Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по дисциплине






«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК».

 

Тема 1. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина.
Основные единицы речевого общения. Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический. Условия успешного общения.

 

Норма (лат. norma – правило, образец) это исторически сложившийся и социально осознанный кодифицированный правильный вариант употребления языковой единицы, противопоставленный с той или иной степенью категоричности другому неправильному или менее предпочтительному варианту.

Узус (узуальная норма) это обычное для носителей данного языка или диалекта употребление языковой единицы. К узусу, таким образом, относятся и крепкий кофе, и крепкое кофе, и в пальто, и в пальте. Это более широкое понятие, чем кодифицированная норма (или просто норма). Узус – это набор общеупотребительных вариантов, из которых норма как правило выбирает один, становящийся обязательным и правильным. Норма – это узус, ставший законом.

Норма - общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Возможны три степени соотношения «норма – вариант»: а) норма обязательна, а вариант (прежде всего – разговорный) запрещен; б) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и нежелателен; в) норма и вариант равноправны.

Высокая культура речи заключается в: а) точности; б) доходчивости, доступности; (т. е. самое подходящее для данного случая); в) правильности (отражение соотношения «речь – язык»); г) логичности («речь – мышление»); д) точности («речь – действительность»); е) лаконизме («речь – общение»); ж) ясности («речь – адресат»); з) богатстве («речь – языковая компетенция автора»); и) выразительности («речь – эстетика»); к) чистоте («речь – нравственность»); л) уместности («речь – адресат», «речь – ситуация общения»).

Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые.

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют форм их проявления в речи. Значимость этики можно охарактеризовать словами Аристотеля: «Есть три причины, вызывающие доверие к говорящему, три причины, в силу которых мы верим без доказательств, - это рассудительность, добродетельность и доброжелательность».

Мораль – совокупность правил (норм) поведения людей по отношению к миру, друг к другу и самим себе, следование которым дает человеку возможность достигать успеха в обществе, создавать семью и обеспечивать ее благосостояние, действовать на благо общества в целом и приобретать почет и уважение, находить свое место в обществе и верно исполнять профессиональные обязанности, ориентироваться в процессах общественного развития и пользоваться достижениями культуры. Различают народную (практическую) мораль, духовную мораль, профессиональную мораль, мораль гражданского общества.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Доброта, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценке этичности речи и речевого поведения в целом. «Наказание лжеца не в том, что ему никто не верит, а в том, что он сам никому не сможет поверить».

Доброжелательность здесь выступает как норма общения, а Красота расценивается как некрасивое: Так говорить некрасиво. Некрасивое поведение.

Этические нормы в современном обществе не допускают обман, грубость, неискренность, озлобленность, зависть и др. Обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку: не оскорблять, не унижать другого человека, уважительно относится к другим.

Общий этический принцип гласит: «Поступайте с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой».

Процесс коммуникации также оценивается с точки зрения его соответствия нормами этики.

Таким образом, значимость соблюдения этических норм подтверждается обилием и разнообразием правил, воплощающих эти нормы в более конкретные рекомендации.

Коммуникативные нормы – это нормы, ориентированные на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. Эти нормы направлены на регулирование процесса общения.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования языковых средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.