Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность






Хотя понятие «потребность» в психологии использовалось и исполь­зуется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Меррей. Особенности проведенного Мерреем анализа отражены в определении:

«Потребность — это конструкт (конвенциональная фикция или гипотети­ческое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда потреб­ность побуждается напрямую определенными внутренними процессами <...>, но чаще (в состоянии готовности) — появлением одного или нескольких обыч­но эффективных давлений (сил среды) <...>. Таким образом, она проявляется в том, что направляет организм в плане поиска или избегания встречи или, в случае встречи, в плане обращения внимания и реагирования на определенное давление <...>. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направ­ление внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоя­тельства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успоко­ить (умиротворить или удовлетворить) организм»2.

Из этого определения видно, что понятию «потребность», как и поня­тию «личность», придается гипотетический статус, но тем не менее оно свя­зывается с основополагающими физиологическими процессами мозга. По-

1 Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С. 202—213. (Здесь и
далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами-составителями.)

2 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938.
P. 123—124.


Холл К,, Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 33

нятно и то, что потребности могут побуждаться «изнутри» или актуализи­роваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуа­ция взаимодействия «организм—среда» не изменяется так, что потребность редуцируется. Некоторые потребности сопровождаются эмоциями и чув­ствами и часто ассоциируются с конкретными инструментальными актами, эффективными в плане создания желательного конечного состояния.

Меррей утверждает, что о существовании потребности можно заклю­чить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного пат­терна или способа осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выраже­ния конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут1. Дополнительные показатели представляют субъективные отче­ты о переживаниях, целях, намерениях. Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Меррей на основе интенсивного изучения не­большого числа субъектов составил ориентировочный список из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в дальнейшей работе серь­езной модификации, изначальные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными. Эти переменные были представлены в [цитировавшей­ся выше] работе (1938) с обозначением фактов, связанных с каждой из по­требностей, и вопросов, с помощью которых можно осуществить оценку по­требности; были указаны сопутствующие потребности эмоции и даны ил­люстративные примеры. Двадцать потребностей приведены в таблице 1.

Таблица 1

Иллюстративный перечень потребностей по Меррею2

 

Потребность Краткое определение
Унижение Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.
Достижение Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.
Аффиляция Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.
Агрессия Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать.

1 См. там же. Р. 124.

2 См. там же. Р. 152-226.

3 Зак. 1662



Тема 12. Психология мотивации


 
 


Потребность Краткое определение
Автономия Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.
Противодействие В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действи­ями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.
Защита Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго.
Уважение Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.
[Почитание] Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других — внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.
Демонстрация Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.
Избегание вреда Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
Избегание неудач Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.
Опека Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей — ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.
Порядок Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.
Игра Действовать «забавы ради» — без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.
Неприятие Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его.
Чувственные впечатления Искать чувственные впечатления и радоваться им.
Секс Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь сексуальные отношения.
Помощь Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.
Понимание Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Холл К„ Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 35

Типы потребностей

Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рас­смотрели предложенные им показатели или критерии для идентифика­ции потребности и типичный перечень потребностей.

Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные пот­ребности. Первичные, или висцерогенные, потребности связаны с харак­терными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Примеры — потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, урини-ровании и дефекации. Вторичные, или психогенные, потребности пред­положительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат пот­ребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, экс-гибиции, доминировании, автономии, уважении.

Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, т.е. проявляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, кото­рым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые — в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей — в значительной мере следствие образования ин-тернализованных структур (Суперэго), определяющих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосред­ственно выражены без нарушения условностей и стандартов, привне­сенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне.

В-третьих, существуют фокальные потребности и диффузные пот­ребности. Некоторые потребности тесно связаны с определенными объек­тами среды, тогда как другие являются настолько общими, что подходят по­чти к любой ситуации. Меррей отмечает, что, за исключением некоторых особых случаев фиксации, объект потребности может изменяться, как и способ удовлетворения. Т.е. сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связан­ных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшать­ся. Если потребность прочно связана с неадекватным объектом, это назы­вается фиксацией и обычно расценивается как патология. В то же время Меррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильно­му «предпочтению» объекта и «перескакивание» с объекта на объект мо­жет быть столь же патологичным, как и фиксация.

В-четвертых, существуют потребности проактивные и реактивные. Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится «спонтанно действующим» в результате чего-то,


36 Тема 12, Психология мотивации

происходящего в личности, а не в среде. Реактивные же потребности акти­вируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Раз­личие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответству­ющим стимулом, и реакцией, вызванной отсутствием важной стимульной переменной. Эти понятия Меррей использует также для описания взаимо­действия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще проду­цирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой — как реактор (ре­агирует на стимулы, продуцируемые проактором).

В-пятых, различаются процессуальная активность, модальные пот­ребности и эффектные потребности. Американские психологи, тради­ционно обращающие внимание на то, что функционально и полезно, по­стоянно выделяли эффектные потребности — потребности, направленные на определенное желательное состояние или результат. Меррей же на­стаивал на равной значимости процессуальной активности и модальных потребностей — тенденций к осуществлению определенных актов ради самого осуществления. Беспорядочное, некоординированное, нефункцио­нальное действие различных процессов (зрение, слух, мышление, речь и т.д.), возникающее с рождения, называется процессуальной активностью. Это — «чистое функциональное удовольствие», делание ради делания. Мо­дальные же потребности предполагают, что нечто осуществляется на оп­ределенном уровне качества и совершенства. Это все еще активность, к которой стремятся и которая приносит радость, но доставляет истинное удовлетворение лишь тогда, когда выполняется на определенном — вы­соком — уровне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.