Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод расчета критического объема продаж






Влияние затрат на прибыль анализируется с помощью методики анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit, CVP-анализ).

Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, представлена схемой:

затраты → объем производства → прибыль

Увеличение объема продаж в натуральных единицах, как правило, приводит к росту затрат организации, в первую очередь переменных. Постоянные затраты, как правило, от объемов производства и реализации не зависят, потому они и постоянные.

Пример по условиям вышезаданным: Увеличение объема производства на 30% приведет также к увеличению переменных затрат на 30%. Оценить целесообразность такого решения.



Решение:

1. Расчет прибыли при исходных данных: П = 480, 0 – 340, 0 – 90, 0 = 50, 0 т.р.

2. Расчет прибыли при изменении объема производства: П = 624 – 442 – 90 = 92, 0 т.р.

3. Темп роста прибыли: Тр(П)= 92, 0 / 50, 0 = 1, 84 или 184%

4. Темп роста выручки: Тр(В) = 624, 0 / 480, 0 = 1, 3 или 130%

5. Темп роста затрат: Тр(З) = 532, 0 / 430, 0 = 1, 237 или 123, 7%.

6. Проверим выполнение условия: 1, 84 > 1, 3 > 1, 237

Следовательно при сложившемся росте затрат повышение объема производства и продаж приведет к повышению прибыли и доходности.

Критический объем продаж (точка безубыточности, порог рентабельности) – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль.

Известны три взаимосвязанных метода расчета точки безубыточности: аналитический, графический, расчет удельной маржинальной прибыли.

Аналитический метод. В его основе лежит очевидная зависимость:

В = Зпер + ПЗ+ П,  

где: В – реализация в стоимостном выражении; Зпер – переменные производственные расходы; ПЗ условно-постоянные производственные расходы; П – прибыль.

 

В точке безубыточности по определению прибыль равна нулю, то есть, П = 0, поэтому можно найти соответствующий объем продаж (в натуральных единицах), как раз и называемый критическим (ТБ):

ТБ = ПЗ / (Ц – Зпер)  

Графический метод. Этот метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. Графическое построение модели приведено на рис.

 
 

 


Переменные расходы: Зпер = УПЗ*Q
]

Условно-постоянные расходы ПЗ
]

           
 
 
   
Точка безубыточности
 
Реализация, ед.Q
 

 


Рис. График расчета «мертвой точки»

Расчет удельной маржинальной прибыли. Этот метод является следствием аналитического метода. Знаменатель дроби (соnt = Ц – Зпер) в формуле (6.4) называется удельной маржинальной прибылью (вкладом) и характеризует величину маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции.

Экономический смысл «точки безубыточности» предельно прост: она характеризует количество единиц продукции, реализация которой обеспечит получение маржинальной прибыли, в точности равной сумме условно-постоянных расходов.

Норма маржинальной прибыли МД = МД / В) характеризует долю удельной маржинальной прибыли в цене единицы продукции; выражается в процентах. Повышение значения нормы приводит к снижению величины критического объема продаж.

 

Таким образом, критический объем продаж в стоимостном выражении определяется:

ВкритР) = ПЗ / НМД  

 

Рассмотрим следующий пример:

Частный предприниматель планирует продажу журналов по цене 6, 40 руб. за единицу. Он может приобретать журналы оптом по цене 5, 20 руб. за один журнал и возвращать непроданные журналы за полную стоимость. Аренда места – торговой точки обойдется в 2400 руб. в месяц, заработная плата продавца в месяц – 3000 руб.

Определить критический объем продаж.

По формуле: ТБ = 5400 / (6, 40 – 5, 20) = 4500 ед. или 28 800 руб.

Если же предприниматель хочет получать прибыль ежемесячно в размере 3000 руб., то:

ТБ = (5400 + 3000) / (6, 40 − 5, 20) = 7000 ед.

 

Норма маржинальной прибыли 1, 2 / 6, 4 = 0, 1875 или 18, 75%.

Используя этот показатель: Вкрит = 5400 / 0, 1875 = 28 800 руб.

 

Таким образом, порог рентабельности (ПР) – показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности − прибыль. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и снижение цен реализации.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, то есть чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

ЗФП = ВФАКТ – ПР  

 

Показатель безопасности можно исчислить и в относительном выражении:

ПБ = (ВОЖИД – ПР) / ВОЖИД

Показателем безопасности часто пользуются как мерой операционного риска: чем выше показатель, тем безопаснее ситуация, так как снижения точки равновесия меньше. Чем ниже точка равновесия продаж, тем меньше риск ведения дела и более безопасно инвестирование при прочих равных условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.