![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
(1374, роспись – 1378)
? – что знаем? что узнаем из имени? Грек, гречина – родом из Византии. · появление на Руси – XIV век –? – почему тут остался? · сопоставление по значению с Андреем Рублёвым (диалоги в фильме А. Тарковского)
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения – единственные в мире из сохранившихся фресок этого мастера (!!!). Иконы руки Феофана Грека сохранились в Благовещенском соборе Московского Кремля. Родившись около 1340-х гг., Феофан работал в Константинополе т, как можно думать, являлся представителем художественной и духовной элиты византийского общества. В 1378 г. Феофан приехал на Русь, работал в Новгороде Великом и Нижнем, затем перебрался в Москву, где расписал церкви Рождества Богоматери в Московском Кремле (1390), Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405; здесь он работал вместе с Андреем Рублёвым, который был его учеником).
1378 г. «В лето 6886 подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличани Ильины улицыю. А подписал мастер Феофан Гречанин при великом княжении Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском». Третья Новгородская летопись Основные темы и образы: Христос Пантократор (купол), Праотцы (барабан), Троица, Столпники. «Но самое удивительное впечатление производит то, что Пантократор Феофана так необозримо огромен в сравнении со всеми другими существами: серафимами, ангелами и праотцами. Громадные размеры его придают ему сверхъестественный характер. Этот образ становится носителем огромной силы. Поистине этот образ Христа такой мощный, что перед ним всякое живое существо «сжимается». Он внушает зрителю величайшее смирение, страх и чувство своей ничтожности. Видимо, Феофан своим образом хотел испугать новгородцев» (Алпатов, с. 29). Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Сила внутреннего духа, психологическая индивидуальность (непохожесть одного образа на другой), суровость. Одно из особых выразительных средств – блики (только ли дают объём?). Вопрос цвета: судя по репродукциям – монохромная цветовая гамма. Сравнить с иконами. Тогда чем объяснить такое изменение в новгородской росписи? Исследователи указывают, что раскрытие образов новгородских фресок Ф.Г. невозможно без обращения к исихазму. Исихазм (от греч. «исихия» – «безмолвие», тишина») – мистическое учение, распространившееся в Византии в XIV веке и сочетавшееся с практикой достижения единения человека с Богом при помощи «очищения сердца» слезами и непрерывного сосредоточенного повторения в уме Иисусовой молитвы (краткая форма – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи помилуй»). В центре богословской полемики, которую вели исихасты, или «паламиты», как их иногда называют по имени идейного вождя – Григория Паламы, со своими противниками, лежала проблема богообщения. Исихасты утверждали возможность реального, а не интеллектуального богообщения, путём нисхождения на человека «нетварного», т.е. невещественного «божественного» света, сообщающего человеку благодать (Л.И. Лифшиц, с.22). «Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам даёт, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, её святых и подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщённости. Думая, что благодать является только даром Божиим, но не самим Богом, Который себя нам отдаёт, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, творением и Творцом. … Но нет! Опыт Церкви нам говорит, что благодать – это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что принимая благодать, мы делаемся, по приощению, участниками Божественной природы…». Митрополит Антоний Сурожский. Выбор тем и исихазм. Ф.Г. не случайно остановил свой выбор на образах Макария Египетского и Иоанна Лествичника и стполпников. «Первые два были поборниками строгой отшельнической жизни и одними из создателей учения об исихазме (молчальничестве), в силу чего они пользовались особым уважением у исихастов; а столпники воплощали в глазах византийцев высочайший идеал святости, так как, по представлению агиографов, войдя на столп и отрекшись от мира, они целиком посвящали себя служению Богу» (В.Н. Лазарев) Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Свет и исихазм. Блики росписи не просто энергично лепят объём. Л.И. Лившиц, с. 23 Феофан понимает и трактует свет не только как среду, но прежде всего как силу, изнутри воздействующую на человека, оформляющую, просвещающую, преобразующую весь его облик… При этом свет не просто позволяет подчеркнуть какую-то психологическую реакцию на тот или иной момент жизни, но полностью раскрывает такой образ, который византийцы называли внутренним человеком. Т.Ю. Царевская, с. 12Мистический свет, который был увиден апостолами в момент Преображения Христа на горе Фавор, становится в живописи Феофана важнейшим средством и целью художественного выражения. Благодаря энергичным бликам, резким отсветам, фрески Троицкого придела воспринимаются как подобие призрачной картины, выхваченной при вспышке молнии Г.С. Колпакова, с. 166 Стремительный бег белильных движек, прозрачный цвет, «светозарность» материи для Феофана не условия «бегства от плоти», но проявление мистического преображения человека, «сущего воплоти», телесно. Свет в росписи 1378 г. – не среда, даже не духовная среда, но – сила, действующая на человека изнутри. Эта сила, энергия оформляет, просвещает и заставляет существовать въяве каждый образ, последовательно доказывая, что источник света, источник благодати – «внутри нас есть». Свет оценен как внутреннее состояние человека: «не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2: 20). Цветовая гамма – пожар; раскопки. (См. В.М. Ковалёва)
|