Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнее подкрепление






Наиболее впечатляющей демонстрацией того, каким образом на пове­дение влияют его последствия, является исследование с использованием ре­версивной цели. В этой процедуре проявление выбранного поведения фик­сируется в естественных условиях. Затем измеряются изменения в поведении при успешном введении или устранении подкрепляющего влияния.

Применение процедур подкрепления для модификации множества разнообразных проявлений упрямства доказывает символический харак-

1 См.: Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs N. J.:
Prentice-Hall, 1973; Liebert R.M., Neale J.M., Davidson E.S. The Early Window: Effects of
Television on Children and Youth. N. Y.: Pergamon Press, 1973.

2 См.: Parker E.P. Information Utilities and MassCommunication // H. Sackman, N. Nie
(Eds.). Information Utilities and Social Choice. AFIPS Press, Montvale N. Y., 1970.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 239

тер этого подхода. Один из случаев, отобранный из множества других и описанный Харрисом, Вольфом и Баером1, иллюстрирует успешное ревер­сирование. Во-первых, индивидуум, у которого наблюдаются затруднения, в течение некоторого времени находится под наблюдением, чтобы опре­делить частоту проявлений дисфункционального поведения; контексты, в которых это поведение проявляется; а также реакцию окружающих. В рассматриваемом случае крайне замкнутый мальчик проводил до 80% своего времени в детском саду в уединении. Наблюдения выявили, что воспитатели бессознательно поощряли замкнутость ребенка, уделяя ему особое внимание именно тогда, когда он замыкался в себе, откликались на его чувство одиночества, утешали его и уговаривали играть со сверст­никами. А в тех редких случаях, когда ребенок все-таки начинал играть с другими детьми, на него не обращали особого внимания.

Во второй фазе программы устанавливается новый набор подкрепле­ний. В упомянутом выше случае воспитатели перестали поощрять замк­нутость своим вниманием и поддержкой. Вместо этого, заметив момент, когда мальчик начинал играть с группой детей, воспитательница присоеди­нялась к этой группе и полностью отдавала ей свое внимание. В довольно короткое время замкнутое поведение мальчика заметно ослабилось и он стал проводить до 60% времени в общих играх с другими детьми.

После того как достигаются желаемые изменения, восстанавливается первоначальная практика подкрепления с целью определения того, была ли дисфункция поведения фактически поддержана его социальными послед­ствиями. В этой третьей фазе воспитатели вели себя как обычно, не обра­щали внимания на проявления общительности ребенка и утешали его, ког­да он уединялся. В результате этого подхода ребенок снова погрузился в замкнутость. Открытия, подобные этому, подчеркивают необходимость оце­нивать социальные методики по их воздействию на реципиента, а не по гуманитарным намерениям исполнителей.

В финальной фазе снова поэтапно вводятся полезные условия, дис­функциональные проявления устраняются, а адаптивные проявления воз­награждаются до тех пор, пока они не будут адекватно поддерживаться своими естественными последствиями. В рассматриваемом случае воспи­татели постепенно сокращали свое вознаграждающее внимание по мере того, как ребенок начинал получать все большее удовольствие от игр и общения с ровесниками. В ходе последующих наблюдений ребенок про­должал получать удовольствие от общественных взаимоотношений, что явилось резким контрастом с его прежней замкнутостью.

В многочисленных исследованиях, применяющих побудительные про­цедуры для детей и взрослых, самые разнообразные проявления вредно­го поведения — включая травмоопасные действия, агрессивность, психо-

1 См.: Harris F.R., Wolfe MM.. Baer DM. Effects of Adult Social Reinforcement on Child Behavior // Young Children. 1964. 20. P. 8-17.


240 Тема 14. Развитие личности

соматические расстройства, намеренный обман, аутизм, хроническую ано-рексию, психогенные припадки, астматические приступы, психотические состояния, и прочие длительные расстройства — успешно уничтожались, восстанавливались и снова уничтожались посредством изменения под­крепляющих последствий. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.