Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Термин и дефиниция в научной речи. Профессиональная терминология педагога.






    Научный стиль обслуживает научную, учебную сферы общения, разнообразные отрасли научных знаний (точные, естественные, гуманитарные), область техники и производства. Адресатами научной речи являются специалисты, читатели / слушатели, подготовленные к восприятию научной информации.

    Объект научного исследования — то явление, которое изучается.

    Предмет исследования — та сторона (часть) объекта, на которую направляется внимание исследователя.

    Цель научного труда — изучение фактов, явлений действительности, их объяснение, выявление закономерностей.

    Задачи научного труда:

    1) доказательство определенных положений и гипотез;

    2) выявление новых, еще неизвестных науке фактов;

    3) их последовательное описание, аргументация, обоснование;

    4) систематизация научных данных и др.

    Основные функции научного текста: 1) информативная — функция сообщения объективной информации в области научного знания; 2) познавательная; 3) коммуникативная.

    Стилеобразующие черты текста научного стиля:

    1) информативная насыщенность;

    2) сжатость изложения содержания (компрессивность);

    3) конкретность;

    4) объективность, бесстрастность изложения;

    5) логическая строгость и доказательность выдвигаемых положений;

    6) последовательность изложения, упорядоченность частей.

    Общие языковые особенности научного произведения:

    1) смысловая точность, однозначность;

    2) строго нормированный литературный язык изложения;

    3) стилистическая однородность языковых средств;

    4) безличный, обобщенно-отвлеченный характер изложения;

    5) безобразность (научный текст рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие)

    6) установленные стандарты.

    В научной речи используются разнообразные языковые средства:

    1. Лексические средства:

    1) насыщенность терминами (математическими, философскими, из области медицины, лингвистики и т. д.) — 15-20% всей лексики текста;

    2) большое количество книжно-письменных слов (доказательство, определять, динамика, статистический, обладать, являться, считаться, существовать);

    3) преобладание абстрактной лексики над конкретной (развитие, движение, деятельность, мышление, отражение, фактор, отношение, проявление);

    4) употребление слов в прямых, конкретно-предметных (номинативных) значениях;

    5) отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, лексики ограниченного употребления и т. д.

    2. Фразеологические средства:

    1) составные научные термины — научная фразеология (сложное синтаксическое целое, функциональная стилистика и т. д);

    2) речевые клише для выражения логических связей, последовательности изложения (дать возможность…, как показывают (свидетельствуют) данные, резюмируя сказанное, докажем от противного, представляет собой…, включает в себя…, состоит из…, заключается в…, относится к… и др.);

    3. Словообразовательные средства:

    1) широкое использование суффиксов существительных со значением признака, движения, состояния, изменения: -иj, — ниj, -ениj, -ость, -изм, -к, -циj, -фикациj и др. (стабильность, изменение, стратегия, коррекция);

    2) активное использование суффиксов –ическ, -альн, -тельн, -ен, -н- для образования отыменных прилагательных (исторический, интеллектуальный, сомнительный, принципиальный);

    3) образование сложносоставных слов (историко-культурный, древнерусский);

    4) использование заимствованных словообразовательных элементов: приставок (анти-, де-, ир-, ре-, супер-, квази-), корней (авто-, теле- и др.);

    4.Морфологические средства:

    1) преобладание имени над глаголом;

    2) частотность существительных со значением признака, действия, состояния;

    3) частотность форм Р. падежа существительных;

    4) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного;

    5) цифровое обозначение числительных;

    6) употребление формы 3 лица глаголов наст.вр. во вневременном значении;

    7) отсутствие повествования от 1 лица ед. ч. (вместо формы 1л. ед. ч. (я, мной, мое) употребляется форма 1л. мн. ч.: мы, нами, наше и т.п.);

    8) активность страдательных глаголов;

    9) широкое употребление причастных и деепричастных форм (в письменной речи);

    10) широкое использование кратких страдательных причастий (изучен, рассмотрены, описана и т. д);

    11) использование наречий (затем, отсюда, далее, обычно и др.);

    12) активность предложных сочетаний, большое количество предложно-именных сочетаний (в течение…, в продолжение…, вследствие…, благодаря…, в отличие…, в связи с…, в силу…, в свете…, в отношении…и др.);

    13) использование составных союзов, союзных сочетаний (несмотря на…, в то время как…, тогда как…, между тем как…, вследствие того, что…, благодаря тому, что…, в связи с тем, что…).

    5.Синтаксические средства:

    1) преобладание простых распространенных предложений (средний объем предложений 10-12 слов);

    2) активность составного именного сказуемого;

    3) активное использование страдательных конструкций;

    4) использование односоставных предложений: неопределенно-личных, безличных;

    5) активность предложений, осложненных: а) однородными членами предложения, б) обособленными членами;

    6) широкое использование вводных слов и словосочетаний (во-первых, во‑ вторых, по-видимому, с одной стороны, безусловно, несомненно, напротив, итак, таким образом, следовательно и др.);

    7) возможность уточняющих, вставных конструкций;

    8) цитаты;

    9) распространенность сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

    10) частотность конструкций с причинно-следственными отношениями;

    11) рубрикация текста;

    12) четкое построение абзацев.

    В научном стиле выделяют: 1) собственно-научный (академический), 2) научно-учебный, 3) научно-популярный подстили.

    1.Собственно-научный (академический) подстиль ориентирован на специалистов, характеризуется академическим изложением:

    - логической стройностью,

    - четкой системой аргументации,

    - максимальной информативной насыщенностью известными и новыми для науки данными, - систематизацией научных фактов и явлений,

    - насыщенностью специальной терминологией.

    Основными жанрами собственно-научногоподстиля являются монография, статья в научном журнале, тезисы, научная рецензия.

    2.Научно-учебныйподстиль ориентирован на обучение, подготовку будущих специалистов, характеризуется:

    - развернутой системой аргументации, цель которой — обосновать что-то уже известное в науке,

    - целенаправленной систематизацией материала с целью обучения будущего специалиста языку данной научной дисциплины,

    - развернутыми определениями понятий (дефинициями),

    - различными приемами представления (презентации) научных понятий и обучающего комментария научных определений и терминов, новых для читателя или слушателя и важных для понимания и ясности изложения,

    - логическими подчеркиваниями, активизирующими внимание читателя или слушателя, направляющими, организующими его мыслительную работу.

    Жанры: учебник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция и т. д.

    3.Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам, широкому кругу читателей, слушателей, то есть на популяризацию научных знаний.

    Характеризуется:

    - научной достоверностью, адекватностью описания научных понятий и явлений,

    - доходчивостью, понятностью научной информации для неспециалистов,

    - включением в изложение разнообразных средств выразительности.

    Жанровые разновидности: энциклопедия, справочник, научно-популярная брошюра, статья в научно-популярном издании.

     

    В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

    Термин – это слово или устойчивое словосочетание, которое имеет определенное значение в той или иной области науки. В основе термина лежит научно построенная дефиниция. Именно это придает термину строгость и четкость.

    Слова, не являющиеся терминами, не нуждаются для раскрытия своего значения в научной дефиниции. Их значение нередко поясняется в толковых словарях через синонимы.

    Термин, обозначая научное понятие, входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. Системность терминов – терминология – это ядро научного стиля.

    Терминология – одна из наиболее подвижных, динамических частей языка, меняющаяся по мере развития наук.

    Дефиниция. Способы передачи значений терминов. Толкование термина от имени к значению, например, типология – классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

    Дефиниция (определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного термином.

    Например: Законвсе нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. Законодательный актКонституционный закон, имеющий силу конституционного закона, кодекс, указ Президента РК, имеющий силу закона, постановления Сената и Мажилиса.

    Виды дефиниций:

    А. Квалификационная - характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков, которые приводятся по принципу «от общих, родовых, к видовым».

    Б. Ситуативная - характеризуется частичным воспроизведением полной дефиниции. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом.

    Стандартное использование видов дефиниций:

    А. Квалификационные:

    1. первое упоминание термина в работе;

    2. коррекция уже предложенных дефиниций;

    3. введение нового термина.

    Б. Ситуативные:

    1) упоминание уже приведенного в работе термина;

    2) упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.