Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это грозное слово «режим».






· Какой режим дня принят в детских садах?

В стандартном государственном детском саду распорядок дня примерно таков:

7.00—8.30 — прием детей в группу

9.00 — завтрак,

затем — прогулка, занятия

12.00 (или 12.30) - обед

13.00—15.00 — тихий час

15.30 — полдник,

затем — игры, прогулка.

Закрываются детские сады, как правило, в 19.00, на практике же часам к шести вечера детишек обычно уже разбирают по домам.

Приведенный режим — общая схема, в которую каждый из садиков может вносить некоторые вариации. Но тем не менее, начиная подготовку малыша к походу в детский сад, вы вполне можете ориентироваться именно на этот распорядок дня. И если до сих пор режим вашего ребенка существенно отличался от указанного (например, он ложился спать очень поздно и спал до десяти-одиннадцати часов утра), вам, конечно, нужно привести режим в соответствие с «нормативами».

Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режи­ма — не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится само собой. Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.

Вообще, маленькие дети очень любят, чтобы все было «по расписанию», одинаково изо дня в день, Любые перемены в привычном течении жизни — даже значительно менее глобальные, чем поход в детский сад — могут вызвать бурю протеста со стороны маленького консерватора. И этот консерватизм — не отклонение, а, напротив, очень ценное, качество. Оно говорит о том, что у малыша ужа формируется устойчивое представление о собствен­ном «я», внутренняя психическая целостность.

Так что перемены нужно вводить в жизнь ребенка постепенно и «малыми дозами». Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к садиковому режиму. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, как прежде, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъем.

· А что же делать, если ребенок днем не спит?

В первую очередь надо разобраться, почему именно ребенок не спит днем. Потому, что вам не хочется его укладывать (иногда по каким-то причинам вы не успеваете этого делать), или потому, что он действительно не нуждается в дневном сне?

Второй вариант, кстати, не слишком распространен. Есть, конечно, дети, которые уже лет с двух не нуждаются в дневном сне, но это большая редкость. Как правило, хотя бы до четырех лет, а то и больше, ребенку нужно днем спать хотя бы час-полтора. Попробуйте приблизить режим дня к приня

тому в детском саду; если малыш будет вставать в 7.30—8.00, то к середине дня наверняка начнет позевывать.

Если привычки спать днем у него до сих пор не было, можно поначалу просто укладывать его в кровать и читать ему книжку. Пусть не спит, но хотя бы полежит. Понемножку приучайте его тихо лежать одного, без постоянного вашего присутствия рядом. Будьте готовы к тому, что такое обучение займет немало времени. Не надо сразу загонять малыша в какие-то жесткие рамки, требовать от него беспрекословного следования новым правит лам — это невозможно. Попробуйте предложить ему какие-то тихие занятия: можно дать ребенку в постель любимую мягкую игрушку или несколько книжек, которые он любит рассматривать. Самое важное сейчас — чтобы малыш постепенно усвоил сам факт, что после обеда наступает тихий час и что в это время нужно оставаться в кровати и вести себя очень тихо.

 

Т еперь мы ходим в детский сад!

 

Первые впечатления

· Нужно ли заранее знакомить ребенка с садиком, в который он вскоре пойдет?

Нужно обязательно! Это, так сказать, азы адаптации. Для начала еще до того, как вы впервые отправитесь в детский сад, нужно рассказывать малышу о том, что скоро в его жизни наступят такие перемены.

Постарайтесь нарисовать привлекательную, но, конечно, не вымышленную картину: как интересно ходить в детский сад, где есть такие игрушки, каких нет дома, есть своя площадка для прогулок.

Рассказывайте ребенку о том, что в садике дети не только играют, но еще поют и танцуют, устраивают праздники, рисуют и лепят из пластилина, хо­дят в спортивный зал и т. д.

Как правило, достаточно ценным оказывается упоминание о том, что в садик можно ходить толь­ко большим деткам («таким большим, как ты!»). Хорошо, если у вашего ребенка есть знакомые дети постарше его, которые уже ходят в садик, — можно приводить их в пример: «Твой друг Сережа уже давно ходит в садик, у него там много друзей, а теперь вот и ты подрос, тебе уже тоже разрешат ходить в детский сад». Можно сказать ребенку, что он будет ходить «на работу» — как мама с папой.

Одним словом, важно, чтобы возможность ходить в детский сад подавалась как нечто важное и значительное, заслуженное ребенком, потому что он уже вырос и многому научился. Разумеется, ни в коем случае нельзя угрожать малышу садиком: «Вот подожди, отдам тебя в садик, там тебя быстро отучат капризничать и ныть!» — это не сделает ребенка более покладистым дома, зато создаст серьезные трудности при адаптации к детскому саду. |

Когда садик уже выбран, можно переходить от слов к действиям. Отправляйтесь на прогулку. Сначала можно просто посмотреть на садик и окружающую его площадку издалека, потом — прогуляться по территории. Можно каждый день ходить на прогулку именно к детскому саду, гулять на площадке рядом с ним, так, чтобы малышу хорошо было видно происходящее на территории: как дети из садика гуляют, играют, какие большие корзины с игрушками выносят на улицу воспитательницы... Если ребенок уже достиг подходящего для садика возраста, он наверняка заинтересуется этой шумной жизнью своих сверстников, захочет подойти поближе.

Еще очень хорошо прогуливаться рядом с детским садом вечером, когда дети уходят домой. Важно заранее убедить малыша в том, что посещение садика — явление конечное: мамы обязательно приходят и забирают детей после того, как те вдоволь наиграются и нагуляются в саду.

Теперь можно сокращать дистанцию и перехо­дить к непосредственному знакомству с воспитате­лями, а потом и с детьми. Воспитатели почти ни­когда не возражают против того, чтобы новенький малыш вместе с мамой участвовал в прогулках группы. Не заталкивайте своего ребенка сразу же в самую середину детской «тусовки»: пусть играет чуть в сторонке. Но если у него уже есть опыт со­вместных игр с детьми на детской площадке, то он, скорее всего, сам достаточно скоро включится в общие занятия.

Через несколько дней, убедившись в том, что ребенок спокойно и с удовольствием играет с другими детьми и не испытывает дискомфорта в тех случаях, когда к нему обращается воспитательница, можно попробовать ненадолго отлучиться с площадки. Этот маневр, как правило, тоже не вызывает никаких протестов у воспитателей. Для первого раза вполне хватит получаса, а если дело пойдет хорошо, то еще через день-другой можно оставлять ребенка на время всей прогулки.

Забирая малыша с площадке, не забудьте напомнить ему: «Сейчас все дети пойдут в свою комнату в садике, будут обедать, а потом спать. И мы с тобой пойдем обедать и спать, а завтра опять обязательно придем гулять сюда».

· Можно ли и нужно в первые дни ходить в группу вместе с ребенком'?

Это вопрос спорный. Большинство психологов отвечает на него единодушно и утвердительно. Но пожалуй, решение все-таки нужно принимать, исходя из каждой конкретной ситуации.

Во всех случаях желательно в первый раз зайти в группу вместе с ребенком. Вместе с ним рассмотреть игрушки, картинки на стенах, зайти в спальню и попросить воспитателя показать малышу, где его кроватка. Совершить экскурсию в туалет, показать ребенку, где он будет мыть руки. Может быть, побыть в группе еще какое-то, но недолгое время. А потом уйти домой — вместе с ребенком. Перед уходом обязательно попрощайтесь с детьми и воспитателем, пообещайте, что завтра малыш придет снова. Такая ознакомительная экскурсия вместе с мамой подтвердит малышу безопасность этой новой обстановки. На следующий день он придет в уже знакомое место, осмотренное и одобренное мамой. И встретит его уже знакомая воспитательница, с которой он гулял и с которой знакома его мама.

А вот дальнейшие действия могут быть, различными, в зависимости от поведения ребенка. Вполне возможно, что предварительная работа в виде совместных прогулок уже сделала свое дело, и ребенок пойдет в группу вполне спокойно. В этом случае достаточно напомнить малышу при расставании, в какое именно время вы придете его забирать

(это очень важный момент, и о нем не следует забывать ни сейчас, ни в дальнейшем!).

Если же малыш напряжен, испуган, неуверен в себе и ни в какую не хочет отпускать от себя маму, то нужно идти в группу вместе с ним. Часто воспитатели (особенно пожилые, «старой закалки») готовы буквально силой отрывать ребенка от мамы и уносить его в группу, невзирая на отчаянные вопли. При этом они утешают маму: «Ничего страшного! Как только вы уйдете, он кричать перестанет!»

Действительно, этот метод срабатывает: лишь в крайне редких случаях малыш будет продолжать кричать так же пронзительно после того, как мама скроется из виду. Не исключено, что он совершен но успокоится и втянется в занятия других детей. Возможно, будет просто тихо плакать в углу, а может быть, и плакать не станет, а просто просидит у окна все время до возвращения мамы. Вполне вероятно, что он будет вести себя очень хорошо, а на следующий день заболеет...

Одним словом, результаты такого радикального поступка могут оказаться самыми разными. Но стоит ли ставить подобные эксперименты на собственном ребенке? Ведь в любом случае это сильнейший стресс, и реакция — явная и бурная или скрытая и отсроченная по времени — все равно наступит. Так что лучше набраться терпения, поблагодарить воспитателя за желание помочь — и идти другим путем, то есть в группу вместе с ребенком,

Но для того чтобы ваше совместное пребывание в группе имело смысл, не стоит упускать из виду конечную цель — приучить малыша к тому, что он может оставаться здесь без вас. Поэтому старайтесь как можно меньше напоминать ребенку о своем присутствии. Как только он сам перестанет цепляться за вас и обратит свой интерес на игрушки или других детей, отходите в сторонку. Не стремитесь сразу же покинуть группу, дайте малышу время на то, чтобы почувствовать себя более уверенно, но держитесь на расстоянии. Если ребенок обращается к вам с каким-нибудь вопросом — на пример, можно ли взять ту или иную игрушку, предлагайте ему спросить об этом воспитательницу. То есть все время и словами, и своим поведением демонстрируйте тот факт, что вы гарантируете малышу его безопасность в этой обстановке, но не являетесь здесь главным лицом.

Не усаживайтесь со своим ребенком поиграть где-нибудь в уголочке. Общайтесь с другими детьми. Если ваш малыш ведет себя пассивно, начните сами играть с другими детишками, а когда ваш ребенок присоединится к общей игре и увлечется ею, отходите в сторонку.

Затягивать совместные походы в детский сад все же не стоит. Уже буквально через день-другой, убедившись, что ребенок более или менее освоился в новой обстановке, уходите из группы. Для начала — на полчаса. Предупредите ребенка, что только сходите в ближайший магазин и сразу вернетесь за ним, а потом вместе пойдете домой. Повторите маневр еще один -два раза, увеличивая время отсутствия. Забирая малыша домой, предупредите его, что завтра он уже останется в группе сам, как и все другие детишки.

 

Маме на заметку

Воспитатели, как правило, очень не любят родителей в группе. К прогулкам с мамой они обычно относятся положительно, а вот проникновению мамы в «святая святых» противятся изо всех сил. Главный аргумент звучит так: «Он привыкнет, что сюда можно ходить с мамой, и потом его без вас в группу вообще будет не затащить». Думается, что при разумных действиях эта проблема вполне разрешима. Воспитателя можно убедить примерно так: «Его и сейчас без меня никуда не затащить. Так давайте хотя бы попробуем приучить его к садику мягко!» Вообще, всеми силами старайтесь «перетянуть» воспитателя на свою сторону, взаимодействовать с ним, как с союзником и сотрудником, а не как с враждебной силой, которую нужно «побеждать». Но на всякий случай имейте в виду: у вас есть законом установленное право в течение первых пяти дней (которые вполне официально именуются «периодом адаптации») присутствовать в группе рядом с ребенком.

· Нужно ли оставлять ребенка в садике сразу на полный день?

Этот вопрос вызывает у воспитателей и психологов меньше разногласий, чем вопрос о допуске мамы в группу. Но часть воспитателей все-таки придерживается того мнения, что «растягивать удовольствие» совершенно незачем и новичок должен с первого дня жить по правилам, установленным для всех. Другие, наоборот, резко отрицательно относятся к идее сразу же устраивать ребенку «полное погружение».

Правы, скорее, вторые. В первое время — хотя бы неделю, лучше две — малышу достаточно оставаться в садике до обеда. Исключение составляют детишки, которые.сразу спокойно пошли в группу без мамы и приучены без проблем спать днем. Но такие идеальные случаи очень редки.

Даже если ребенок хорошо адаптируется, без протестов идет в садик, в первые дни обилие новых впечатлений вызывает в нем сильную усталость. Целый день в садике, в компании пятнадцати сверстников и малознакомых тетенек — это огромная нагрузка на нервную систему. Так что стоит поберечь здоровье ребенка. Дождитесь того момента, когда его эмоциональное состояние окончательно выровняется, и уж тогда смело оставляйте его в садике на тихий час.

· Первые три дня ребенок отходил в садик совершенно спокойно, а потом вдруг стал капризничать, отказываться идти в группу. Что же случилось?

Да, бывает и так: только вы расслабитесь, порадуетесь тому, какой у вас «беспроблемный» ребенок и как быстро он в отличие от других детей адаптировался к новым условиям, — и вот, пожалуйста! Крик, плач, скандал и решительный отказ идти в детский сад!

Первое, что приходит в голову перепуганным родителям, — малыша в садике обидели или напугали. Полностью исключать такую возможность, к сожалению, нельзя, но это далеко не обязательно должно быть именно так.

Скорее всего, дело в другом. Поначалу ребенка привлекла новизна, и он, подталкиваемый исследовательским инстинктом, радостно отправился на поиски новых приключений. А теперь вдруг сообразил, что так будет всегда: каждое утро мама будет оставлять его и уходить — совсем уходить, без него! И нельзя в любой момент вернуться из своего путешествия в неизведанные края, нельзя по собственному выбору закончить исследование и немедленно оказаться рядом с мамой. Надо сидеть и ждать, пока она придет, да еще и подчиняться все это время какой-то совсем другой, чужой тете. Ну как тут не впасть в отчаянье?

В этой ситуации вам не остается ничего иного, кроме как утешать, подбадривать — и терпеть. Если изначально ребенок пошел в группу с интересом и не испытывал страха от разлуки с вами, значит, он психологически созрел до посещения детского сада. То, что происходит сейчас, — естественная реакция привыкания к новым правилам. Почти наверняка она не затянется надолго.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.