Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знание, фантазия, сон и память.






В последних трех сутрах мы говорим о слове «вритти». Для учени-

ка йоги важно правильно понять это слово. После продолжитель-

ного обдумывания вы осознаете, что окончательная цель йоги есть

ничто иное, как тотальное разрушение шаблонов проявления со-

знания. Это иллюстрирует следующий пример. Различные фигур-

ки или модели формы могут быть вылеплены из глины и, когда

они разрушаются, то снова становятся глиной. Точно так же золо-

тых дел мастер делает из золота различные украшения, формы ко-

торых известны под различными именами, но, когда они разруша-

ются или плавятся, они снова становятся золотом. Подобным об-

разом в космическом природном процессе различные вещи и

структуры проходят через ум и называются различными именами.

Ум, или сознание, должно быть лишено всех своих форм с тем,

чтобы сознание оставалось безымянным и бесформенным, что яв-

ляется окончательной целью йоги.

Прекращение осознавания мира — это только часть йоги. Это

не конечная цель, как это ошибочно понимают многие последова-

тели. Они закрывают свои глаза и уши, забывают обо всех внешних

вещах и звуках, после чего у них появляются удивительные внут-

ренние видения. Они думают, что достигли конечную цель йоги,

но даже это [представление] должно быть разрушено. Должно быть

покончено со всем, что является природным проявлением ума.

Поэтому перед тем, как вы начнете практику йоги, вы должны по-

лучить ясное представление о том, что вы собираетесь делать, и в

этом вам поможет Патанджали.

Иногда нам говорят «взять [сознание] назад», отвести свое со-

знание, но что такое сознание? Вы отводите сознание от внешних

звуков, но можете ли вы отвести его от сна? Нет, потому что вы да-

же не считаете, что глубокий сон ментально обусловлен, вы дума-

ете, что глубокий сон не является ментальным состоянием. Йога

говорит, что глубокий сон — также ментальное состояние, и далее

в сутрах Патанджали говорится, что даже самадхи есть ментальное

состояние, которое должно быть отброшено. Савикальпа — самад-

хи начального уровня является также видоизменением ума и по-

этому должно быть преодолено.

К окончательной цели йоги ведет [определенный] очищающий

процесс, и в его реализации Патанджали помогает нам. Пять типов

классификации охватывает исключительно все вритти. Все, что вы

видите, слышите, испытываете на опыте, все, что реализуется как

вритти посредством ума, через чувства, классифицируется в пять

групп, которые называются правильное знание, неправильное

знание, воображение, сон и память.

Эти пять типовых проявлений образуют сознание ума. Из них

формируются три измерения индивидуального сознания. Они со-

ставляют «ментальную фабрику» человека. Любое ментальное со-

стояние включается в пять типовых проявлений, видите ли вы сон

или бодрствуете, смотрите или разговариваете, прикасаетесь, на-

носите удар или плачете; чувство это или эмоция, действие или на-

строение. Фактически эти пять групп включают в себя все.

Сутра 7: (I) Прамана — источники

правильного знания

Pratyaksha̱ numana̱ gama̱ h prama̱ n̤ a̱ ni

Pratyaksha прямое познание, чувственное доказательство;

anuma̱ na — вывод;

a̱ gama — свидетельство, откровение;

prama̱ n̤ a̱ ni источники правильного знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.