Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности.






« Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как простая сумма, а как определённая система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Но случайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т.е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид». Уровень же способностей зависит от трёх факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твёрдые и нетвёрдые и т.д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом – склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, с которыми ребёнок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Способности – это личностные образования, включающие в свой состав определённым образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врождённых задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей».

(Б.И. Додонов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. На развитие каких двух способностей, по мнению автора, влияет система знаний человека?

2. Какие два показателя придают знаниям и умениям человека характер системы (делают их похожими на хорошо организованную библиотеку, а не склад макулатуры)?

3. Укажите три фактора, определяющих, по словам автора, уровень способностей, и проиллюстрируйте действие одного из факторов помощью примера.

4. Что является определяющим в развитии способностей человека – биологическое или социальное? Как на это вопрос ответил бы автор? Подтвердите ответ словами из текста. Каково ваше собственное мнение? Приведите аргумент в его обоснование.

«При установлении основных понятий учения об одарённости наиболее удобно исходить из понятия «способность». Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворён работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Своё недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний…Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организационными способностями», то, конечно, не думают при этом, что обладать «организационными способностями» - значит обладать «организационными навыками и умениями». Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока ещё неопытного работника его «организационными способностями» предполагают, что благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки. Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Мы не можем понимать способности как врождённые возможности индивида, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». (Б.М. Теплов)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие три признака понятия «способность» формулирует автор? 2. Чем, по мнению автора, способности отличаются от задатков? Укажите с опорой на текст два отличия. 3. Автор пишет о педагоге, не удовлетворённом работой ученика, хотя тот знает не меньше, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют педагога. Опираясь на понимание способностей автором и знание курса, предложите три объяснения неудовлетворительной оценки педагогом работы ученика. 4.Опираясь на текст и привлекая личный опыт, назовите любые три особенности людей, которые можно отнести к способностям. По какому признаку вы это определили?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.