Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В башне 6 страница






Василиса. Батюшки! Глядите-ка... смотрите-ка... помер! Убили...

 

Все толпятся у прохода, около Костылева. Из толпы выходит Бубнов, идет к Василию.

 

Бубнов (негромко). Васька! Старик-то... того... готов!

Пепел (смотрит на него, как бы не понимая). Иди-зови... в больницу надо... ну, я рассчитаюсь с ними!

Бубнов. Я говорю - старика-то кто-то уложил...

 

Шум на сцене гаснет, как огонь костра, заливаемый водою. Раздаются отдельные возгласы вполголоса " Неужто? ", " Вот те раз! ", " Ну-у? ", " Уйдем-ка, брат! ", " Ах, черт! ", " Теперь - держись! ", " Айда прочь, покуда полиции нет! " Толпа становится меньше. Уходят Бубнов,

 

Татарин. Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.

Василиса (поднимаясь с земли, кричит торжествующим голосом). Убили! Мужа моего... вот кто убил! Васька убил! Я - видела! Голубчики - я видела! Что - Вася? Полиция!

Пепел (отходит от Наташи). Пусти... прочь! (Смотрит на старика, Василисе.) Ну? рада? (Трогает труп ногой.) Околел... старый пес! По-твоему вышло... А... не прихлопнуть ли и тебя? (Бросается на нее.)

 

Сатин и Кривой Зоб быстро хватают его. Василиса скрывается в проулке.

 

Сатин. Опомнись!

Кривой Зоб. Тпруу! Куда скачешь?

Василиса (появляясь). Что, Вася, мил друг? От судьбы - не уйдешь... Полиция! Абрам... свисти!

Медведев. Свисток сорвали, дьяволы...

Алешка. Вот он! (Свистит.)

 

Медведев бежит за ним.

 

Сатин (отводя Пепла к Наташе). Васька - не трусь! Убийство в драке... пустяки! Это - недорого стоит...

Василиса. Держите Ваську! Он убил... я видела!

Сатин. Я тоже раза три ударил старика... Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька...

Пепел. Мне... оправдываться не надо... Мне - Василису надо подвести... я же ее подведу! Она этого хотела... Она меня подговаривала мужа убить...

подговаривала!..

Наташа (вдруг громко). А-а... я поняла!.. Так, Василий?! Добрые люди! Они - заодно! Сестра моя и - он... они заодно! Они все это подстроили! Так, Василий?.. Ты... для того со мной давеча говорил... чтобы она все слышала? Люди добрые! Она - его любовница... вы - знаете... это - все знают... они - заодно! Она... это она его подговорила мужа убить... муж им мешал... и я - мешала... Вот - изувечили меня...

Пепел. Наталья! Что ты... что ты?!

Сатин. Вот так... черт!

Василиса. Врешь! Врет она... я... Он, Васька, убил!

Наташа. Они - заодно! Будь вы прокляты! Вы оба...

Сатин. Н-ну, игра!.. Держись, Василий! Утопят они тебя!..

Кривой Зоб. Понять невозможно!.. Ах ты... дела!

Пепел. Наталья! Неужто ты... вправду? Неужто веришь, что я... с ней...

Сатин. Ей-богу, Наташа, ты... сообрази!

Василиса (в проулке). Убили мужа моего... ваше благородие... Васька Пепел, вор... он убил... господин пристав! Я - видела... все видели...

Наташа (мечется почти в беспамятстве). Люди добрые... сестра моя и Васька убили! Полиция - слушай... Вот эта, сестра моя, научила... уговорила...

своего любовника... вот он, проклятый! - они убили! Берите их... судите... Возьмите и меня... в тюрьму меня! Христа ради... в тюрьму меня!..

 

Занавес

 

АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ

 

Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла - нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, - нет наковальни. В углу, где была комната Пепла, лежит Татарин, возится и стонет изредка. За столом сидит Клещ; он чинит гармонию, порою пробуя лады. На другом конце стола - Сатин, Барон и Настя. Пред ними бутылка водки, три бутылки пива, большой ломоть черного хлеба. На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе - ветер.

 

Клещ. Д-да... он во время суматохи этой и пропал...

Барон. Исчез от полиции... яко дым от лица огня...

Сатин. Тако исчезают грешники от лица праведных!

Настя. Хороший был старичок!.. А вы... не люди... вы - ржавчина!

Барон (пьет). За ваше здоровье, леди!

Сатин. Любопытный старикан... да! Вот Наст°нка - влюбилась в него...

Настя. И влюбилась... и полюбила! Верно! Он - все видел... все понимал...

Сатин (смеясь). И вообще... для многих был... как мякиш для беззубых...

Барон (смеясь). Как пластырь для нарывов...

Клещ. Он... жалостливый был... У вас вот... жалости

Сатин. Какая польза тебе, если я тебя пожалею?..

Клещ. Ты - можешь... не то, что пожалеть можешь... ты умеешь не обижать...

Татарин (садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка). Старик хорош был... закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял - пропал!..

Барон. Какой закон, князь?

Татарин. Такой... Разный... Знаешь какой...

Барон. Дальше!

Татарин. Не обижай человека - вот закон!

Сатин. Это называется " Уложение о наказаниях уголовных и исправительных"...

Барон. И еще - " Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями"...

Татарин. Коран называет... ваш Коран должна быть закон... Душа – должен быть Коран... да!

Клещ (пробуя гармонию). Шипит, дьявол!.. А князь верно говорит... надо жить - по закону... по Евангелию...

Сатин. Живи...

Барон. Попробуй...

Татарин. Магомет дал Коран, сказал: " Вот - закон! Делай, как написано тут! " Потом придет время - Коран будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон...

Сатин. Ну да... пришло время и дало " Уложение о наказаниях"... Крепкий закон... не скоро износишь!

Настя (ударяет стаканом по столу). И чего... зачем я живу здесь... с вами? Уйду... пойду куда-нибудь... на край света!

Барон. Без башмаков, леди?

Настя. Голая! На четвереньках поползу!

Барон. Это будет картинно, леди... если на четвереньках...

Настя. Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи... Ах, опротивело мне все! Вся жизнь... все люди!..

Сатин. Пойдешь - так захвати с собой Актера... Он туда же собирается... ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов...

Актер (высовываясь с печи). Орга-ни-змо-в, дурак!

Сатин. Для органонов, отравленных алкоголем...

Актер. Да! Он - уйдет! Он уйдет... увидите!

Барон. Кто - он, сэр?

Актер. Я!

Барон. Merci, служитель богини... как ее? Богиня драм, трагедии... как ее звали?

Актер. Муза, болван! Не богиня, а - муза!

Сатин. Лахеза... Гера... Афродита... Атропа... черт их разберет! Это все старик... навинтил Актера... понимаешь, Барон?

Барон. Старик - глуп...

Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Люди без сердца! Вы увидите – он уйдет! " Обжирайтесь, мрачные умы"... стихотворение Беранжера... да! Он - найдет себе место... где нет... нет...

Барон. Ничего нет, сэр?

Актер. Да! Ничего! " Яма эта... будет мне могилой... умираю, немощный и хилый! " Зачем вы живете? Зачем?

Барон. Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!

Актер. Врешь! Буду орать!

Настя (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!

Барон. Какой смысл, леди?

Сатин. Оставь их. Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...

Клещ. Поманил их куда-то... а сам - дорогу не сказал...

Барон. Старик - шарлатан...

Настя. Врешь! Ты сам - шарлатан!

Барон. Цыц, леди!

Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее – дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! Я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!

Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я - согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

 

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

 

(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: " Дед! зачем живут люди?.." (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) " А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и вс° - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа - для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут! "

 

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

 

" Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте! " (Смеется тихо.)

 

Пауза.

 

Барон (задумчиво). Мм-да... для лучшего? Это... напоминает наше семейство... Старая фамилия... времен Екатерины дворяне... вояки!.. выходцы из Франции... Служили, поднимались вс° выше... При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль... занимал высокий пост... Богатство... сотни крепостных... лошади... повара...

Настя. Врешь! Не было этого!

Барон (вскакивая). Что-о? Н-ну... дальше?!

Настя. Не было этого!

Барон (кричит). Дом в Москве! Дом в Петербурге!

Кареты... кареты с гербами!

 

Клещ берет гармонию, встает и отходит в сторону, откуда наблюдает за сценой.

 

Настя. Не было!

Барон. Цыц! Я говорю... десятки лакеев!..

Настя (с наслаждением). Н-не было!

Барон. Убью!

Настя (приготовляясь бежать). Не было карет!

Сатин. Брось, Наст°нка! Не зли его...

Барон. Подожди... ты, дрянь! Дед мой...

Настя. Не было деда! Ничего не было!

 

Сатин хохочет.

 

Барон (усталый от гнева, садится на скамью). Сатин, скажи ей... шлюхе... Ты - тоже смеешься? Ты... тоже - не веришь? (Кричит с отчаяньем, ударяя кулаками по столу.) Было, черт вас возьми!

Настя (торжествуя). А-а, взвыл? Понял, каково человеку, когда ему не верят?

Клещ (возвращаясь к столу). Я думал - драка будет...

Татарин. А-ах, глупы люди! Очень плохо!

Барон. Я... не могу позволить издеваться надо мной! У меня - доказательства есть... документы, дьявол!

Сатин. Брось их! И забудь о каретах дедушки... в карете прошлого – никуда не уедешь...

Барон. Как она смеет, однако!

Настя. Ска-ажите! Как смею!..

Сатин. Видишь - смеет! Чем она хуже тебя? Хотя у нее в прошлом, уж наверное, не было не только карет и - дедушки, а даже отца с матерью...

Барон (успокаиваясь). Черт тебя возьми... ты... умеешь рассуждать спокойно... А у меня... кажется, нет характера...

Сатин. Заведи. Вещь - полезная...

 

Пауза.

 

Настя! Ты ходишь в больницу?

Настя. Зачем?

Сатин. К Наташе?

Настя. Хватился! Она - давно вышла... вышла и - пропала! Нигде ее нет...

Сатин. Значит - вся вышла...

Клещ. Интересно - кто кого крепче всадит? Васька - Василису, или она его?

Настя. Василиса - вывернется! Она - хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...

Сатин. За убийство в драке - только тюрьма...

Настя. Жаль. В каторгу - лучше бы... Всех бы вас... в каторгу... смести бы вас, как сор... куда-нибудь в яму!

Сатин (удивленно). Что ты? Сбесилась?

Барон. Вот я ей в ухо дам... за дерзости!

Настя. Попробуй! Тронь!

Барон. Я - попробую!

Сатин. Брось! Не тронь... не обижай человека! У меня из головы вон не идет... этот старик! (Хохочет.) Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому...

Барон (Насте). Ты должна понимать, что я - не чета тебе! Ты... мразь!

Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты... ты мной живешь, как червь - яблоком!

 

Дружный взрыв хохота мужчин.

 

Клещ. Ах... дура! Яблочко!

Барон. Нельзя... сердиться... вот идиотка!

Настя. Смеетесь? Врете! Вам - не смешно!

Актер (мрачно). Катай их!

Настя. Кабы я... могла! я бы вас (берет со стола чашку и бросает на пол) - вот как!

Татарин. Зачем посуда бить? Э-э... болванка!..

Барон (вставая). Нет, я ее сейчас... научу манерам!

Настя (убегая). Черт вас возьми!

Сатин (вслед ей). Эй! Полно! Кого ты пугаешь? В чем дело, наконец?

Настя. Волки! (Убегает.) Чтоб вам издохнуть! Волки!

Актер (мрачно). Аминь!

Татарин. У-у! Злой баба - русский баба! Дерзкий... вольна! Татарка - нет! Татарка - закон знает!

Клещ. Трепку ей надо дать...

Барон. М-мерзавка!

Клещ (пробуя гармонию). Готова! А хозяина ее - все нет... Горит парнишка...

Сатин. Теперь - выпей!

Клещ. Спасибо! Да и на боковую пора...

Сатин. Привыкаешь к нам?

Клещ (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего... Везде - люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего!

 

Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится.

 

Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди!

Сатин. Оставь! Он - хороший парень... не мешай! (Хохочет.) Я сегодня - добрый... черт знает почему!..

Барон. Ты всегда добрый, когда выпьешь... И умный...

Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - " Мерзавец! Шарлатан! Работай! " Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..

Барон (качая головой). Ты - рассуждаешь... Это - хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня - нет этого... я - не умею! (Оглядывается и - тихо, осторожно.) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому – что же дальше?

Сатин (уходит). Пустяки! Кого бояться человеку?

Барон. Знаешь... с той поры, как я помню себя... у меня в башке стоит какой-то туман. Никогда и ничего не понимал я. Мне... как-то неловко... мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это... И вс°... как во сне... а? Это... смешно?

Сатин. Не очень... Скорее - глупо...

Барон. Да... и я думаю, что глупо... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?

Сатин (смеясь). Вероятно... Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так... хорошо!

Барон. Эта... Настька!.. Убежала... куда? Пойду, посмотрю... где она? Все-таки... она... (Уходит.)

 

Пауза.

 

Актер. Татарин!

 

Пауза.

 

Князь!

 

Татарин поворачивает голову.

 

За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер (тише). Помолись... за меня!..

Татарин (помолчав). Сам молись...

Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и - почти бежит - в сени). Ушел!

Сатин. Эй ты, сикамбр! Куда? (Свистит.)

 

Входят - Медведев в женской ватной кофте и Бубнов; оба - выпивши, но не очень. В одной руке Бубнова - связка кренделей, в другой - несколько штук воблы, под мышкой - бутылка водки, в кармане пиджака - другая.

 

Медведев. Верблюд - он вроде... осла! Только без ушей...

Бубнов. Брось! Ты сам - вроде осла.

Медведев. Ушей вовсе нет у верблюда... он - ноздрей слышит...

Бубнов (Сатину). Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам! Возьми бутылку, у меня все руки заняты!

Сатин. А ты - положи крендели на стол - одна рука освободится...

Бубнов. Верно. Ах ты... Бутарь, гляди! Вот он, а? Умница!

Медведев. Жулики - все умные... я знаю! Им без ума - невозможно. Хороший человек, он - и глупый хорош, а плохой - обязательно должен иметь ум. Но насчет верблюда ты - неверно... он - животная ездовая... рогов у него нет... и зубов нет...

Бубнов. Где - народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай... я - угощаю! Кто в углу?

Сатин. Скоро ты пропьешься? Чучело!

Бубнов. Я - скоро! В этот раз капитал я накопил - коротенький... Зоб! Где Зоб?

Клещ (подходя к столу). Нет его...

Бубнов. У-у-ррр! Барбос! Бррю, брлю, брлю! Индюк! Не лай, не ворчи! Пей, гуляй, нос не вешай... Я - всех угощаю! Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богатый... я бы... бесплатный трактир устроил! Ей-богу! С музыкой и чтобы хор певцов... Приходи, пей, ешь, слушай песни... отводи душу! Бедняк-человек... айда ко мне в бесплатный трактир! Сатин! Я бы... тебя бы... бери половину всех моих капиталов! Вот как!

Сатин. Ты мне сейчас отдай все...

Бубнов. Весь капитал? Сейчас? На! Вот - рубль... вот еще... двугривенный... пятаки... семишники... все!

Сатин. Ну и ладно! У меня - целее будет... Сыграю я на них... Медведев. Я - свидетель... отданы деньги на сохранение... числом - сколько?

Бубнов. Ты? Ты - верблюд... Нам свидетелей не надо...

Алешка (входит босый). Братцы! Я ноги промочил!

Бубнов. Иди - промочи горло... Только и всего! Милый ты... поешь ты и играешь, очень это хорошо! А - пьешь - напрасно! Это, брат, вредно... пить - вредно!..

Алешка. По тебе вижу! Ты - только пьяный и похож на человека... Клещ! Гармошку - починил? (Поет, приплясывая.) Эх, кабы мое рыло Не красиво было - Так меня бы кума моя Вовсе не любила!

Озяб я, братцы! Х-холод но!

Медведев. Мм... а если спросить - кто такая кума?

Бубнов. Отстань! Ты, брат, теперь - тю-тю! Ты уж не бутошник... кончено! И не бутошник, и не дядя...

Алешка. А просто - теткин муж!

Бубнов. Одна твоя племянница - в тюрьме, другая - помирает...

Медведев (гордо). Врешь! Она - не помирает, она у меня без вести пропала!

 

Сатин хохочет.

 

Бубнов. Все равно, брат! Человек без племянниц - не дядя!

Алешка. Ваше превосходительство! Отставной козы барабанщик! У кумы – есть деньги, У меня - ни гроша! Зато я веселый мальчик, Зато я - хороший! Холодно!

 

Входит Кривой Зоб; потом - до конца акта - еще несколько фигур мужчин и женщин. Они раздеваются, укладываются на нары, ворчат.

 

Кривой Зоб. Бубнов! Ты чего сбежал?

Бубнов. Иди сюда! Садись... запоем мы, брат! Любимую мою... а?

Татарин. Ночь - спать надо! Песня петь днем надо!

Сатин. Ну, ничего, князь! Ты - иди сюда!

Татарин. Как - ничего? Шум будет... когда песня поют, шум бывает...

Бубнов (идя к нему). Князь! Что - рука? Отрезали тебе руку?

Татарин. Зачем? Погодим... может - не надо резать... Рука - не железный, резать - недолго...

Кривой Зоб. Яман твое дело, Асанка! Без руки ты - никуда не годишься! Наш брат по рукам да по спине ценится... Нет руки - и человека нет! Табак твое дело!.. Иди водку пить... больше никаких!

Квашня (входит). Ах, жители вы мои милые! На дворе-то, на дворе-то! Холод, слякоть... Бутошник мой здесь? Бутарь!

Медведев. Я!

Квашня. Опять мою кофту таскаешь? И как будто ты... немножко того, а? Ты что же это?

Медведев. По случаю именин... Бубнов... и - холодно... слякоть!

Квашня. Ты гляди у меня... слякоть! Не балуй... Иди-ка спать...

Медведев (уходит в кухню). Спать - я могу... я хочу... пора!

Сатин. Ты чего... больно строга с ним?

Квашня. Нельзя, дружок, иначе... Подобного мужчину надо в строгости держать. Я его в сожители взяла, - думала, польза мне от него будет... как он - человек военный, а вы - люди буйные... мое же дело - бабье... А он - пить! Это мне ни к чему!

Сатин. Плохо ты выбрала помощника...

Квашня. Нет - лучше-то... Ты со мной жить не захочешь... ты вон какой! А и станешь жить со мной - не больше недели сроку... проиграешь меня в карты со всей моей требухой!

Сатин (хохочет). Это верно, хозяйка! Проиграю...

Квашня. То-то! Алешка!

Алешка. Вот он - я!

Квашня. Ты - что про меня болтаешь?

Алешка. Я? Вс°! Вс°, по совести. Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости - десять пудов, а мозгу - золотника нету!

Квашня. Ну, это ты врешь! Мозг у меня даже очень есть... Нет, ты зачем говоришь, что я бутошника моего бью?

Алешка. Я думал, ты его била, когда за волосы таскала...

Квашня, (смеясь). Дурак! А ты - будто не видишь. Зачем сор из избы выносить?.. И, опять же, обидно ему... Он от твоего разговору пить начал...

Алешка. Стало быть, правду говорят, что и курица пьет!

 

Сатин, Клещ - хохочут.

 

Квашня. У, зубоскал! И что ты за человек, Алешка?

Алешка. Самый первый сорт человек! На все руки! Куда глаз мой глянет, туда меня и тянет!

Бубнов (около нар Татарина). Идем! Все равно - спать не дадим! Петь будем... всю ночь! Зоб!

Кривой Зоб. Петь? Можно...

Алешка. А я - подыграю!

Сатин. Послушаем!

Татарин (улыбаясь). Ну, шайтан Бубна... подноси вина! Пить будим, гулять будим, смерть пришол - помирать будим!

Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы!

Много ли человеку надо? Вот я - выпил и - рад! Зоб!.. Затягивай... любимую! Запою... заплачу!..

Кривой Зоб (запевает). Со-олнце всходит и захо-оди-ит...

Бубнов (подхватывая). А-а в тюрьме моей темно-о!

 

Дверь быстро отворяется.

 

Барон (стоя на пороге, кричит). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился!

Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.

Сатин (негромко). Эх... испортил песню... дур-рак!

 

Занавес

 

1902

 

Вопросы и задания

 

Ко всей пьесе

 

1. В каких местах действия разворачиваются события «На дне»? Перечислите их. Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения основных мест действия?

2. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт пьесы? Как вы понимаете его суть? Назовите основные «конфликтные точки» (события, обостряющие основное противоречие драмы), помогающие понять смысл всего произведения.

3. Что означают диалоги героев о судьбе и выборе человека? Кто является инициатором этих диалогов?

4. Какое значение имеет в пьесе появление Луки? С какой целью он ведет диалоги с ночлежниками?

5. Сколько в пьесе вставных текстов? Какую функцию они выполняют?

6. Почему погибает Актер? Кто из персонажей виновен в смерти Актера?

7. Какую роль в развитии конфликта отводится Сатину?

8. Почему пьеса называется «На дне»?

 

К первому действию

 

1. Представьте, что вы кинорежиссер, экранизирующий «На дне». Как бы вы сняли пространство, изображенное в ремарке первого действия? Сопоставьте описание пространство в этом действии с описанием пространства в ремарке четвертого действия.

2. Какое значение в развитии конфликта имеет первое действие?

3. О чем и как говорят обитатели ночлежки? Выделите темы разговоров, охарактеризуйте речевую манеру говорящих. Какие слова и понятия связывают их высказывания друг с другом? Чем отличаются позиции этих персонажей друг от друга? На основе проделанной работы подумайте, какие мотивы (повторяющиеся слова) являются ключевыми в развитии первого действия?

4. Какое значение в создании общей атмосферы ночлежки имеет похмельный бред Сатина о словах?

5. Как связаны друг с другом сюжетная линия любовной интриги с планом философических разговоров о предназначении человека, смысле его жизни?

6. Какое событие в пьесе можно считать завязкой развития конфликта?

7. Как появляется Лука? Чем слова и поведение этого персонажа отличается от слов и поведения ночлежников? Как могло бы развиваться действие в драме, если бы Лука не появился в ночлежке? Что меняется в ночлежке после появления Луки?

8. Внимательно перечитайте диалог Луки с Анной. Чем позиция Луки к умирающему человеку отличается от позиций обитателей ночлежки? Как бы вы объяснили это отличие?

 

Ко второму и третьему действиям

1. Выделите в этих действиях «вставные тексты» (две притчи Луки, текст песни «Солнце всходит и заходит…» и стихотворение Беранже). Какова их роль в драме? Обоснуйте свой ответ сравнительным анализом этих текстов. По какому принципу они соотносятся друг с другом? Выделите образные рифмы в поэтических текстах и историях, рассказанных Лукой. Что они обозначают? Объясните иносказательный смысл песни и стихотворения Беранже. Как соотносятся строчки из песни и стихотворения со словами Луки и его поведением в ночлежке?

2. Как песня «Солнце всходит и заходит…» связана с развитием основного действия «На дне»?

3. Проследите за тем, как складываются отношения героев к Луке во втором и третьем действиях. С кем и почему ведет свои диалоги Лука в рассматриваемых действиях? А с кем он не вступает в разговоры? Почему? Есть ли в тексте пьесы конкретные ответы на эти вопросы?

4. Какие изменения вы заметили в речи и поведении Актера, Пепла и других ночлежниках во втором и третьем действиях? Как эти изменения зависят от тем разговоров с Лукой?

5. Какое событие является, на ваш взгляд, кульминацией развития основного действия пьесы? Как в этом событии совпадают два плана действия, на которые вы обратили внимание в первом акте?

6. Является ли Лука резонером, «рупором» авторских идей? Или же точка зрения автора о смысле человеческой жизни, выборе человека отличается от позиции Луки? Обоснуйте свою мнение анализом текста пьесы.

 

К четвертому действию

 

1. Какие изменения в ночлежке вы заметили в четвертом действии?

2. Чем отличаются диалоги героев в этом действии от диалогов героев в первом действии?

3. Чем мотивирован монолог Сатина? Когда и почему Сатин точно цитирует Луку? Как и почему меняется позиция Сатина в процессе произнесения монолога? Чем представления Сатина о человеке отличаются от точки зрения Луки? Могли бы слова о предназначении человека прозвучать, если бы в ночлежке не появился Лука? Почему?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.