Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношение потребностей






Очевидно, что потребности не полностью изолированы друг от дру­га, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что сущест­вует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции зани­мают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребно­стям, которые, «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой»1, используется понятие доминирования. Так, в ситуа­ции, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходи­мо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании лич­ности Меррей обычно рассматривал конфликт, в который включены по-

1 Murray HJl. Toward a classification of interaction // Т. Parsons, E.A. Shils (Eds.). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1951. P. 452.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 37

требности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например — автономия против уступчивости, достижение против удовольствия.

В определенных обстоятельствах посредством единой линии пове­дения может быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Суб­сидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: на­пример, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, ког­да действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворе­ния другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание зве­ньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доми­нирующих основных мотивов индивида.

Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индиви­да. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящи­ми вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие со­бытия среды представляет Меррей.

Прессы

Так же, как понятие «потребность» отражает важные внутренние де­терминанты человеческого поведения, понятие «пресс» отражает важные детерминанты поведения, исходящие из среды. Проще говоря, пресс — это характеристика или свойство объекта среды или человека, которое облег­чает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпри­нимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. «Пресс объекта — это то, что он может сделать с субъектом или для субъекта, — сила, которая так или иначе влияет на благосостояние субъекта»1. Пред­ставляя среду в терминах прессов, исследователь надеется выделить и классифицировать важные части того мира, в котором живут индивиды. Разумеется, мы лучше представляем, что — скорее всего — сделает инди­вид, если располагаем картиной не только его мотивов или направляю­щих тенденций, но и картиной его интерпретации среды. Понятие пресса предназначено именно для этого.

Для различных целей Меррей разработал различные перечни прес­сов. Это отражено в классификации, представленной в таблице 2, отража­ющей важные события или воздействия, имеющие место в детстве. На

1 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P. 121.


38 Тема 12. Психология мотивации

Таблица 2

Сокращенный перечень прессов1

1. Отсутствие семейной поддержки
Культурные противоречия
Семейные противоречия
Нетвердая дисциплина
Родительская сепарация
Отсутствие родителя — отца, матери
Болезнь родителя — отца, матери
Смерть родителя — отца, матери
Неполноценный родитель — отец, мать
Бедность

Бытовая неустроенность

2. Опасность беды

Отсутствие физической поддержки, высота

Вода

Одиночество, темнота

Бурная погода, молния

Огонь

3. Недостаток или потеря
кормления
собственных вещей
общения
разнообразия

4. Сдерживания, отказы

5. Отвержение, равнодушие, презрение

6. Соперник, конкурирующий завистник

7. Рождение сиблинга

8. Агрессия

Дурное обращение старшего мужского пола

женского пола Дурное обращение со стороны сверстников

Заносчивые сверстники

9. Доминирование, принуждение, препятствование

Дисциплина Религиозное воспитание

10. Опека, балование

11. Поддержка, требование нежности

12. Уважение, признание

13. Аффиляция, дружба

14. Секс
Обнажение

Обольщение: гомосексуальное, гетеросексуальное Родительская половая связь

1 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P.291-292.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 39

15. Ложь или предательство

16. Неполноценность
физическая
социальная
интеллектуальная

практике эти прессы не только определяются как действующие в данном индивидуальном опыте, но им приписывается и количественный рейтинг для обозначения силы или значимости в жизни индивида.

Важно различать значимость объектов среды в восприятии или ин­терпретации индивида (бета-прессы) и свойства этих объектов в реаль­ности или в том, как они открываются в объективном исследовании (аль­фа-прессы). Поведение индивида теснее связано с бета-прессами, однако важно выявить ситуации значительных расхождений между бета-прес­сом, на который реагирует индивид, и альфа-прессом, действующим в ре­альности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.