Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичные документы при отправке груза морским транспортом.






 

Доказательством заключения договора морской перевозки груза служит коносамент – товаросопроводительный документ, удостоверяющий заключение договора морской перевозки и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза к перевозке. Коносамент выдается судовладельцем или его агентом и содержит обязательство перевести морем груз из одного пункта в другой на определенных условиях и выдать груз в пункте назначения законному держателю коносамента.

В одном случае приему груза может предшествовать заключение чартера, во втором - чартер не составляется и перевозка осуществляется по коносаменту (в линейном судоходстве).

При перевозках линейными судами коносамент выполняет три функции:

1) является официальной квитанцией судовладельца, подтверждающей принятие груза определенного количества и состояния к перевозке на конкретном судне или передачу его под охрану судовладельца с целью отправки;

2) свидетельствует о заключении договора перевозки между грузоот­правителем и судовладельцем;

3) является товарораспорядительным документом, позволяющим лицу, указанному в коносаменте либо обладающему оригиналом коноса­мента на предъявителя, распоряжаться товаром путем передаточной надписи и предоставления данного транспортного документа (например, заложить товары в банке или передать другому покупа­телю до их прибытия).

В случаях, когда коносамент выдан в подтверждение приема груза, которому предшествовало заключение чартера, коносамент, называемый “чартерным коносаментом”, нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки, то есть коносамент не выполняет вторую из вышеупомянутых функций. Как чартерный, так и линейный коносаменты регулируют взаимоотношения перевозчика с держателем коносамента.

Отличие коносамента от накладной – товаросопроводительного документа на других видах транспорта – заключается в том, что:

- накладная, как правило, оформляется грузоотправителем, отдельные сведения (например, о стоимости транспортировки) вносятся в нее при участии перевозчика, а составление коносамента является обязанностью перевозчика;

- по своему содержанию коносамент является более объемным доку­ментом, чем накладная. На оборотной стороне коносамента зафиксирова­ны все основные условия предстоящей перевозки. При необходимости они уточняются, и в коносамент вносятся изменения и дополнения. Накладная содержит меньший объем условий транспортировки, корректировка со­держания ее ограничена либо вообще не допускается;

- накладная не обладает качеством товарораспорядительного документа.

В зависимости от определения в коносаменте лица, обладающего правом получить груз, коносаменты подразделяются на:

- именные,

- ордерные,

- на предъявителя.

По именному коносаменту груз может быть получен лишь тем лицом, на имя которого коносамент выписан.

Ордерный коносамент предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, индоссировав коносамент. В графе «наиме­нование получателя» должно быть указано: «to order of...» и далее наиме­нование лица, на чье имя индоссирован коносамент, т.е. передача доставленного груза производится по “приказу отправителя” или “приказу получателя” и возможна по передаточной надписи того или другого.

Предъявительский коносамент передается путем простого вручения, т.е. груз выдается лицу, которое предъявит коносамент.

Коносамент содержит следующие реквизиты:

- название судна;

- наиме­нование перевозчика;

- порт и страна погрузки и назначения;

- наименование отправителя и получателя;

- размер платежей за перевозку;

- наименование груза и обозначение на нем марки, числа мест или количества груза, а в необходимых случаях - данные о внешнем виде, состоянии и свойствах груза;

- время и место выдачи коносамента;

- количество выписанных экзем­пляров;

- подпись капитана или иного представителя перевозчика.

До подписания коносамента урегулируются все вопросы, связанные с оплатой фрахта.

На бланках коносаментов указывается отметка о состоянии груза по внешнему виду. Коносамент без замечаний к грузу называется чистым, а констатирующий дефекты в состоянии товара или упаковки - нечистым, грязным (non clean, dirty). Банки не принимают к оплате коносаменты с замечаниями.

На практике важное значение имеет правильное датирование коноса­мента. В случае если груз принят на борт, на коносаменте делается допол­нительная отметка «на борту» («on board»). Небортовой коносамент оформляется для груза, принятого к перевозке, но не погруженного на судно, например при условии ФАС или при линейных перевозках, когда груз помещается на складе перед его отправкой. Если небортовой коноса­мент обозначен как «бортовой», то в нем указывается дата поступления товара в распоряжение перевозчика и дата его погрузки на судно.

В случае необходимости выдачи грузополучателю части груза, оформленного коносаментом, могут быть выписаны долевые коносаменты - “деливери-ордера”, представляющие собой фактически не коносаменты, а распоряжения получателя капитану о выдаче части груза, выполняющему такое распоряжение после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию.

Сквозной коносамент представляет собой документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя или более судоходными линиями, которые действуют в соответствии с соглашением. Кроме морского транспорта сквозной коносамент может оформлять перевозки и другими видами транспорта. Соглашение между перевозчиками обычно определяет доли “сквозного фрахта” за каждый участок перевозки, а также пределы ответственности за груз. Применение сквозных коносаментов позволяет доставлять товары в порты, не входящие в сферу работы линии, принимающей груз к перевозке в порту погрузки

Обычно коносамент выписывается в трех и более экземплярах. Все эк­земпляры коносаментов, составляющие полный комплект (full set of Bills of Lading), являются оригиналами, и на них ставится штамп «Оригинал» (Original). В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригина­ла (first, second...). Кроме оригиналов, выписывается необходимое количе­ство копий - для агента судна, для таможни, для портовой администра­ции, для транспортно-экспедиторской фирмы и др. Чтобы подчеркнуть их вспомогательный характер, на данных коносаментах ставится штамп «Копия» (Сору).

Следует отметить, что свойством товарораспорядительного документа обладает лишь оригинал коносамента. Копии коносамента капитаном судна не подписываются и товарораспорядительными документами не являются. Не является товарораспорядительным документом и коносамент, не содержащий каких-либо из обязательных реквизитов. Распоряжение коносаментом (продажа, залог и т.д.) во внешнеторговом обращении означает распоряжение самим грузом и именно к этому сводится функции коносамента как товарораспорядительного документа.

Коносамент в линейном судоходстве включает в себя большее число условий по сравнению с коносаментами, используемыми в трамповом сообщении. В международном торговом судоходстве применяется много различных форм коносаментов, а морские пароходства стран СНГ применяют три их формы: линейный коносамент, чартерный (трамповый) и для сквозных перевозок.

Роль чартера и коносамента в регулировании отношений сторон, участвующих в перевозке, зависит от совпадения или несовпадения фрахтователя с получателем. В случае их несовпадения возникают два правоотношения: одно - между фрахтовщиком и фрахтователем и другое - между фрахтовщиком и получателем (держателем коносамента). В первом случае отношения между сторонами регулируются чартером, во втором - коносаментом. В отношениях между фрахтовщиком и фрахтователем решающую роль играет чартер при расхождении его условий и условий коносамента, а в отношениях между фрахтовщиком и получателем решающую роль играет коносамент при расхождении его условий и условий чартера.

В случае совпадения фрахтователя с получателем груза (держателем коносамента) возникает одно правоотношение - между фрахтовщиком и фрахтователем (держателем коносамента) при наличии двух документов: чартера, представляющего вид договора перевозки, и коносамента, не являющегося таковым, но выдаваемого позднее заключения чартера. При подобном совпадении фрахтователя с грузополучателем, как это позволяет заключить судебно-арбитражная практика, противоречие между двумя документами разрешается в пользу чартера при отсутствии доказательств о намерении сторон изменить условия чартера посредством коносамента. Вместе с тем ссылкой чартера на коносамент или коносамента на чартер ряд условий одного из документов может быть включен (инкорпорирован) в другой, что позволяет заимствовать приемлемые условия и избежать их повторения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.