Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Линдсей, Д. Норман 3 страница






Одна из важных характеристик процесса решения мыслительной задачи заключается в том, что происходит развитие смыслов определен­ных элементов ситуации. Это развитие происходит неравномерно: от тридцати переобследований до однократного. Смысл является результа­том осуществления определенной группы поисковых операций, сами эти операции являются объективным индикатором смысла и его развития.


514 Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

Как уже говорилось, смысл развивается путем включения одного и того же элемента в разные системы взаимодействия. В ходе исследовательс­кой деятельности создаются определенные устойчивые системы взаимо­действующих элементов, которые, в свою очередь, изменяются путем редукции одних элементов и включения других. Формирование систем не является пассивным объединением ряда элементов, но есть результат активных действий с этими элементами, — действий, посредством кото­рых и выявляются функциональные свойства элементов. Анализ экспериментальных данных показал, что использование в деятельности каждого нового элемента происходит в основном через его включение в уже созданные системы, которые направляют поиск на включение эле­ментов с определенными свойствами, сами эти элементы, в свою очередь, ведут к преобразованию ранее созданных систем. Результатом такого исследовательского процесса является постепенное, углубляющееся и меняющееся в ходе решения одной задачи отражение ситуации — ее не-вербализованный операциональный смысл для человека. Таким образом, наряду с невербализованным операциональным смыслом отдельных эле­ментов существует операциональный смысл ситуации в целом. Естествен­но, что между ними возникают сложные отношения. Как правило, в про­цессе решения задачи испытуемый действует не с одной, а с нескольки­ми системами элементов. Иногда переход от одной системы к другой выступает достаточно четко. Это также характеризует особенности опе­рациональных смыслов ситуации.

Анализ динамики развертывания поиска в ситуациях, где он дос­таточно выражен, показал существование различных этапов поиска, пред­шествующего решению конкретной задачи. Объективным показателем такого различия является меняющееся число элементов, с которыми ре­ально работает испытуемый на различных этапах решения задачи. Для обозначения этого факта было введено понятие частной, или промежуточ­ной, зоны ориентировки (чтобы отличить ее от общей зоны ориентиров­ки, которая характеризует обследование ситуации за весь период поиска решения задачи), под которой имеется в виду число элементов ситуации, обследовавшихся испытуемым на определенном промежуточном этапе поиска решения задачи (например, решение задачи, занявшее 2 мин, можно разбить на пятисекундные интервалы, в результате получим 24 промежуточные зоны). Выло показано, что объем этой зоны ориентиров­ки в ходе решения одной задачи также неоднократно меняется (напри­мер, от 23 до 8 элементов).

Резкое уменьшение количества элементов, являющихся объектами мыслительной деятельности, сопровождается и качественным изменени­ем характера устанавливаемых взаимодействий: они становятся более определенными, направленными и избирательными. В деятельности по­является определенное доминирующее взаимодействие элементов. При


Тихомиров О.К. [Исследования мыслительного процесса.., ] 515

анализе поиска видны постоянные возвращения испытуемого к проигры­ванию этого доминирующего взаимодействия, которое становится цент­ром образуемых циклических систем элементов.

Анализ таких доминирующих взаимодействий показал, что они представляют собой осуществление некоторых реальных возможностей определенных элементов ситуации, осуществление в зрительном плане определенного преобразования ситуации, которое затем может быть при­нято в качестве реального практического действия (но не обязательно принимается, оно может быть и отвергнуто в ходе дальнейшей исследо­вательской работы). Мы имеем как бы «предрешение» задачи, возника­ющее на невербальном уровне. Его можно назвать невербализованным операциональным смыслом действия. «Предрешение» может как совпа­дать, так и не совпадать с окончательным решением. Главное заключа­ется в том, что найден объективный критерий появления у человека смысла возможного решения задачи, а именно установление впервые вза­имодействия между элементами, носящего характер проигрывания воз­можного в данной ситуации действия и сокращающего последующий поиск, придающего ему направленный, избирательный характер. Возник­новение смысла влияет на дальнейшие исследовательские действия, ко­торые заключаются теперь в обследовании взаимодействий между элемен­тами, связанных с возникшим смыслом, что позволяет либо окончатель­но принять его, либо отвергнуть. Тем самым накладываются известные ограничения на обследуемые взаимодействия, что и приводит к более направленному, избирательному течению поиска.

Следовательно, поисковая деятельность, предшествующая окон­чательному решению задачи, имеет по крайней мере две качественно различные и объективированные в глазодвигательной активности фазы:

1) процессы, приводящие к возникновению смысла возможного решения задачи и тем самым смысла дальнейших исследовательских действий;

2) оценка возникшего смысла, его адекватности ситуации (поиск средств его воплощения). Практически при решении одной задачи можно видеть неоднократное чередование фаз и их перекрытие.

Принципиально важным является анализ исследовательской дея­тельности, предшествующей возникновению у испытуемого «предреше­ния» задачи (невербализованного операционального смысла решения). Именно это звено процесса решения задачи обычно ускользало от иссле­дователей, пользующихся исключительно либо данными словесного от­чета, либо рассуждений вслух, что и порождало иллюзорные представ­ления о том, что сущность мышления состоит в далее нерасшифровыва-емом акте «усмотрения». На самом же деле, как теперь стало ясно, данные представления связаны с ограниченностью методов анализа мыш­ления. <...>



Тема 18. Экспериментальные исследования мышления


Эмоциональная активация в структуре решения задачи

Познакомимся с одним из конкретных экспериментально-психоло­гических исследований1. Задача этого исследования заключалась в том, чтобы выявить некоторые отношения между мышлением и эмоциями прежде всего в фазе рождения замысла решения, нахождения основного принципа, которую обычно считают центральной и вместе с тем наибо­лее трудной для психологического изучения. Мыслительная работа испы­туемых заключалась в решении сложных шахматных задач (этюды или задачи на постановку мата в два—три хода). Решение этих задач являет­ся типичным примером творческого мышления. Решение находится не сразу (обычно требуется отказ от некоторых шаблонных схем) и доста­точно отчетливо членится на две фазы: нахождение основной «идеи ре­шения» и доказательства ее правильности (расчет вариантов).

Основным индикатором состояний эмоциональной активации слу­жила КГР. В.Н.Мясищев, тщательно исследовав психологическое значе­ние электрокожной характеристики человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляет­ся убедительно доказанным»2. С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологичес­кое значение КГР, писал: «Спорно, в какой мере он специфичен именно и только для эмоций, но несомненно, что КГР является реакцией веге­тативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней»3. После специальных контрольных экспериментов было принято, что падение сопротивления кожи в результате возникновения у испыту­емого состояния, которое он в словесном отчете относит к категории «эмоциональных», может рассматриваться в качестве индикатора состо­яния именно эмоциональной активации. Некоторое событие, вызываю­щее состояние эмоциональной активации, проявляющееся в появлении КГР, может рассматриваться как причина этого состояния тогда и толь­ко тогда, когда КГР появляется не ранее чем через 1, 5 с после воздей­ствия. Во всех случаях, когда латентный период меньше названной ве­личины, КГР можно рассматривать как индикатор состояния, возникше­го до наступления анализируемого события, т.е. предшествующего ему.

1 См.: Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной дея­
тельности человека: Автореф. дне... канд. пеихол, наук. М., 1972; Тихомиров O.K. Струк­
тура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

2 Мясищев В.Н. Психологическое значение электрокожной характеристики челове­
ка // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. Л., 1935; см.: Потебня АЛ. Мысль и язык //
Полное собр. соч. Харьков, 1926. Т. I.

3 Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946; см.: Телегина Э.Д. Пси­
хологический анализ эвристик человека: Автореф. дис... канд. пеихол. наук. М., 1967.


Тихомиров О.К. [Исследования мыслительного процесса…]



Сам эксперимент строился следующим образом. Испытуемым пред­лагалось решать задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записы­валось на магнитофон и затем тщательно анализировалось. Время реше­ния ограничивалось 30 мин. Во время решения передвигать фигуры не разрешалось. После нахождения окончательного решения задачи испы­туемый должен был сказать «задача решена». В опытах участвовали шах­матисты первого разряда, специально отобранные по показателям началь­ного электрокожного сопротивления. Решение использовавшихся в опы­тах задач являлось для перворазрядников и доступным, и достаточно трудным.

Во время опытов испытуемым предлагалось сидеть возможно более спокойно. Экспериментатор визуально контролировал выполнение этой инструкции испытуемым и тщательно фиксировал все случаи, когда КГР вызывалась «посторонними» для нашего экспериментами причинами (на­пример, кашель). Перед предъявлением позиции, во время решения за­дачи, а также некоторое время после решения велась непрерывная запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь). Для регистрации сопротив­ления были использованы самописцы типа ЭПП-09. Записывался эффект Фере (методика Е.Н.Соколова1). Использовались шкалы сопротивления от 0 до 200 кОм. На ленте потенциометра был установлен отметчик време­ни, синхронизированный с звуковым сигналом, записывающимся на лен­ту того же магнитофона, на котором фиксировалось речевое рассуждение испытуемого. В результате экспериментаторы получали протокол рассуж­дения испытуемого с отметками временных интервалов и имели возмож­ность соотносить во времени динамику КГР с отраженным в речи поис­ком решения задачи. Эта методика обеспечила второй (после регистрации невербализованных компонентов поиска) крупный «прорыв» в область изучения реального процесса мышления, которое еще недавно описыва­лось лишь как взаимодействие операций анализа и синтеза. После экс­перимента испытуемый дает развернутый письменный отчет о возника­ющих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.

Общая динамика сопротивления кожи в процессе решения мысли­тельных задач. Запись фона перед решением задачи давала разную кар­тину. Если испытуемый возбужден или с некоторым волнением ждет предъявления задачи, то кривая записи фона характеризуется «хаотичес­кими» колебаниями с различной величиной амплитуды, а общая направ­ленность кривой — в сторону падения сопротивления кожи. В случаях, когда испытуемый спокоен, запись фона имела плавный характер с на­правленностью в сторону повышения сопротивления. До опыта, если у испытуемых возникало напряжение, экспериментатор старался снять его,

1 См.: Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969.


518 Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

предлагая не думать о предстоящей задаче, «отключиться» от окружаю­щей обстановки. Основные эксперименты проводились только при усло­вии, если испытуемый перед предъявлением задачи находился в относи­тельно спокойном состоянии. Как показали опыты, кривая записи сопро­тивления кожи на разных этапах решения одной задачи и при решении разных задач могла иметь разную форму: или относительно ровная с тен­денцией к повышению сопротивления, или состоящая из серии колеба­ний с небольшой амплитудой, или, наконец, на относительно спокойном фоне могли наступать резкие и сильно выраженные изменения КГР — падения сопротивления кожи. Как правило, при решении испытуемыми сложных задач наблюдались различные сочетания изменений этих типов. Специальному анализу был подвергнут феномен резкого падения сопро­тивления кожи.

Выло выдвинуто предположение о том, что резкие падения сопро­тивления кожи связаны с эмоциональными состояниями, «экстренно» возникающими у испытуемого по ходу решения задачи. В связи с имею­щимися в литературе разногласиями по вопросу о психологическом зна­чении КГР, были проведены специальные эксперименты по уточнению психологической значимости КГР в условиях решения мыслительных задач. В этих экспериментах испытуемому давалась следующая инструк­ция: в момент наступления отчетливо выраженных переживаний эмоцио­нального возбуждения подавать условленный сигнал (нажимать на кноп­ку, на которой находился палец руки испытуемого), который регистри­ровался на ленте прибора. Мышечное усилие, связанное с нажимом на кнопку, могло само вызывать незначительную ориентировочную реак­цию, проявляющуюся в КГР. Эта реакция, естественно, предварительно угашалась. Опыты, проведенные с таким самоконтролем, показали, что имеется строгое совпадение резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым. Не было зарегистрировано ни одного случая подачи этого сигнала без значительного падения сопротивление кожи. При этом оказалось, что сигнал подавался испытуемым после на­чала сдвига КГР, Словесные отчеты после опыта также указывают на связь факта появления резких изменений сопротивления кожи с эмоци­ональными состояниями испытуемого. Таким образом, эти данные под­тверждали, что в изучаемых экспериментальных условиях падение сопро­тивления кожи является показателем эмоциональной активации. В этом исследовании не ставилась задача дать качественную характеристику эмоциональных состояний.

В словесном отчете после опыта испытуемые обычно сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи («вдруг увидел ранее не замечавшееся про­должение», «новую идею», «нашел идею решения», «стало ясно» и т. п.) Таким образом, уже данные словесных отчетов в самой общей форме выявляют то обстоятельство, что момент возникновения состояний эмо-


Тихомиров О.К. [Исследования мыслительного процесса…] 519

циональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной работы нового принци­па действий, нового направления поисков.

Различные типы шахматных задач решаются по-разному. При реше­нии одних преобладает деятельность по нахождению «идеи» задачи, а при других — деятельность по техническому расчету вариантов. Оказалось, что различный тип умственной деятельности (преимущественное преобладание поиска идей или технического расчета вариантов) проявляется в особенно­стях кривой записи сопротивления кожи. Если общая схема решения ясна испытуемому с самого начала, и он уверен, что задача будет им решена, падения сопротивления кожи минимальны. Напротив, падения сопротив­ления кожи особенно выражены при решении задач, где наиболее развер­нутым оказывается звено поиска основной идеи решения. Эти данные пря­мо говорят о связи состояний эмоциональной активации прежде всего с творческим звеном мыслительной деятельности.

Основные эксперименты заключались в сопоставлении динамики КГР и речевого рассуждения испытуемого, решавшего задачу, с точным временным соотнесением регистрировавшихся параметров, что позволя­ет обогатить представления о мыслительном процессе (рассматривались случаи падения сопротивления в 3 кОм и более). Анализ данных, полу­ченных в этих экспериментах, также указывает на связь состояний эмо­циональной активации с выявлением в ходе умственной работы нового принципа деятельности. Вместе с тем оказалось возможным более диф­ференцированно подойти к анализу самой связи состояний эмоциональ­ной активации с нахождением принципа решения задачи и структурой процесса решения задачи в целом, более дифференцированно по сравне­нию с данными словесного отчета.

Объективный анализ временных соотношений между началом па­дения сопротивления кожи и называнием испытуемым действия, с кото­рым связывается принцип решения задачи либо направление дальнейших поисков, показал, что состояния эмоциональной активации не просто «приурочены» к называнию нового принципа действия, но закономерно предшествуют ему.

Был проведен также анализ временных соотношений между нача­лом сдвига КГР и появлением в речи эмоциональных восклицаний. Вы­явлено, что типичным является появление состояния эмоциональной активации практически одновременно с произнесением междометий («Arab, «Ой!» и т.п.). Состояние эмоциональной активации проявляется в двух индикаторах: произнесении междометий и падении сопротивления кожи. Этот факт служит еще одним подтверждением правильности при­нятой интерпретации КГР в исследуемых условиях как индикатора эмо­циональных состояний. Вместе с тем исследование показывает, что «ага-реакция», к которой ученые иногда относились с предубеждением, есть реальный психофизиологический факт.


520 Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

Междометия, как и показатели КГР, как правило, на несколько секунд опережают называние испытуемым действия, выражающего реше­ние задачи или направление дальнейших поисков. Речевые высказыва­ния испытуемых, следующие за эмоциональным междометием и предше­ствующие называнию конкретного действия, очень характерны: сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); обозначение состояния приближе­ния к неосознанной еще идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «на­верное»), констатация еще неясного результата поиска («что-то мелькну­ло»; «что-то есть»; «кажется, нашел»; «кажется, решено»), выражение сомнения («а.. а или не а?»), необходимости попробовать («попробуем-попробуем»; «интересно-интересно»). Только в редких случаях испытуе­мый почти сразу после восклицания называет конкретный ход. Речевая активность в интервале между появлением состояния эмоциональной активации и называнием конкретного действия свидетельствует о том, что поиск продолжается. Эмоциональная активация выступает как пред­восхищение принципа решения задачи; такое состояние связано как бы с «чувством близости решения». Таким образом, феномен предвосхище­ния мыслительной деятельности имеет по крайней мере три разновидно­сти: словесно оформленные предвосхищения, предвосхищения на уровне невербализованного поиска и эмоциональные предвосхищения.

Анализ временных соотношений между началом сдвига КГР, кото­рая могла приобретать как бы ступенчатую форму, и констатацией в ре­чевом плане еще неясного результата поиска показал, что состояние эмо­циональной активации, «чувство близости решения», предшествует во времени даже появлению неопределенных речевых оценок. Начало сдви­га КГР опережает словесную оценку испытуемым очередной попытки решения. Особенно ярко факт опережения выступает в тех случаях, ког­да испытуемый лишь постепенно приходит к некоторому выводу в про­цессе расчета и проверки вариантов, он еще не уверен в правильности оценки, в его речевой активности отражается некоторое сомнение, а кож­ное сопротивление начинает уже падать (например, такое опережение может быть на 18 е). Во всех случаях, когда испытуемый находил окон­чательное решение задачи, совпадавшее с объективно правильным, паде­ние кожного сопротивления опережало на несколько секунд называние испытуемым окончательного решения задачи.

Таким образом, объективный дифференцированный анализ соотно­шения состояний эмоциональной активации с различными компонента­ми речевого рассуждения показывает, что состояния эмоциональной ак­тивации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи, направления дальнейших поисков, словесную оценку очередной попытки решения и называние окончательного решения мыс­лительной задачи. Эмоциональная активация возникала в ходе решения одной задачи неоднократно.


Тихомиров O.K. [Исследования мыслительного процесса…]



Функция эмоциональной активации

С целью выяснения функций эмоциональных состояний в дальней­шем поиске решения задачи были подвергнуты тщательному анализу отдельные случаи решения задачи. Использовался, в частности, такой параметр, как изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации1. Типичной является следующая последовательность событий. В ходе решения конкретной задачи отчет­ливо выделяется момент резкого падения сопротивления кожи (напри­мер, на 19-й минуте). Этот момент обозначается в отчете как то, что испытуемому стало «ясно», у него появилась «идея решения». В ходе сво­его рассуждения он называет действие, с которым связывает решение за­дачи (гипотеза). Решение задачи называется испытуемым только на 30-й минуте, а состояние ясности («кажется, что нашел решение») возникло еще на 19-й. Появляется уверенность в правильности предположения, хотя пока еще неизвестно, правильно оно или нет. Это состояние было названо «эмоциональным решением задачи». Падение сопротивления в этом случае резко выделяется из фона и достигает 14 кОм. Величина реакции превосходит по амплитуде величину ориентировочной реакции на индифферентный раздражитель. Эмоциональная антиципация замыс­ла, оформленного в речи, на 4 с опережает называние действия, с кото­рым связано решение (рис. 2).

 
 


Рис. 2. Отрывок из протокола опыта по изучению эмоцио­нальной активации в структуре мыслительной деятельности: Верхняя линия — запись КГР. В середине — отметка вре­менных интервалов. Внизу — отрывок из протокола речевого рассуждения с отметкой пятиеекундных интервалов

1 См.: Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.


522 Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

Таким образом, эмоциональная реакция дважды опережает «выда­чу» решения на речевом уровне: называние окончательного готового ре­шения задачи и называние вероятной гипотезы. Первое опережение из­меряется минутами (иногда десятками минут), а второе опережение из­меряется секундами.

Момент появления «эмоционального решения» делит весь процесс решения на две фазы. Изменение строения процесса после появления эмоционального решения мыслительной задачи выражается в четко вы­раженных показателях, характеризующих структуру речевого рассужде­ния испытуемого. Строго очерчивается зона последующих поисков. Мыс­лительная деятельность становится более направленной, рассматривают­ся только возможные преобразования ситуации после выделенного действия. Предшествующие ему действия повторяются в строго постоян­ном, уже зафиксированном порядке. Уменьшается общее число рассмат­риваемых испытуемым последовательностей действий, сокращается объем исследовательской деятельности. Меняется также сам объем иссле­довательских действий: исчезает феномен переобследования некоторых элементов ситуации, которое состоит во включений одних и тех же эле­ментов взаимодействия. Исчезновение этой тактики переобследования является показателем прекращения изменений психического отражения определенных элементов ситуации. Выявленные закономерности измене­ния поисковой деятельности (фиксация зоны поиска, уменьшение ее объема, фиксация направления исследования, изменение характера по­исковых действий после эмоционального решения задачи) после эмоцио­нального решения задачи свидетельствуют о том, что эмоции выполня­ют определенную регулирующую функцию.

При решении мыслительной задачи происходит явление сдвига эмоциогенных зон, между ними складывается определенная иерархия и преемственность: существование одной подготавливает появление другой, подготавливает и само эмоциональное решение задачи. Наряду с исполь­зованием эмоционального опыта при формировании гипотезы можно на­блюдать нарастание эмоциональной окраски одного и того же действия, упоминаемого в разных попытках. Происходит как бы кумуляция ранее появившейся окраски хода. Кумуляция эмоций и постепенный сдвиг эмоциогенной зоны — условия, относящиеся к самому рождению, фор­мированию гипотезы. В период проверки правильности уже возникшей гипотезы (после «эмоционального решения задачи») кривая КГР носит значительно более спокойный характер, чем в периоды речевого рассуж­дения испытуемого в первой фазе решения задачи. Небольшие по амп­литуде падения сопротивления кожи соответствуют моментам, критич­ным для проверяемой гипотезы. Окончательному называнию испытуемым решения задачи также предшествует падение сопротивления кожи.

«Эмоциональное решение задачи» может иметь место и неодно­кратно в тех случаях, когда возникновению уверенности в действитель-


Тихомиров O.K. [Исследования мыслительного процесса…]



но правильном решении задачи предшествовало возникновение уверенно­сти в правильности такого решения, которое не было полностью правиль­ным, но очень близким к нему. Интересно отметить совпадение объек­тивно критических моментов для нахождения решения и субъективно критических моментов. В ходе проверки найденного принципа решения задачи испытуемый мог достаточно длительно работать в неверном на­правлении. Такой «ветке поиска» также предшествовал эмоциональный сдвиг. Однако после отрицательной оценки неудачного направления по­иска испытуемый возвращается не к начальной ситуации задачи, а к некоторому критическому эмоционально окрашенному пункту.

Таким образом, анализ показал, что эмоциональные состояния вы­полняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции. Эвристическая функция эмоций состоит, в частности, в выде­лении некоторой зоны, которая определяет не только дальнейшее развер­тывание поиска в глубину, но в случае, если он приводит к неблагопри­ятным ситуациям, и возврат его к определенному пункту.

Подготовка эмоциональных решений задачи выражалась в следую­щих явлениях: в сдвиге эмоциогенной зоны «в глубину», в образовании эмоционально окрашенных пунктов (иногда множественных), к которым (а не к исходной ситуации) происходит возврат исследовательской деятель­ности в случае ее прекращения в определенном направлении; в изменении эмоциональной окраски одних и тех же исследовательских действий (пе­реход от нейтрального к эмоционально окрашенному, от эмоционально окрашенного к нейтральному, «эмоциональное подтверждение одного и того же действия»). Иногда имеет место совпадение между двумя важны­ми характеристиками процесса решения задачи: многофазностью (или по­степенностью) эмоционального решения задачи и множественностью эмо­ционально окрашенных пунк-тов, к которым происходит возврат поиска. Факты перехода от нейтрального к эмоционально окрашенному действию свидетельствуют о подготовке эмоциональных реакций течением исследо­вательской деятельности, характеризующейся изменением субъективной ценности возникающих психических отражений.

Те или иные действия в конкретной ситуации не являются равно­ценными по их объективной характеристике. Важно отметить, что в за­дачах, в которых испытуемый находит верное решение, объективно кри­тические моменты, особо ценные преобразования ситуации и для самого испытуемого выступали как субъективно ценные действия, что выража­лось в их эмоциональной окраске. Субъективные ценности выступают как отражение объективной ценности элементов. Именно это отражение и делает возможным решение сложной задачи испытуемым. Решение задач в условиях дефицита времени может вести к свертыванию этапа систе­матического доказательства правильности найденного решения, в резуль­тате чего момент окончательного решения задачи испытуемым (даже если это решение объективно верное) может оказаться лишь моментом форми-


524 Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

рования полной субъективной уверенности в его правильности. Таким образом, эмоциональные состояния, являющиеся выражением субъектив­ной ценности, выполняют определенные необходимые функции. Эта не­обходимость подтверждается следующими наблюдениями.

При проведении экспериментов отмечались случаи, когда испытуе­мый не мог решить задачу и в последующем отчете писал, что не мог настроиться на решение, чувствовал вялость, незаинтересованность. За­пись кожного сопротивления в таких опытах свидетельствовала об отсут­ствии периодов эмоциональной активации. Особенно ярко это явление проявилось у одного из испытуемых, который в период проведения це­лой серии опытов находился в состоянии депрессии, вызванной посторон­ними обстоятельствами. В этот период получалась уплощенная запись КГР и испытуемый не мог решить ни одной задачи, оцениваемой им как «трудная» (иногда первая реакция активации наблюдалась только после того, как испытуемому сообщили, что опыт окончен; КГР здесь особенно ярко выступает как индикатор «отношения»). В специальной серии экс­периментов была поставлена задача искусственно вызвать у испытуемо­го состояние эмоциональной инактивности и проследить его влияние на продуктивность деятельности. Из применявшихся приемов относительно более эффективным оказался следующий. Испытуемому давалась специ­альная инструкция, в которой требовалось проговаривать процесс реше­ния возможно более равнодушно, монотонно. Чтобы выполнить данную инструкцию, испытуемый невольно должен был «гасить» эмоции для сохранения равнодушного тона. В трех задачах этой серии действитель­но были получены «плоские» записи сопротивления кожи, задачи не были решены и оценены испытуемыми как «трудные». «Легкие» задачи испытуемому удавалось иногда решить и при уплощенной кривой запи­си КГР, но при этом наблюдалось по крайней мере одно достаточно рез­кое падение сопротивления кожи. В другой серии опытов испытуемому давалась следующая инструкция: «Вы должны обязательно решить предъявленную задачу. Вы должны решать ее абсолютно хладнокровно, без всякого напряжения. Учтите, что с помощью аппаратуры мы можем следить за Вашим эмоциональным состоянием — начнете Вы волновать­ся или нет. Как только Вы нарушите наше требование, мы немедленно прекращаем опыт». В этой серии одному из испытуемых было предъяв­лено 13 задач, оказалось, что не было ни одного случая правильного ре­шения задач до появления эмоциональной активации. Эти данные так­же свидетельствуют о том, что эмоциональная активация является необ­ходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности. Этот вывод подтверждается и данными словесного отчета: «Эта проклятая машина (имеется в виду потенциометр) и подумать не дает»..., «Только легкие задачи я могу решить без эмоций, а трудные никогда»..., «Необ­ходимость хладнокровно решать задачу мешает мне подробно рассмотреть найденный вариант»...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.