Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Условия и факторы качества управленческих решений.






    На предприятии сталкиваются, как правило, множество интересов, желаний, намерений. Даже сложными алгоритма­ми не выразить равнодействующую всех этих сил. Поэтому в каждом управленческом решении имеют место элементы субъективности, зависящие от знаний и способностей руково­дителя.

    Одновременно в основу управленческих решений заклады­ваются определенные объективные положения, с которыми обя­зан считаться каждый руководитель. Степень их использова­ния зависит от умения руководителей исходить из объектив­ных позиций и разрабатывать решения с учетом научных ос­нов управления.

    Объективными экономическими условиями разработки грамотных управленческих решений являются:

    1) знание реальных тенденций развития управляемого объекта;

    2) владение методами положительного использования скла­дывающихся тенденций на деятельность предприятия;

    3) ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;

    4) определение задач, вытекающих из этих целей, для уп­равляемого объекта;

    5) четкое представление о состоянии объекта, внешней сре­ды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;

    6) владение набором методов перевода управляемого объек­та из фактического состояния в желаемое и придания ему не­обходимых направлений развития;

    7) умение своевременно реагировать на изменяющуюся об­становку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства.

    Для соблюдения указанных условий руководитель должен располагать информацией, которая поступает от разных источ­ников — внутренних и внешних, приобретается в ходе обуче­ния и переподготовки, накопления опыта. Однако и при хорошо организованном информационном обеспечении принимаются как правильные, так и ошибочные решения.

    Повышению их качества способствует предварительное продумывание следующих организационных вопросов:

    1) где и кто принимает решение;

    2) типы принимаемых решений на различных уровнях;

    3) время, необходимое для принятия решений после полу­чения информации;

    4) система оформления и передачи решения;

    5) система контроля исполнения принятых решений и про­верка их фактической эффективности.

    Для руководителей разного уровня характерен определен­ный тип принимаемых решений. Так, чем ближе руководитель к производству и меньше масштабы его работы, тем больше доля оперативных решений, конкретнее адресность. К таким руко­водителям относятся мастера цеха, участков. Генеральный ди­ректор корпорации занимается разработкой перспективных решений:

    • определение путей развития;

    • внедрение новой техники и технологии;

    • освоение новой продукции;

    • выявление емкости рынка;

    • определение тенденции развития отраслей, потребляю­щих продукцию;

    • возможность выхода на мировой рынок и т. д.

    Руководитель должен принимать решение с учетом влия­ния внешних (меняющихся условий снабжения, сбыта) и внут­ренних факторов (перемены в личном составе, возникшие зат­руднения структурного характера).

    Период времени решений отличается для мер различного масштаба. Оперативные решения должны приниматься в самые короткие сроки, иногда мгновенно (например, диспетчером элек­тросети). По перспективным вопросам торопливость принятия решений недопустима, так как необходимо:

    • взвешивание всех обстоятельств в настоящее время и в дальнейшем;

    • сбор дополнительной информации, проведение специаль­ных исследований;

    • формулирование конечного решения и путей его дости­жения;

    • определение содержания и графика работы, связанной с принятием решения.

    В ходе реализации решения устанавливаются средства контроля за ходом его осуществления, продумывается частота контрольных операций и их содержание. Формами контроля могут быть отчеты, оперативная информация, автоматическая сигнализация, сводки, документы и др.

    Факторов, влияющих на качественный уровень управлен­ческих решений, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы:

    а) факторы ситуационного характера, связанные с осозна­нием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогно­зы, используемые методы, организация управления на пред­приятии и др.;

    б) факторы поведенческого характера (в процессе разра­ботки решений): мотивы, ценностные ориентации, уровень тре­бований, готовность идти на риск лиц, разрабатывающих и при­нимающих решения.

    Факторы первой группы действуют на этапе, предшеству­ющем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленчес­ких решений.

    В практике принятия решений на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться. Схематично структуру факторов, оказывающих влияние в процессе принятия реше­ний, можно представить следующим образом (рис. 1).

    Рис. 3, 1. Факторы качества управленческих решений






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.