Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй вопрос. а) Итак, системной картины европейской интеграции долгое время не существовало, но был мощный теоретический потенциал "европейской идеи"




а) Итак, системной картины европейской интеграции долгое время не существовало, но был мощный теоретический потенциал "европейской идеи". Студентам следует обратить особое внимание на речь Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946 г., и объяснить, почему она считается идейным манифестом объединения? В послевоенный период страны Западной Европы активно включились не только в процесс популяризации идеи объединения Европы, но и к разработке разнообразных интеграционных проектов. Затем логично перейти к рассмотрению движений и течений за создание единой Европы. Пристального внимания требует, вопрос о том, какие варианты и проекты объединения Европы предлагались. Следует учитывать, что разнообразные интеграционные концепции послевоенного времени с точки зрения методов их реализации можно разделить на две модели (федералистскую и конфедеративную). Наличие двух моделей свидетельствует о том, что, несмотря на практическую целесообразность наднациональной, т.е. европейской идеи, отказ от национальной идентичности для европейцев был сложным и мучительным.

Далее следует обратить внимание на роль США в европейском объединительном процессе. Докажите, что США проявляли инициативу и стимулировали западноевропейские страны к объединению. Студентам необходимо определить каково влияние "Плана Маршалла" на европейскую интеграцию?

Студенты должны понимать, что, несмотря на помощь извне (со стороны США) европейские страны принимали самое активное участие в объединительном процессе, который в послевоенный период принял необратимый характер. Именно поэтому необходимо обратиться к созданию Бенилюкса. Следует объяснить позицию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в отношении интеграции.

Вслед за созданием Бенилюкса произошло подписание Брюссельского пакта, согласно которому был создан Западный Союз (ЗС, позднее переименованный в Западноевропейский союз, или ЗЕС). Студентам предстоит определить суть и значение Брюссельского пакта. Изменил ли этот документ соотношение сил в Европе?

Далее необходимо обратиться к изучению Гаагского конгресса, и определить его итоги и значение в реализации "европейской идеи". Когда, с какой целью был создан Совет Европы, каковы его функции? Студентам необходимо объяснить, почему в ЗС и Совете Европы были реализованы конфедеративные принципы? В заключении следует определить роль и значение европейских организаций, созданных в конце 40-х гг.

б) Итак, многообразие принципов, многообразие планов и слабая практическая реализация делали "европейскую идею" в конце 40-х гг. слабо структурированной и аморфной. "План Шумана" - не только единственно верное решение в тупиковой ситуации, но первый шаг в реализации "европейской идеи", который вывел европейскую интеграцию на новый уровень и определил ее перспективы (необходимо объяснить почему). Студентам следует обратить внимание на то, что "План Шумана" являлся вынужденным планом, который позволил политикам традиционно враждебных государств договориться. Студентам предстоит не только проанализировать "План Шумана", но и объяснить, почему Франция проявляла особую заинтересованность в осуществлении интеграционного процесса? Необходимо также представить позицию ФРГ в решении данной проблемы. Почему "план Шумана" был неоднозначно воспринят и вызвал острые дискуссии? Студентам предстоит объяснить, почему первый шаг интеграции был рожден путем компромисса? Каковы роль и значение "плана Робера Шумана"?



в) Далее необходимо приступить к рассмотрению "Плана Плевена". Объясните, почему проект создания Европейского оборонительного сообщества, равно как и проект создания Европейского политического сообщества потерпели полный провал? Студентам предстоит доказать, что провал "Плана Плевена" не означал отказа от интеграционного процесса. Важно понимать, что на начальном этапе военно-политическая направленность интеграции сменилась приоритетом экономических связей. Следует также обратить внимание на трудности и противоречия в решении интеграционных проблем. В завершении занятия необходимо подвести итоги подготовительного этапа интеграции.

Литература для подготовки доклада:



1. Борко Ю.А. От европейской идеи – к единой Европе. М., 2001.

2. Горичева Л. История формирования социального сознания западно-европейского общества //МЭМО, 2007, № 1, С. 58-70.

3. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

4. Евратом: правовые проблемы. -М., 1992.

5. Липатов И. Европейская цивилизация как дифференцированная целостность //МЭМО, 2007, №6, С.14-21.

6. Наринский М., Карев В., Общие истоки европейской цивилизации //Европейский альманах. М., 1991, С. 18-29.

7. Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» (Социокультурные аспекты европейской цивилизации).//МЭМО, 2005, № 12, С. 67-75.

8. Рашковский Е.Б. Средние века – становление цивилизационного лика Европы. //Материалы международной конференции «Европейская цивилизация в глобализирующемся мире». ИМЭМО РАН. 25-26 ноября 2004 г. С.1-21.

9. Рашковский Е.Б. Европа: внутренний облик и глобально-историческая динамика. //МЭМО, 2005, № 12, С.58-66.

10. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

11. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

12. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

13. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

14. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

Литература:

1. Акульшина А.В., Артемов В.А. Франция и Германия в европейской интеграции. Воронеж, 2005.

2. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983.

3. Гэддис Дж. Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния //Новая и новейшая. - 1991. - №3.

4. Европа: вчера, сегодня, завтра. - М., 2002.

5. Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Проблемно-тематический сборник. - М., 1994.

6. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

7. История европейской интеграции 1945-1994. - М., 1995.

8. Илюхина Р.М. Идейно-политическая эволюция пацифизма в 1917-1939 гг. //Вопросы истории. - 1986. - № 12.

9. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству//МЭМО, - 2002, №4.

10. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2000.

11. Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. История западноевропейской интеграции: Учебное пособие: - Ярославль, 1998.

12. Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1990. - № 6.

13. Скворцов О.И. Западноевропейские политики в поисках оптимальных форм экономической и военно-политической интеграции в первой половине 1950-х годов. М., 1996.

14. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

15. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

16. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

17. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

18. Щенин Р.К. Западноевропейская интеграция: Учебное пособие. - М., 1998.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал