Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы моторно-репродуктивные






Третьим этапом моделирования является преобразование символи­ческих представлений в соответствующие действия. Для того чтобы по­нять, каким образом осуществляются реакции, требуется проанализи­ровать, каковы идеомоторные механизмы исполнения. Воспроизведение поведения достигается путем организации реакций во времени и про­странстве, в соответствии с образцом, предложенным моделью. В целях анализа реализацию поведения можно подразделить на когнитивную ор­ганизацию реакций, мониторинг и совершенствование посредством инфор­мативной обратной связи.

На начальной фазе реализации моделируемого поведения реакции отбираются и организуются на когнитивном уровне. Уровень научения через наблюдение, который в итоге будет продемонстрирован в виде како­го-то конкретного поведения, отчасти зависит от того, насколько сформиро­ваны основные компоненты навыков. Если человек обладает всеми необхо­димыми элементами, то он может легко интегрировать их, формируя новые типы; но, если хотя бы один из компонентов реакции отсутствует, воспро­изведение поведения может оказаться несостоятельным. Когда налицо де­фицит, тогда основные субнавыки, необходимые для сложного исполнения, сначала должны быть развиты моделированием и практикой.

На бихевиоральном уровне существуют и другие препятствия к реа­лизации того, что было освоено путем наблюдения. Идеи редко безошибоч­но преобразуются в правильные действия с первой же попытки. Точного совпадения, как правило, добиваются в ходе многократного повторения по­пыток — благодаря корректирующим усилиям. Несоответствия между символической репрезентацией и исполнением служат подсказкой для корректирующих действий. Общая проблема при освоении сложных навы­ков — к примеру, при обучении игре в гольф или плаванию — заключает­ся в том, что человек не может наблюдать свои реакции со стороны. Ему приходится полагаться лишь на собственные неотчетливые кинестатичес-кие ощущения или же на слова людей, следящих за его игрой. Очень труд­но направлять действия, которые только наблюдаемы или определяемы коррекцией, необходимой для достижения максимально точного совпаде­ния между репрезентацией и исполнением.

Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблю­дения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и

1 См.: Jeffrey D.B. A Comparison of the Effects of External Control and Self-Control on the Modification and Maintenance of Weight // J. Abnom. Psychology. 1974. 83. P. 404-410.


234 Тема 14. Развитие личности

ошибок. Тренер по гольфу вряд ли ограничится тем, что выдаст новичкам мячи и клюшки, а сам станет дожидаться, когда же они освоят удар. В большинстве случаев повседневного научения люди в первую очередь пы­таются максимально освоить новое для них поведение путем моделирова­ния, а затем начинают совершенствовать свои действия, самостоятельно корректируя исполнение посредством информативной обратной связи и фокусируя свое внимание на отдельных элементах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.