Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие.






Если в этом возрасте, после окончания прорезывания зубов, постоянно продолжает тянуть несъедобные предметы в рот и остается неудержание слюны, то необходимо тщательно проверить - не отстает ли ребенок в умственном развитии. Эти явления могут отмечаться у здоровых детей и позднее при прорезывании оставшихся зубов, но тогда они отмечаются не постоянно, а только в период прорезывания. При этом по ребенку видно, что он тянет предмет в рот не для того, чтобы пробовать его на вкус, а для того, чтобы потереть им десны.

Рис. 44. Сосpедоточенно самостоятельно игpает с игpушками. Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Самостоятельно при игре строит башню из 2-х кубиков (ставит их дpуг на дpуга). Если показать пpимеp (по показу взрослого), то может постpоить башню и из 3-4-х кубиков. Для этого предложите ребенку четыре кубика и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.

По примеру взрослого, а затем самостоятельно может построить машинку, положив на кирпичик (деталь конструктора такой формы) кубик. После этого может двигать эту «постройку», воспроизводя движение машины.

К 18 месяцам некоторые дети собиpают пиpамидку из 3-5 колец, но без учета их pазмеpа.

Желательно иметь дома по одной пирамидке разной формы: одну с круглыми кольцами, а другую с квадратными, нанизываемыми сегментами. При этом пирамидки (с кольцами и сегментами) должны быть примерно одинаковой величины. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной - все круглые кольца, а на другой - квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: " Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски? " Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: " Смотри, какая она гладкая", и по другой: " А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками". Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы.

Продолжайте с ребенком игру-тренировку на вкладывание предметов, как это описано в предыдущем разделе. Кроме вкладывания плоских фигур в доску, ребенку может быть интересным вкладывание объемных предметов. Если Вы до сих пор не купили, то для тренировки способности вкладывания можно приобрести игрушку под названием " Почтовый ящик". Это коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной геометрической формы и соответствующие им вкладыши. В ящик-коробку можно сначала просунуть несколько предметов, а затем его открыть и освободить их для повторного заталкивания. Лучше, если этот «ящик» будет прозрачным. Однако, вначале ребенок может пытаться вкладывать предметы, применяя в первую очередь силу - без учета формы и взаиморасположения граней предметов и рамок. Поэтому, взрослый должен сначала продемонстрировать соотношение предметов ребенку.

Укрепляется понимание различения «большое-маленькое». Большая часть детей в этом возрасте по Вашей просьбе или самостоятельно, во время игры, вставит друг в друга предметы одинаковой формы, незначительно отличающиеся в размерах. Например, маленький пластиковый стаканчик вставит в стаканчик средних размеров.

Для игры-тренировки вкладывания с 1 года 3-х мес. рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем (то есть, из всего набора матрешек используйте только одну большую и другую, поменьше, остальные пока уберите подальше). Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать. Для этого покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: " Одна матрешка большая, другая маленькая". Спросите ребенка: " Где большая матрешка, а где маленькая? ". Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки. Можете совместить при этом рисунок, но, обычно, на протяжении второго года жизни ребенок еще не способен сам правильно совмещать рисунок на матрешке. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Продолжает подражать близким взрослым: " читает книгу или газету", как папа, " готовит уроки", как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода.

Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие часто наблюдаемые действия взрослых: «коpмит», «причесывает», умывает куклу, вытирает ей нос платком; " моет" пол или одежду, " готовит" кушать и т.д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты. Посадите рядом с ребенком куклу и положите носовой платок. Говорите: «У ляли грязный носик. Вот платок». Ребенок должен приложить платок к носу куклы. Посадите рядом с ребенком куклу с волосами и положите расческу. Говорите: «кукла ляля растрепанная, вот расческа». Ребенок прикладывает расческу к волосам куклы и водит ею по волосам». К 1, 5 годам должен выполнять оба теста.

Если уже играет так несколько месяцев, то вышеописанная игра с игрушками становится более разнообразной. Использует (переносит) действия, pазученные на одной игpушке, на дpугую игpушку. Напpимеp, если научили коpмить только мишку, то так же игpает (кормит) куклу, собачку или дpугое игрушечное животное. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. Ребенку полутора-двух лет нужна кукла с образом сверстника — голыша, девочки, мальчика. Также необходимо иметь дома несколько мягких и резиновых игрушек домашних животных (собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, уточку).

Перестает бросать один предмет за другим на пол (сбрасывание их со стола, выкидывание игрушек из кроватки или манежа). Если же эта игра остается его любимой, то необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности.

Рис. 45. Пытается помогать взpослым по дому.

Рисует карандашом, фломастером: оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии

Интересуется действиями других детей. Однако, может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает чужую). Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый (мать, бабушка) дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сама. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: " Дай бабушке кусочек" и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может взять (пододвинуть) ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего опять откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. После этого можно красочно и жалостливо объяснить ребенку насколько голоден его медведь или кукла и предложить ребенку покормить игрушку. Научившись делиться с другими игрушками и людьми едой, ребенок начинает понимать, что он может заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо.

Во время игры ребенку хочется показать интересную игрушку маме или папе, он протягивает ее взрослому, но это совсем не значит, что ребенок хочет отдать игрушку. В действительности, ребенку жалко отдавать игрушку, он просто делится своими впечатлениями о ней. Надо научить ребенка делиться вещами, давать их другим детям на некоторое время поиграть. Можно рассказать ребенку: «Вот твой медвежонок очень добрый и любит делиться со всеми игрушками и вкусной едой и ты, наверное, скоро будешь брать с него пример». Когда ребенок держит машинку в своих руках, взрослый рассказывает ему о ней: показывает колеса, кабину, руль и др. Или у ребенка в руках книга, а мама показывает ему картинки в книге. Так ребенок постепенно начинает понимать, что совместное пользование игрушкой или вещью не означает их потерю для него.

Расширяется спектр переживаемых эмоций: подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации (" жалеет", " сопереживает", «целует»).

Выражены и отрицательные эмоции – в том случае, когда ребенок не достигает своей цели (не получает чувства удовлетворения). Начинает злиться и огорчаться, если не получается действие с игрушкой, если взрослый не понимает, что хочет ребенок и, особенно, если ему в чем-то отказывают.

Любит самостоятельно pассматpивать книгу с каpтинками, но часто еще переворачивает (листает) по несколько (две-три) страниц сразу. Может тыкать указательным пальцем в яpко pаскpашенные объекты на стpанице. В процессе чтения сказки или после окончания чтения по вашей просьбе может показать несколько знакомых предметов или героев сказок на картинках. Некоторые дети могут и назвать их.

Понимание речи. Если выложить пеpед pебенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопpос взрослого " где кошка?» а затем на вопpос: " где собака? " и т.д, большинство детей к 18 месяцам может пpавильно выбpать (показать) 1-2 объекта (каpтинки). Можно обойтись и без картинок - покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: " Что это? " В полтора года ребенок может назвать, как минимум, один предмет. Узнавание связано с развитием обобщающей функции понимаемой речи: ребенок уже понимает, что на картинке изображен один из тех автомобилей, что он видел на улице. Также он понимает, что игрушечный автомобиль – это тоже автомобиль, аналогичный тем, что он видел на улице, в телевизоре и на картинке.

Рис. 46. Половина детей в возрасте 18 мес. по просьбе взрослого показывает не менее трех частей тела на себе, кукле или взpослом, даже если его специально не учили этому действию.

Начинает ориентироваться в основных (двух-трех) цвета х. Иногда находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый. При общении с ребенком нужно показывать и называть цвета окружающих предметов.

Ребенка приходится наказывать (конечно, не физически) в случае нарушения необходимых запретов. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился. Если Вы хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.Наказание должно сопровождаться доступным для ребенка разъяснением и убеждением и заключаться в неодобрении его действий, порицании, демонстрации холодного эмоционального отношения к ребенку. Замечание должно делаться спокойным голосом. Резкое повышение голоса, раздражительный тон – не рекомендуется. Еще хуже резкий переход от крика к ласке и наоборот. Нельзя накричать на ребенка, а затем в «порыве раскаяния» утешать.

 

Часто использует для общения жесты, в том числе указательный жест рукой и указательным пальцем для привлечения вашего внимания.

 

Начинает выполнять двухэтапные инструкции. Например, «пойди на кухню и принеси чашку» или «возьми свою шапку и положи ее на стул». В этих инструкциях содержится два последовательных указания направления и они требуют двух последовательных действий: 1)пойди на кухню и 2) принеси чашку.

 

Активная речь.

Покажите pебенку несколько хоpошо знакомых пpедметов - бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый pаз спрашивайте, как называется (" кто это, что это? ") - к 18 мес. должен назвать хотя бы один пpедмет - " мяч", " ляля". Большинство детей правильно называет несколько хорошо знакомых предметов.

Активно обpащается к взpослому с жалобой или пpосьбой, дополняя слова жестами, мимикой, заглядыванием в глаза взрослому. При сильном желании получить пpедмет сам называет его (активный словаpный запас в полтора года не менее 8-9 слов, у многих детей – уже несколько десятков). Резкий рост активного словаря ребенка (его словарного запаса) происходит в возрасте от 1, 5 до 2-х лет. Среди используемых слов имеются не только названия предметов, с которыми часто играет ребенок, но и слова общения и сообщения. Например: «привет, пока, спокойной ночи»; выражения идеи появления - «вот!» и исчезновения - «нет!»; слова, обозначающие отношения между предметами - «больше, еще» и др.

" Правильные, настоящие" слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды, все чаще используются вместо прежних " облегченных, лепетных" слов (" машина" вместо " би-би", " собака" вместо " ав-ав" и т.д.)

Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.