Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как работать с хрестоматией. Методические указания.






В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию одним из наиболее сложных является блок вопросов С. Одним из крупных заданий этого блока является анализ текста и ответы на вопросы к нему. Анализ выполнения этого задания на экзамене выпускниками разных лет показывает, что существуют значительные трудности, связанные с ответами на вопросы по тексту. На наш взгляд, это объясняется тем, что на уроках обществознания в школах и при самостоятельной подготовке абитуриентов этим заданиям не отводится должного внимания, и поэтому у них нет навыка работы с подобным материалом. Кроме того, невысокие результаты при ответах на вопросы по текстам можно объяснить и тем, что выпускники и абитуриенты не обладают широким кругозором и их лексический запас, к сожалению, небогат.

Так как предлагаемые на экзамене тексты являются фрагментами из монографий известных учёных, из учебных пособий для вузов, из законов, то главными трудностями становятся понимание текста, требующее владения обществоведческой терминологией, умение анализировать текст, применение знания курса обществознания для аргументации тех или иных позиций, использование собственного жизненного опыта для иллюстрации отдельных позиций текста. Практика показывает, что наиболее успешно выпускники и абитуриенты отвечают на первые два вопроса к тексту, так как они являются наиболее простыми и требуют, чаще всего, нахождения в тексте каких-либо предложений, фрагментов, определений. Значительно хуже результаты ответов не вопросы, где нужно показать глубину обществоведческих знаний, аргументировать какие-либо суждения, привести примеры.

Тексты, предлагаемые на экзамене, обладают, на наш взгляд, большим методическим потенциалом, который до сих пор в полной мере не использовался педагогами, так как у них, возможно, не было этих материалов в достаточном количестве и эти материалы не были систематизированы. Нам представляется, что экзаменационные тексты можно очень эффективно использовать на уроках обществознания в качестве дидактического материала для более глубокого изучения тех или иных вопросов, а также для отработки навыков работы с текстом и с вопросами к нему. Многие тексты помогают приобрести дополнительные знания курса, так как в них содержатся материалы, отсутствующие в школьном учебнике или в пособиях для абитуриентов. Кроме того, внимательное изучение текстов и постоянная работа с ними позволяет познакомиться с научным стилем изложения, что необходимо при отработке навыков написания эссе (задание С-8). Цитаты из текстов можно использовать в качестве аргументов при написании эссе, ссылаться на мнения авторов этих текстов, так как это известные учёные (например, классик социологии и политологии М.Вебер, автор теории социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокин, автор известной монографии о тоталитаризме Ханна Арендт, великие философы И.А. Ильин, Б.Н. Чичерин, известный философ А.Г. Спиркин, крупные отечественные психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн и т.д.).

Имеющиеся пособия по подготовке к ЕГЭ содержат, в основном, тестовый материал, а также материалы для подготовки к ответам на теоретические вопросы блока С. Такой акцент, на наш взгляд, приводит к недооценке заданий, связанных с текстом, а количество вопросов в этой группе заданий – 4, то есть при качественных ответах на эти вопросы экзаменующийся может получить значительное количество баллов. В первичном подсчёте это составляет 10 баллов из 22 баллов, которые начисляются за все задания блока С, что составляет почти половину, от возможного идеального результата.

Данное издание содержит подборку текстов из КИМов по обществознанию за 2003-2007 годы. Тексты сгруппированы по разделам и темам обществоведческого курса. Размещение их в хрестоматии (один текст и вопросы к нему помещены на одной странице) позволяет использовать их на уроках в качестве раздаточного материала. Часто на вопросы, поставленные в каком-либо тексте можно найти ответы в других, близких по содержанию. Кроме того, внимательное и многократное изучение текстов позволит более качественно ответить и на вопросы, содержащиеся в блоках вопросов А и В КИМов.

В этой хрестоматии размещено 78 текстов и вопросов к ним. В начале книги помещён образец выполнения данного задания, то есть даются примерные ответы на вопросы по тексту и критерии оценки этих ответов. Ориентируясь на эти критерии, попробуйте проанализировать предложенные тексты и ответить на вопросы. При подготовке к экзамену целесообразно использовать учебники и учебные пособия, справочники, энциклопедии, словари, материалы сети Интернет и т.д. Одним из изданий, которое может помочь в работе является «Краткий словарь обществоведческих терминов» (автор – Терентьева Г.Г.), переизданный в 2008 году.

Хочется надеяться, что эта хрестоматия восполнит недостаток литературы по подготовке к ЕГЭ и поможет выпускникам и абитуриентам, особенно тем, кто окончил школу несколько лет назад и готовится к экзамену самостоятельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.