никакой радости, поэтому у вас нет нужды еще и делать ребенку замечание или тем более ругать его.

Наблюдайте за ребенком. Обычно по некото­рым признакам можно заметить, что у него созрела некая потребность, и в это время имеет смысл предложить ему горшок. Не настаивайте, не заставляйте — просто предложите, объяснив, что тогда штанишки останутся сухими и чистыми. Не забывайте предлагать ребенку горшок перед дневным и ночным сном.

· Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в «багаже» малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и пресловутое «влияние коллектива» делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по мало-детству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особен­ностям психики. Требование «держать все на сво­их местах и не разбрасывать вещи где попало» тор­мозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому за­кону: вначале его мир — это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.

Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все «по полочкам», малышу действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?

Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно — хаос так хаос, — и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская — роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана — специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен «домик», и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.

В детском саду, скорее всего, не будет и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного беречь), у воспитателей — свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в ус­ловиях хаоса, учиненного пятнадцатью «творца­ми», обычно не соглашаются. Наконец, три-четы­ре года — это тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к «упорядочиванию»; в противном случае он вырастет не столько худо­жественно одаренной личностью, сколько баналь­ным неряхой.

Так что вопрос об уборке, так или иначе, возни­кает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку «отдрессируют» в садике, начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться — кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: «Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть». Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.

Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои «домики». Как пойти в садик и не заболеть

· До сих пор ребенок вообще никогда не болел. Но, говорят в детском саду дети все время болеют. Так ли это?

Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад «скрытым сопротивлением». Попросту -— начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети «подхватывают» простуду друг от друга - лишь одна из причин.

Верно и то, что воспитатели не всегда тщательно следят за тем, сухая ли одежда у малышей, — но это все-таки редкость. Обычно им (ценой больших усилий, учитывая наполненность и даже переполненность группы) все же удается проверить состояние одежек после прогулки и переодеть всех, кто в этом нуждается, развесив мокрые штаны и рубашки по батареям.

Внимание! Не забывайте оставлять в садике полный комплект запасной одежды для малыша.

Но прежде всего малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из -за разлуки с мамой... Наконец, очень часто именно перёд походом в садик дети получают полный «комплект» прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма. И даже сам по себе обязательный обход всех врачей-специалистов перед зачислением в детский сад, с бесконечными сидениями в очередях в поликлинике, может привести к тому, что малыш подхватит в коридорах этого «учреждения» простуду.

Так что, помимо психологической и «бытовой» подготовки, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша, которого вы отправили или только собираетесь отправить в садик. Последний вариант, разумеется намного более предпочтителен, но и после того, как «подготовленный» ребенок более или менее благополучно адаптируется в саду, нужно будет поддерживать малыша здоровым.

Все необходимые меры находятся в границах здравого смысла, то есть от вас не требуется каких-то особенных жертв, зато требуется планомерность, последовательность и настойчивость.

 

Маме на заметку

Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в начале нового учебного года, то есть в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов. Во-первых, даже если ребенок приходит в группу, состав которой в целом остался неизменным с прошлого года, проблема новичка, оказавшегося в уже сформировавшемся коллективе, оказывается не слишком острой. Ведь за лето малыши успели подзабыть друг друга, да и новеньких в сентябре всегда оказывается хотя бы несколько. Таким образом, всем приходится привыкать к садику и друг к другу заново и новые дети не слишком выделяются в этом отношении среди всех остальных. Во-вторых, летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, скорее всего, за городом, амо­жет быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины — все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно тогда, когда по­лагается — то есть в начале лета, а не в ноябре. Наконец, в- третьих, в сентябре еще достаточно тепло, много овощей и фруктов. А время плохой погоды, мокрых ботинок и эпидемий грип­па и простуд еще не наступило. И это тоже обнадеживает: есть шанс, что малыш успеет приспособиться к новому образу жизни прежде, чем все вокруг начнут чихать и кашлять. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало «садиковой» жизни именно на конец августа—сентябрь.

· Как защитить от простуд ребенка, который скоро пойдет в детский сад?

Начинайте закалять ребенка. Вообще, лучше всего начинать это делать, как только малыш появился на свет (и даже раньше, пока он еще спрятан у мамы в животе!), но и сейчас еще не все потеряно. Конечно, не стоит обливать ледяной водой неподготовленного ребенка в феврале месяце. Лучшее время для начала всех оздоровительных процедур — лето.

Собственно, летом и процедур-то особых не требуется. Предоставьте малышу побольше свободы – и он прекрасно закалится без всяких усилий с вашей стороны! Купание, минимум одежды, теплые летние лужи, хождение босиком — вот и весь «оздоровительный комплекс».

После привольного летнего отдыха дети возвращаются в город с приличным запасом здоровья. И вот теперь главное — не растерять этот запас, а, наоборот, приумножить, то есть заняться собственно закаливанием.

Опять-таки пресловутое ведро с водой может и подождать. Достаточно ежедневно поливать малышу холодной водой ладошки и ступни. Кстати, маленькие дети, а порой и большие тоже, очень любят игры с водой, и из этого можно извлечь тройную пользу: во-первых, такое занятие волшебным образом воздействует на состояние эмоциональной сферы ребенка, во-вторых — закаляет, если вода прохладная, а не ледяная или горячая, в-третьих — возможно, малыш скоро научится мыть посуду и избавит вас от этой «повинности».

Возвращаясь с дачи в городскую квартиру, вовсе не обязательно лишать ребенка возможности ходить босиком. Поверьте, тапки, теплые носки и колготки — вещь совершенно необязательная для малыша, пока он находится дома (речь, конечно, идет о нормальных условиях, а не о тех случаях, когда на дворе холод, а отопление еще не подключили!). Это, кстати, одна из очень распространенных ошибок: все время старательно утеплять детские ножки. Может быть, виноват граф Суворов с его знаменитым «держи ноги в тепле». Но ведь этот совет был адресован солдатам в походе, а в условиях современной городской квартиры безоглядно следовать ему не только не обязательно, но даже потенциально вредно.

Вот что очень важно осознать: у маленьких детей иной теплообмен, чем у взрослых, — более здоровый. Взрослый организм по сравнению с детским и испорчен, и избалован, и зашлакован, и бог знает что еще. К тому же сравните — сколько двигаетесь вы и сколько — ваше чадо. Отсюда следует ценный вывод: если вы мерзнете, это еще не означает, что ребенку тоже холодно. Большинство детских простуд на первом году жизни — от перегрева.

Конечно, бросаться в крайности, постоянно держать ребенка полностью раздетым не нужно. Но при нормальной, комнатной температуре малышу вполне можно позволить ходить босиком. Если полы в квартире холодные, бетонные, покрытые лишь простым линолеумом, нужно позаботиться о каком-нибудь более комфортном покрытии вроде ковролина. Кстати, очень весело и очень полезно устраивать малышу дорожки из разных материалов: разложите на полу шершавые коврики (например, резиновые для ванной), кусок меха, подушечки, заполненные разным сыпучим материалом — гречкой, горохом, фасолью и даже шишками (такие подушки изготавливаются своими руками за две минуты — например, из старых наволочек). Прогулка босиком по такой дорожке — нечто иное, как прекрасный массаж стоп, на которых, как известно, располагаются все важные рефлекторные точки.

Для того чтобы здоровый образ жизни малыша был совсем уж совершенным, к водным процедурам и хождению босиком (и вообще отказу от перегрева!) добавьте гимнастику и, по возможности, массаж. Конечно, ребенок и так двигается очень много, но десять—пятнадцать минут веселых упражнений под музыку принесут отдельную пользу. Массаж тоже очень полезен здоровым детям, а ча­сто болеющим (или имеющим какое-то хроническое заболевание) просто необходим. Кстати, если ваш малыш и до начала посещения детского сада не отличался крепким здоровьем, проконсультируйтесь с врачом-специалистом по лечебной физкультуре: он подберет комплекс упражнений, нужных именно вашему ребенку, и вы сможете дома заниматься с ним самостоятельно.

И конечно, нельзя не упомянуть одно из самых лучших средств поддержания здоровья — бассейн. Здесь вам и водные процедуры, и движение, и даже массаж (в роли массажиста выступает вода). Обязательно запишитесь в бассейн и ходите вместе с малышом. Соображения финансового порядка в этом вопросе не должны вас останавливать: считайте, что регулярное посещение бассейна — вещь столь же необходимая, как покупка зубной пасты. Или попробуйте подсчитать, сколько вы сэкономите на лекарствах и больничных, если вместо того, чтобы болеть, ваш ребенок будет нырять и плавать.

Высший пилотаж — совмещать поход в бассейн с посещением сауны. Это тоже очень полезно, но следует иметь в виду, что далеко не все дети получают удовольствие от сауны или парной. Впрочем, это можно проверять время от времени. Бывает, что малыш, прежде отказывавшийся даже войти в жаркое помещение, спустя полгода ни с того ни с сего становится заядлым любителем хорошенько попариться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.