Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • ВВЕДЕНИЕ. Факультет журналистики






    Факультет журналистики

    Жилякова Н.В.

    РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

    XVIII - XIX В.

    Хрестоматия

    Томск


     

     

    УДК 070

    ББК 76.01

    Ж 72

     

    Рецензенты:

    Г.С. Криницкая, профессор НИУВПО «Томский государственный университет»

    П.П. Каминский, доцент НИУВПО «Томский государственный университет»

     

    Жилякова, Наталия Вениаминовна

    Русская журналистика XVIII - XIX в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Н.В. Жилякова. – Томск: Учебно-производственная типография ФЖ ТГУ, 2011. – 200 с.

     

     

    В хрестоматии представлены журналистские и публицистические тексты из ведущих российских газет и журналов XVII-XIX веков, знакомство с которыми расширяет профессиональный кругозор будущих журналистов, способствует углублению знаний о русской журналистике прошлых веков. Предназначена для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика».

     

    УДК 070

    ББК 76.01

     

    (с) Жилякова Н.В.

    (с) Томский государственный университет

     


    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………………………….5

     

     

    Часть 1. План семинарского занятия……………………………………………………………..6

    «Ведомости» от 2 января 1703 года.………………………………………………….…7

    «Ведомости» от 20 июля 1708 года……………………………………………………...7

    Письмо Петра I о Полтавской битве.…………………………………………………….7

    Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов.…………………..8

    Сумароков А.П. Сон. Счастливое общество……………………………………….9

     

     

    Часть 2. План семинарского занятия………………………………………………………………11

    «Всякая всячина»: Поздравление с Новым годом…………………………………….12

    В прошедший мясоед………………………………………………12

    Я весьма веселого нрава…………………………………………...12

    Приложенная роспись...……………………………………………13

    Сказка о мужичке…………………………………………………...13

    Некогда читал некто некоторую повесть………………………...14

    Новиков Н.И. Некогда читал некто………………………………………………..15

    Рецепт для господина Безрассуда…………………………………15

    Копии с отписок……………………………………………………..16

    Отрывок из путешествия в *** И*** Т***……………………….18

    Письмо уездного дворянина………………………………………..20

    Державин Г.Р. Фелица……………………………………………………………......21

    Фонвизин Д.И. Вопросы сочинителю былей и небылиц и Ответы Екатерины II..23

    Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества…………………………….24

     

     

    Часть 3. План семинарского занятия…………………………………………………………………28

    Куницын А.П. Замечания на нынешнюю войну…………………………………….29

    Рылеев К.Ф. Несколько мыслей о поэзии………………………………………….29

    К временщику…………………………………………………………31

    Бестужев А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года…32

    Муравьев Н.М. Любопытный разговор………………………………………………….37

     

     

    Часть 4. План семинарского занятия……………………………………………………………………39

    Пушкин А.С. О журнальной критике…………………………………………………40

    О записках Видока……………………………………………………..40

    Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов.41

    Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем…………………44

    От редакции………………………………………………………………45

    Гоголь Н.В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году……………45

     

     

    Часть 5. План семинарского занятия…………………………………………………………………..52

    Белинский В.Г. Ничто о ничем………………………………………………………….53

    Взгляд на русскую литературу 1846 года……………………………55

    Письмо к Гоголю……………………………………………………….60

    Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина…………………………………………..64

    «Москвитянин» и вселенная……………………………………………65

    Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси…..68

     

     

    Часть 6. План семинарского занятия………………………………………………………………....69

    Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous…………………………………………70

    Не начало ли перемены? ………………………………………………..71

    Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года…………………………………73

    Что такое обломовщина? ……………………………………………….75

    Писарев Д.И. Московские мыслители…………………………………………………78

    Пчелы……………………………………………………………………80

    Салтыков-Щедрин М.Е. Дневник провинциала в Петербурге…………………………………81

    За рубежом……………………………………………………………….87

    Письма к тетеньке……………………………………………………..93

    Материалы сотрудников «Искры»:

    Курочкин В.С. Проницательные читатели…………………………………………96

    Елисеев Г.З. Хроника прогресса………………………………………………….96

    Козьма Прутков Плоды раздумья……………………………………………………97

     

     

    Источники текстов…………………………………………………………………………………….98


    ВВЕДЕНИЕ

    Курс «История русской журналистики XVIII-начала XX вв.» является частью программы профессиональной подготовки журналистов. Его задача - познакомить студентов факультета журналистики с историей развития журналистики как профессии, становления ее как социального института.

    Особенностью отечественной журналистики была ее теснейшая связь с русским литературным и литературно-критическим процессом. В журналах и газетах принимали участие крупнейшие русские писатели и поэты, литературные критики – А.П. Сумароков, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский и многие другие; на страницах периодических изданий публиковались многочисленные художественные произведения. В связи с запретом обсуждать в прессе вопросы внутренней российской политики в начале XIX века на первый план выдвинулась литературная критика, которая и взяла на себя функцию формирования общественного мнения. Литературная полемика являлась отражением политической общественной борьбы. Только во второй половине XIX века начинается процесс дифференциации журналистики, литературы и литературной критики, появляется возможность гласного обсуждения насущных проблем российской жизни в публицистике. Эти этапы развития журналистики рассматриваются на примере ведущих периодических изданий, газет, журналов, альманахов.

    Изучение русской периодической печати невозможно без обращения к российской истории. Реформаторская деятельность Петра I, царствование Екатерины Великой, Отечественная война 1812 года, декабристское движение, крестьянская реформа 1860-х годов, «хождение в народ» в 1870-х годах – эти и другие события российской жизни отражались на страницах периодических изданий, и, в свою очередь, влияли на становление журналистики как социального института. Студенты должны разбираться в течениях общественной мысли, знать политические реалии русской жизни XVIII-XIX веков.

    Студенты, изучающие русскую журналистику, обязательно должны прочитать все тексты, о которых идет речь в лекциях. Не говоря уже о том, что журналистика – это и есть опубликованные в периодической печати произведения, и изучать ее необходимо по первоисточникам, а не в пересказе, стоит заметить, что знакомство будущего публициста с творчеством предшественников позволяет расширить кругозор, познакомиться с методами, приемами, стилем журналистов прошлого.

    В учебном плане бакалавров предусмотрена семинарские занятия по изучаемому курсу, которые контролируют глубину освоения конкретной темы курса; оценивают умение самостоятельно анализировать наряду с учебной и дополнительную литературу по теме, соотносить полученные знания с изучением практики функционирования СМИ; оценивают навыки публичного выступления, способности аргументировано отвечать на вопросы, полемизировать с коллегами.

    Важной частью работы на семинарах является анализ текстов. Хрестоматия призвана помочь студентам лучше подготовиться к семинарам, поскольку в ней представлен необходимый минимум текстов, с которыми должен ознакомиться студент. Материалы в ней распределены в соответствии с планами семинарских занятий, соответствуют учебному плану бакалавриата.

     







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.