Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болезненны.






Вся эта сутра составлена из четырех слов. Слово «вритти» вам уже

известно, тем не менее оно все еще нуждается в дальнейшем пояс-

нении. Далее, начиная с данной сутры, следует детальное объясне-

ние [понятия] вритти. Сутра говорит, что вритти ума пятиричны,

т. е. пяти видов. Пять видов — это пять типовых проявлений, кото-

рые бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что

всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и

пять — не болезненны. Это нуждается в иллюстрации.

Ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка,

и цветок ему нравится. Это называется аклиштой — приятным. За-

тем ваш ум видит раздавленное, расчлененное тело собаки, кото-

рая попала под колеса проезжающей повозки. Ваш ум смотрит че-

рез глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нра-

вится. Это называется клиштой или болезненным. Итак, проявле-

ние ума определенного типа в случае с цветком было не болезнен-

ным или приятным; в случае же с раздавленной собакой — болез-

ненным или клиштой. Типовое проявление одно и то же — вос-

приятие через глаза; видение же двойственно: аклишта и клишта,

не болезненное и болезненное.

Таким же образом ум имеет или принимает пять главных типо-

вых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти?

Мы обсудим это в следующих сутрах, но перед тем, как перейти к

этой теме, пожалуйста, поймите очень отчетливо, что Патанджали

подразумевает под словом «всё». Это проявления ума в различных

сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на

человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством

глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку

или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы

закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о

ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизме-

нений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Ког-

да вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти,

горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также

одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявле-

ние называется вритти.

В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый

вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В

йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума.

Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подоб-

ным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как

ошибочное принятие веревки за змею, — это все ментальные обус-

ловленности, вритти.

В санскритских текстах и, в частности, в текстах йоги и ведан-

ты слово «вритти» встречается сплошь и рядом. Но понятие это та-

кое неоднозначное, что иногда философы и мыслители оказыва-

ются не в состоянии объяснить его надлежащим образом. В сем-

надцатом веке был великий ученый, которого звали Гаудападача-

рья. Он был гуру у гуру великого Шанкарачарьи. Он написал по-

дробный комментарий на маленькую упанишаду, называемую

Мандукья упанишада. В своем комментарии великий ученый пи-

сал: «Мир в целом представляется ничем иным, как формой мен-

тальных видоизменений высшего сознания».

Весь космос, не только Земля, но и космос в целом может быть

нереальным; он может быть просто выражением вашего менталь-

ного мышления, ментального мышления высшего существа, кос-

мической силы мышления. Поэтому, когда мы используем термин

«ментальное видоизменение», мы имеем в виду различные типо-

вые проявления или персонификации ума, различные стадии,

сферы или измерения личности.

В театральной постановке один и тот же человек может выхо-

дить на сцену как нищий, король, разбойник, санньясин, мужчи-

на или женщина и т. д. Таким же образом в человеке есть простая

материя, называемая сознанием, которая появляется, чтобы про-

явиться в форме бодрствования, сновидения, глубокого сна, мыш-

ления, влечения и отвращения. Это одно сознание, которое мы ви-

дим играющим разные роли, и это различные вритти.

Сутра 6: Пять типов вритти

Prama̱ n̤ a viparyaya vikalpa nidra smritayah

Prama̱ n̤ a — правильное знание;

Viparyaya — неправильное знание;

vikalpa — фантазия, воображение;

nidra — сон;

smritayah — память.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.