Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационные процессы






Теория социального научения проводит различие между научени­ем и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научи­лись, поскольку люди на деле не реализуют на практике все подряд, чему они научились. Человек с большей вероятностью воспримет поведение мо­дели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно ока­зывается неэффективным или даже вредным. Среди большого числа на­блюдаемых реакций предпочтение отдается реакциям наглядно эффек­тивным, а не тем, которые ведут к негативным последствиям. Оценочные реакции, которые люди вырабатывают по отношению к своему поведению, также регулируют реакции, заученные в процессе наблюдения. Мы ста­раемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасы­ваем то, что лично не одобряем1.

Так как на процесс научения через наблюдение влияет множество факторов, наличие моделей — даже самых выдающихся — автоматичес­ки не гарантирует формирования такого же поведения и у других лю­дей. С одной стороны, имитативное поведение можно рассматривать без учета лежащих в его основе процессов. Модель многократно демонстри­рует требуемые реакции и тем самым обучает других воспроизводить ее поведение. Если при этом обучающихся подталкивать в нужную сторо­ну, когда они ошибаются, и вознаграждать, когда они преуспевают, то это со временем может привести к тому, что у большинства людей вырабо­таются нужные реакции. Но с другой стороны, если требуется объяснить явление моделирования и получить прогнозируемые результаты, в таком случае необходимо принимать во внимание различные детерминирую­щие факторы, о которых говорилось выше. В каждом конкретном слу­чае неспособность наблюдателя в точности воспроизвести поведение мо­дели может иметь свою особую причину: может быть, не было возмож­ностей пронаблюдать поведение модели во всех его деталях; может быть, моделируемые моменты были неправильно закодированы для представ­ления в памяти; может быть, при воспроизведении того, что было освое­но, человека постигла неудача; может быть, человек физически не спосо-

1 См.: Hicks D.J. Girls' Attitudes toward Modeled Behaviors and the Content of Imitative Private Play // Child Development. 1971. 42. P. 139-147.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 235

бен действовать или у него отсутствуют необходимые побудительные причины для таких действий. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.