Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История вторая. Гуссерль и феноменология






Действительный мир действительно существует. Но су­ществует он по ту сторону нашего сознания. И потому наши познания о действительном мире, мягко говоря, недостоверны. Ибо наши познания лежат в пределах на­шего сознания, по отношению к которому, как уже было сказано, действительный мир является потусторонним.

Таков посыл учения немецкого философа и математи­ка Эдмунда Гуссерля — феноменологии. Дословно дан­ное понятие означает «учение о являющемся, кажущем­ся», «учение о показывающем себя».

Загадочный мыслитель вкрадчиво заявляет — созна­ние обнаруживается всегда как «сознание о чем-то». Та­кое его свойство основателем феноменологии было на­звано интенциональностью — стремлением быть направ­ленным на что-то и конструирующим что-то.

Таким образом, получается, что каждый акт сознания, прежде всего, служит тому, чтобы с самого начала дать всему воспринимаемому обозначение, название, опреде­ление. Поэтому изначальной функцией сознания являет­ся функция толковательная. Сознание не знает, а толку­ет. И поскольку оно в первую очередь занимается опре­делениями, то тем самым устанавливает пределы. Разве это не явствует из прямого корня слова, что определение — это не что иное, как обозначение, установление предела?

Следовательно, сознание не проникает в мир и не по­знает его, а создает собственные конструкции. И в дан­ном своем действе оно отождествляется с Бытием. Наше сознание — это наше бытие. И наоборот. Получается, что наше Бытие — мыслимое и, соответственно, мыслящее.

Представитель строгой научной парадигмы «объектив­ного знания» может, однако, возразить, что имеет дело с точными научными приборами, беспристрастно фикси­рующими факты. Но «фактов» для прибора не существу­ет! Они существуют только для наблюдателя и, стало быть, присутствуют лишь в его сознании. Никакое техни­ческое устройство само по себе ровным счетом ничего не стоит без того, кто его обслуживает. Так или иначе, це­почка замыкается на субъективном. Нет объекта без субъ­екта.

Поэтому подобный позитивистский образ мышления, по мнению Гуссерля, не имеет никаких оснований для того, чтобы называться исследующим реальность. И он развивает свою методику наблюдения, которая воздер­живается от всякого рода утверждений и суждений каса­тельно «действительности», уклоняется от категоричных интерпретаций и устойчивых определений. Подобное воздержание от суждений есть остановка внутреннего диалога с сознанием, что в феноменологии обозначается как эпохе' (от греч. epoche «остановка»). Такая позиция не отрицает сам мир и существование наличествующей реальности, но как бы «заключает в скобки» наше пред­ставление о реальности, не претендуя на тождествен­ность истине. Сам же процесс подобного исключения предварительных суждений в отношении мира вещей он называет феноменологической редукцией.

Такая редукция позволяет нам быть беспристрастны­ми, непредубежденными и непривязанными к собствен­ным оценкам, которые по сути своей иллюзорны, и по­зволяет применить то, что Гуссерль называет «созерца­нием сущностей».

Практика созерцания сущностей неизбежно приводит к видению чистых феноменов и явлений такими, каковы они есть на самом деле, и возвращают нас к до-рацио­нальной области чистого созерцания, опыт которого каж­дый из нас несет в себе со времен младенчества.

Таким образом, опорными понятиями феноменоло­гии являются:

¨ интенционалъностъ сознания — направленность созна­ния на что-то и его склонность к конструированию по­нятий;

¨ эпохе' — прерывание и остановка внутреннего диалога;

¨ феноменологическая редукция — исключение сужде­ний в процессе описания мира.

Для того чтобы овладеть техникой «созерцания сущ­ностей», попробуйте осуществить следующие действия.

Выберите первый предмет, попавший в поле вашего зрения. На какое-то время умышленно «забудьте» его название, предназначение, функцию. Просто смотрите на него, будто видите его в первый раз. Параллельно наблюдайте за сво­им восприятием, чувствами и ощущениями. Возможно, вскоре вы испытаете переживание измененного сознания и в нем обнаружите непривычную для себя реальность. Это может означать прорыв в чистое «созерцание сущностей». Проведите аналогичный эксперимент, теперь используя слух. Сконцентрируйтесь на каком-либо звуке и только слушай­те. Не проводите никаких ассоциаций, а если таковые воз­никают, мягко ускользайте от них. Игнорируйте склон­ность вашего ума к фантазированию и игре воображения. Следующий опыт касается сферы ощущений. Возьмите в ру­ку любой предмет, который под эту самую руку попадется. Тщательно ощупайте его, сосредоточив внимание лишь на пальцах. Ни в коем случае не вовлекайтесь в игру «на что это похоже» или «что это мне напоминает». Тогда вы плав­но перейдете в состояние «созерцания сущностей».

После освоения этой техники вы можете с легкостью приступить к исследованию человека, применяя сходные способы. Ваши постижения и открытия могут превзойти всякие ожидания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.