Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки в использовании фразеологических оборотов






Таблица 4.

 

Тип ошибки Примеры
1.   Смешение компонентов двух близких по значению или по форме фразеологизмов Язык не поднимается говорить об этом. (В данном случае произошло смешение компонентов двух фразеологизмов: рука не поднимается, язык не поворачивается.) Нельзя же все делатьсложа рукава. (Смешение компонентов двух фразеологизмов: спустя рукава, сложа руки.)
2. Изменение значения фразеологизма или несоответствие фразеологизма контексту Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. (Использование данного фразеологизма в этом контексте является ошибкой, поскольку автор явно хочет сказать, что Хлестаков лжёт, а фразеологизм метать бисер перед свиньями имеет значение ‘напрасно разъяснять, доказывать тому, кто не понимает или не хочет понять’.)
3. Искажение фразеологизма (замена какого-либо слова, сокращение или расширение компонентного состава) Это получается Гришкин кафтан какой-то (нужно: Тришкин кафтан). Не маленький – пора уж за свой ум браться (нужно: Не маленький – пора уж за ум браться). Успехи этого студента желают лучшего (нужно: Успехи этого студента оставляют желать лучшего).

Морфологические ошибки ( нарушения правил образования форм слова)

 

Таблица 5.

 

Тип ошибки Примеры
1. Образование формы именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием -а (-я) вместо окончания -и (-ы) Слесаря (вместо: слесари), шофера, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера и др.
2. Образование не существующих в нормативном языке форм единственного и множественного числа существительных Я люблю поэзии Маяковского (нужно: поэзию). У наших писателей выражены преданности идее (нужно: преданность).
3. Ошибки в образовании падежных форм существительных Он был обыкновенным юношем. Врач сделал больному операция. Свободных местов в зале не было.
4. Образование ненормативных форм сравнительной степени прилагательных Он сделал более лучше. Это был самый умнейший человек своего времени. Эти частицы еще более мельче молекул.
5. Употребление просторечной формы местоимений Ихние дома готовы обрушиться. Он не мог сразу заговорить на ихнем языке.
6. Неправильное образование глагольных форм Сёла обезлюдят (вместо обезлюдеют), опротивят (вместо опротивеют), ездиют (вместо ездят), лазиют (вместо лазят), мучиет (вместо мучит), сыпет (вместо сыплет), трепят (вместо треплют).
7. Не соответствующее норме образование причастий Засмеявший мальчик, выдающий ученый, учащие нашей школы. Ветер срывал оставшие на деревьях листья (нужно: оставшиеся). В комнате убрато (нужно: убрано). Ребенок, одевающийся нянькой; ящик, сделавшийся столяром.
8.   а) Неправильное образование деепричастий: смешение суффикса деепричастия   И задумаясь, пошла в класс. Моя сестра, работав на фабрике, одновременно учится в университете. Я набирала номер, положа трубку.
б) произвольная замена устаревших форм деепричастий на современные в некоторых идиоматических выражениях Бросился вон очертив голову (нужно: Бросился вон очертя голову). Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов (нужно: … работать спустярукава,..).
в) образование деепричастий как результат «заполнения пустых клеток» в глагольной парадигме Спя, он вздрагивал. Идя, я встретил друга.

 

Синтаксические ошибки ( ошибки или недочеты в построении словосочетаний или предложений, нарушающие правила связи слов или ведущие к синтаксической омонимии и, как следствие, к двусмысленности высказывания )

Таблица 6.

Тип ошибки Примеры
1. Неправильное согласование Молодежь собрались в клубе. Еще одно редкое издание – прекрасная книга о деревянном зодчестве – пополнила нашу библиотеку. 31 фолиант умещаются на этой полке. Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитого в деле.
2. Неправильное управление Давно пришел со школы. Я готовлюсь для поступления в университет. Сколько время? (вместо Сколько времени?); оплатить за проезд (вместо оплатить проезд, ср. заплатить за проезд); отличие между ними в том, что… (ср. различие между ними, отличие одного от другого), имеет полное преимущество над соперником (вместо преимущество перед, ср. превосходство над кем-то), отзыв на статью (вместо отзыв о статье, ср. рецензия на статью).
3. Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых Когда мать узнает, что сын читает запрещенную литературу, у нее появился страх за него. Летчик достал наган и готовился к встрече с врагом.
4. Смешение полной и краткой форм имен прилагательных в роли сказуемого Он был недовольный его поведением. Все были готовые к походу.
5. Местоименное дублирование подлежащего Пушкинон великий русский поэт. Пелагея Ниловна она прошла большой жизненный путь.
6.   а) Ошибки при однородных членах предложения: объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия, в частности, родовые и видовые понятия   Мы купили мебель и диван. Он пришел в костюме и брюках. В гастрономе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и фруктов.
б) объединение слов, далеких друг от друга по семантике Когда мы приехали домой уставшие от полевых работ, дома нас ждала мама и очень вкусный ужин. …Выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами. Покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом.
в) неодинаковое морфологичес-кое оформление однородных членов предложения Она была красива и хитрая. Он ранен и контуженный. Книги помогают нам в учебе и выбирать профессию.
7. Установление отношений однородности между членом простого предложения и частью сложного предложения Сережа ждал темноты и когда все уснут. Шабашкин увидел в Дубровском человека горячего и что он мало знает толку в делах. Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них.
8. Нарушение норм употребления причастных оборотов У него было раскрасневшееся лицо от мороза. Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
9. Неправильное употребление деепричастного оборота. Возвращаясь домой, мне стало грустно. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.
10. Нарушение порядка слов в предложении В основе драмы Островского «Гроза» лежит с окружающим темным царством конфликт Катерины. Большие и красивые на окраине города здания быстро вырастали.
11. Синтаксическая омонимия, то есть двусмысленность, возникающая из-за неясности синтаксических связей между словами в предложении Я отвез ее домой (к ней или к себе?). Ему нужно отдать долг (ему должны отдать или он должен отдать?). Преподаватель предложил прийти на зачет во вторник (предложил во вторник или прийти во вторник?).
12. Нарушение порядка расположения частей сложного предложения Мы прошли в комнату с подругой, которая находилась рядом с кухней. Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал.
13. Разнотипность частей сложного предложения.   Об ответе Николаева можно сказать следующее: ответне вполне соответствует плану; желательно использовать больше примеров; не чувствуется собственного отношения к теме.
14. Неправильное употребление союзов и союзных слов. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стихи. Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех.
15. Загромождение сложного предложения придаточными предложениями. Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.
16. Смешение прямой и косвенной речи Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе. Он спросил, знаю я о болезни матери. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как жевы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Тема 8. Речевая культура.Понятие «речевой этикет».

Речевой этикет – «национально специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником». (Русский язык.Энциклопедия).

Речевой этикет – это система устойчивых форм общения. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

Речевой этикет представляет система устойчивых речевых формул:

1) обращения: товарищ, гражданин, гражданка, соотечественники, господин, госпожа, молодой человек, юноша, девушка, сударь, сударыня, дедушка, бабушка, Иван Степанович и т. д.;

2) обращения и привлечения внимания: Простите, …; Будьте добры, …; Скажите, пожалуйста, …; Простите за беспокойство, …; Не будете ли Вы так любезны… и т. д.;

3) приветствия: Здравствуй(те); Доброе утро (день, вечер); Приветствую вас и др.;

4) извинения: Извини(те); Извини(те), пожалуйста; Прости(те), (пожалуйста); Я не хотел тебя обидеть; Не сердись(тесь) на меня, пожалуйста; Извинись за меня перед… и др.;

5) ответа на извинение: Пожалуйста; Ничего; Не стоит (внимания); Ну, что Вы!; Да что Вы!; Это такие пустяки!; Это мелочь; Какие пустяки!; Ничего страшного! и др.;

6) просьбы, совета, предложения: Я прошу Вас (тебя)…; (Я) советую вам (Вам, тебе)…; Я предлагаю вам (Вам, тебе)…; Сделай(те)…; Напиши(те)…; Пожалуйста, …; Будьте добры, …; Если тебе (Вам) не трудно, + глаг. в повелит. накл.…; Будь другом, + глаг. в повел. накл….; Не согласишься ли ты (не согласитесь ли Вы)…; Просьба + глаг. в инфинитиве; Прошу (просим) + глаг. в инфинитиве; Вы не хотите + + глаг. в инфинитиве; Давай(те) + глаг. в 1 лице мн. ч.; Вы (ты) не против того, чтобы…; Как Вы (ты) смотрите (смотришь) на то, чтобы… и др.;

7) утешения, сочувствия: Не беспокойтесь (не беспокойся); Не волнуйся (тесь); Не расстраивайся (тесь); Не переживай(те); Возьми(те) себя в руки; Держи(те) себя в руках; Не падай(те) духом; Не теряйся(тесь); Не принимай(те) близко к сердцу; Не думай(те) об этом; Не надо расстраиваться (огорчаться); Нужно успокоиться (взять себя в руки); Все будет хорошо (в порядке); Все пройдет и др.;

8) согласия с мнением собеседника: Да; Конечно; Действительно; Разумеется; (Это) само собой разумеется; Правильно; Вы (абсолютно) правы (ты прав); Безусловно; Иначе и быть не может; А как же иначе?; Этого нельзя отрицать; Я согласен с Вами (с тобой, с Вашим (твоим) мнением); Могу согласиться; (Я) разделяю Ваше мнение (точку зрения); Я не возражаю (против этого); В какой-то мере Вы правы (ты прав); Допустим; Предположим и др.;

9) несогласия: Нет; Нет, конечно (конечно, нет); Совсем нет; Разумеется, нет; Безусловно, нет; Отнюдь (нет); Не так; Это не так; Это совсем не так; Разумеется, не так и др.;

10) благодарности: Спасибо; Большое спасибо; Благодарю; От (всей) души благодарю(им)… за…; Я (мы) Вам (вам, тебе) благодарен (благодарны); Сердечно благодарю(им); Я (мы) очень (так) благодарен (благодарны); Разрешите поблагодарить…; Позвольте поблагодарить…; Я приношу (мы приносим) свою благодарность; Я выражаю (мы выражаем) свою благодарность; (Я) хочу поблагодарить (выразить благодарность (признательность))…; Мне (нам) хочется поблагодарить…; Я хотел бы (мы хотели бы) выразить благодарность (признательность)…; Мне (нам) хотелось бы выразить благодарность (признательность)…; Вы не можете себе представить, как я (мы) благодарны (признательны)…! и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.