Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика произвольного и непроизвольного запоминания






Будучи мнемическим эффектом психических процессов, всегда про­текающих при выполнении какой-либо деятельности, запоминание <,..> не является независимым от особенностей этой деятельности, а, наобо­рот, ближайшим образом ими определяется.

Всякая же деятельность людей характеризуется прежде всего на­правленностью. Она не только дает тот или иной результат, но и всегда на что-либо нацелена, что может и не совпадать с фактическим резуль­татом деятельности, с тем, к чему она в действительности приводит. Изучение зависимости запоминания от направленности деятельности, в условиях которой оно осуществляется, является поэтому частью более общей проблемы влияния деятельности на запоминание.

В наиболее яркой форме направленность деятельности бывает представлена как сознательное намерение решить ту или иную задачу, добиться достижения той или иной цели. Наличие этого намерения характеризует собой всякую сознательную деятельность человека. Послед­няя всегда есть осуществление какой-либо сознательно поставленной цели. «В том, что дано природой, — говорит Маркс, —- он (человек. — А.С.) осу­ществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон оп­ределяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю»2.

1 Смирнов АЛ. Проблемы психологии памяти. М.; Просвещение, 1966. С. 37-43. 62-83.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 189.


Определяясь сознательно поставленной целью, сознательным намерением осуществить, эту цель, деятельность человека в своей направленностиобусловливается, однако. не только сознательныv намерением. Существенную роль наряду с ним играют также и неосознаваемые источ­ники направленности, в частности всякого рода, установки, вносящие часто совершенно безотчетный или во всяком случае недостаточно осознанный х а р а к т е р.

Как сознательное намерение, так и неосознанные установки отнюдь не являются, однако, первоисточником человеческой деятельности. Цели, которые ставит перед собой человек, и неосознанная им направленность его действий основой своей имеют те реальные условия, в которых жи­вет и действует человек. Подлинным источником человеческой деятель­ности является реальная действительность, воздействующая на человека.

«На деле цели человека, — говорил Ленин, — порождены объек­тивным миром и предполагают его, — находят его как данное, наличное. Но кажетсячеловеку, что его цели вне мира взяты, от мира независи­мы (свобода)»5.

Важнейшую роль в том, что определяет собой человеческую дея­тельность, ее направленность и характер, играют общественные отноше­ния людей, по-разному складывающиеся в зависимости от материальных условий жизни общества. Деятельность человека общественно-исторически обусловлена.

Направленность деятельности людей исключительно многообраз­на. Изучение зависимости запоминания от различного содержания на­правленности деятельности представляет собой большую и сложную задачу. В данной работе мы не ставим перед собой этой цели, а огра­ничиваемся более узкой задачей. Мы хотим проследить, как влияет на запоминание только один из видов направленности, наиболее характер­ный для учебной деятельностичеловека и в особенности для усвоения знанийв процессе обучения. Мы имеем в виду направленность на то, чтобы запомнитьматериал, который должен быть усвоен, т.е. так называемую мнемическуюнаправленность, или направленность на запоминание.

В тех случаях, когда непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить, запомина­ние представляет собой особый вид психической деятельности, часто весьма сложной, и по самому существу своему является произвольнымзапоминанием. Обычно ему противопоставляется запоминание непроиз -

'■ Широко развернутая теория установки, опирающаяся к;: оо: н: 1рчые окслернм; "!: --та~ьные данные, выдвинута Д.М.Узнздв'-' и плодотворно развивается '.то сотруднику;.:,!.; учениками (см.: У.шадяе П..Н. Экспериментальные; основы 1: с;: хоЛ'>; ■;:: ■ ут^ч'^о;:. Тбили­си: Изд-во АН Грузинской ССР, ]!)61ь

- Лпшн В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. ]71.

! 9 3ш.55Ю


вольное, которое осуществляется в тех случаях, когда, анемическая за­дача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей. Когда мы решаем математичес­кую задачу, мы вовсе не ставим перед собой цель запомнить те число­вые данные, которые имеются в задаче. Наша цель — решитьзадачу, а не запоминать имеющиеся в ней числа, и тем не менее мы запомина­ем их, хотя бы и ненадолго.

Различие этих видов запоминания вполне правомерно. Но вместе с тем было бы неверно понимать его как абсолютное противопоставле­ние одного вида запоминания другому. Между произвольным и непро­извольным запоминанием существует, несомненно, ряд переходов, ряд промежуточных форм. Одна из них как раз именно то запоминание, которое осуществляется не в силу сознательного намерения запомнить, не под влиянием мнемическои задачи, а благодаря наличию мнемичес­кои установки. Такое запоминание не является произвольным, посколь­ку последнее обязательно должно быть намеренным, но вместе с тем оно характеризуется все же более или менее ярко выраженной мнемическои направленностью, что не имеет места при непроизвольном запоминании. Поэтому его никак нельзя считать относительно случайным мнемическим эффектом деятельности, направленной на выполнение иных задач, как это характерно для непроизвольного запоминания. Это, безусловно, одна из переходных форм между произвольным и непроизвольным за­поминанием. <...>

Наиболее ярко выражена мнемическая направленность, конечно, при произвольном запоминании. Поэтому сопоставление именно этого вида запоминания с непроизвольным должно дать наиболее ценный ма­териал для характеристики действия мнемическои направленности в его наиболее ярком выражении. В этом плане и проведены наши экс­периментальные исследования, имевшие целью выяснить ряд вопро­сов, касающихся зависимости запоминания от направленности деятель­ности.

Наличие мнемическои направленности имеет важнейшее значе­ние прежде всего для продуктивности запоминания. Низкая продук­тивность непроизвольного запоминания отмечалась в ряде работ <,..>, Хорошо известно, что при прочих равных условиях произвольное за­поминание значительно эффективнее непроизвольного. Намерение за­помнить надо считать одним из главнейших условий успешности за­поминания.

Это положение хорошо знакомо каждому из личного опыта, из жиз­ненных наблюдений. Вместе с тем оно нашло свое четкое отражение и в экспериментальной практике. Одним из наиболее ярких примеров его значения является случай, описанный сербским психологом Радоссавлевичем<...> и многократно цитированный в психологической литературе. Один из испытуемых этого исследователя не понял, в силу плохого зна-


ния языка, на котором говорил экспериментатор, задачи, которая была поставлена перед ним, — запомнить относительно небольшой (но бес­смысленный) материал. В итоге этого непонимания оказалось, что запо­минание даже небольшого материала не смогло осуществиться, несмотря на то, что материал был прочитан вслух 46 раз. Однако, как только зада­ча запомнить была уяснена испытуемым, он смог воспроизвести весь ма­териал совершенно точно после всего лишь шестикратного ознакомления с ним.

О том же самом говорят и данные других работ, в которых вопрос о действии задачи запомнить подвергался специальному изучению, в ча­стности исследования Поппельрейтера, Вольгемута, Мазо <...>. Методи­ка этих работ заключалась в том, что испытуемым предлагалось, с одной стороны, воспринять какой-либо материал с целью запомнить его, а с другой — ознакомиться с аналогичным материалом в условиях, когда запоминание не требовалось. Как в том, так и в другом случае после это­го (во втором случае — неожиданно для испытуемых) предлагалось вос­произвести воспринятый материал. Итоги опытов показали, что в первом случае запоминание бывало значительно продуктивнее, чем во втором случае.

Весьма показателен хорошо известный всем, кто вел эксперимен­тальные исследования памяти, факт плохого запоминания эксперимен­таторами того материала, который предлагается ими испытуемым для заучивания. Все испытуемые заучивают материал полностью и точно, сами же экспериментаторы, читающие этот материал испытуемым, по окончании опытов могут воспроизвести его крайне недостаточно, и это имеет место, несмотря на то что эксперименты проводятся с нескольки­ми испытуемыми, в силу чего материал воспринимается эксперимента­торами значительно большее число раз, чем каждым испытуемым тз отдельности. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.