Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3.






Легенды и судьбы

 

Александр Блок

 

Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

 

 

Вступление

 

Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

 

Дольнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

 

Терем высок и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

 

Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?

 

Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

 

Купол стремится в небесную высь.

Синие окна румянцем зажглись.

 

Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.

 

Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?

28 декабря 1903

 

Вопросы и задания

 

1. В стихотворении Блока как будто нет никакого развернутого сюжета. И в то же время в нем есть детали, которые могут напомнить не одну, а несколько знакомых вам сказок. Обратите внимание, кто участвует в действии стихотворения, какую роль эти персонажи играют в нем?

2. Когда (в какое время суток) происходит встреча героев стихотворения? Выпишите из стихотворения все слова, в которых описывается закат. Какие значения в них повторяются? В каких строчках заря узнается сразу, а в каких мы только догадываемся об этом значении? Что нам помогает угадать?

3. Как вы понимаете выражение “Красная тайна у входа легла”?

4. Теперь выделите в стихотворении слова, которые обозначают место действия. Где находится герой, и где — героиня? Как они относятся друг к другу?

5. Есть ли в стихотворении указания на границу между миром героя и миром Царевны? Происходит ли ее переход? Найдите в описании героя такие глаголы, которые указывали бы на его действия, направленные к миру Царевны. А теперь найдите такие же глаголы в описании Царевны. Чем такое развитие сюжета отличается от сказки и от баллады? Вспомните о том, что в волшебных сказках герой из здешнего мира попадает в «иной мир» и возвращается обратно, а в балладах, напротив, в здешний мир попадают персонажи «иного мира» и несут с собой трагическую катастрофу.

6. Выпишите из текста все глаголы, которые описываются действия Царевны. Как по-вашему, почему героиня “рассыпает жемчуга”? Почему она встречает героя на закатах и при этом находится наверху?

7. Почему встреча героев сопровождается колокольным звоном? Как вы понимаете слова “залит весной беззакатный наряд”?

8. В стихотворении дважды задаются вопросы. О чем и кого спрашивает герой? Даются ли на них ответы? Можете ли вы ответить на вопрос, кто же такая Царевна в этом стихотворении. Возможен ли здесь однозначный ответ и почему?

9. Сравните героиню этого стихотворения и описание ее мира с героиней стихотворения Вл. Соловьева «У царицы моей есть высокий дворец…». В чем сходство между ними и чем отличаются взаимоотношения героев обоих стихотворений?

 

* * *

И тяжкий сон житейского сознанья,

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И, молча, жду, — тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

 

И дерзкое пробудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О как паду — и горестно и низко,

Не одолев смертельныя мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

4 июня 1901. С.Шахматово

 

* * *

За туманом, за лесами

Загорится — пропадет,

Еду влажными полями —

Снова издали мелькнет.

 

Так блудящими огнями

Поздней ночью, за рекой

Над печальными лугами

Мы встречаемся с Тобой.

 

Но и ночью нет ответа:

Ты уйдешь в речной камыш,

Унося источник света,

Снова издали манишь.

 

Вопросы и задания

 

I. Определите размер стихотворения. Встречали ли вы его в других стихотворениях, у других авторов? Если да, то с какими темами он был связан?

II. Попробуйте определить, где происходит главное событие стихотворения, кто его участники.

III. Проследите, как называется героиня в стихотворении. В какой строфе впервые появляется ее именование? А кому принадлежат глаголы в первой строфе?

IV. В первой строфе у героини нет имени, названы только ее действия. Это напоминает загадки, в которых предмет нужно угадать по его действиям и признакам (вспомните такие загадки!). Но и вторая, и третья строфы не называют героиню ее подлинным именем. Значит, загадка так и не угадана. Чтобы понять смысл стихотворения, проследите действия героини во всех трех строфах.

V. Где и в какое время появляется героиня в пространстве стихотворения? А где при этом находится герой и что он делает?

VI. Какие еще признаки героини, кроме движения и нахождения в пространстве, названы в стихотворении?

VII. В каких отношениях находятся между собой герой и героиня?

VIII. Попробуйте объединить все ваши наблюдения. Героиня находится наверху, загорается и пропадает “за туманом, за лесами”, она появляется “над печальными лугами”, ночью, вдалеке, несет в себе “источник света”. Герой только видит ее, но она ему не отвечает. Так кто же героиня стихотворения? Можно ли отгадать эту загадку?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.