Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические различия между полами






В научной психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта. С одной стороны, источник поиска и даже выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств восходит к традиционной дихотомии мужского и женского начала, точнее, соответствующих социальных стереотипов. Сами эти качества нередко совпадают с теми, что необходимы для присвоения половых ролей. С другой стороны, строгое объективное исследование на­правлено на констатацию действительных различий между полами и, тем самым, позволяет проверить наличие таких, которые «должны существо­вать» согласно полоролевым нормативным ожиданиям. Конечно, в своих гипотезах исследователь не всегда свободен от многочисленных житейских поверий, смешивающих нормативные качества с реальными. Но тем инте­реснее изучение действительных психологических различий между полами, результаты которого часто ставят под сомнение устоявшиеся «эталоны».

Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека. Начнем с изло­жения гипотез и результатов исследования умственных способностей.

Житейские стереотипы полоролевого поведения сходны с привычны­ми ролями мужа и жены. Работящая, усидчивая жена и деловой, инициа­тивный муж — основа представлений о межполовых различиях по умствен­ным способностям. Одно из них — гипотеза о том, что девочки успешнее осваивают простые навыки, монотонную работу, мальчики лучше справля­ются с творческими задачами, требующими выделения необычных свойств. В исследованиях эта гипотеза (получившая название гипотезы Бровермана) проверялась по частям. Типичный тест на образование простых навыков — выработка условных рефлексов — позволяет привлекать любые возрастные группы. Исследования обусловливания у младенцев и дошкольников (зву­ковой и зрительный материал), а также младших школьников и подростков (вербальный материал) не выявили межполовых различий. Впрочем, в от­дельных случаях девочки действительно превосходят мальчиков в скорос­ти установления условных связей, но объясняется это «побочным» обстоя­тельством — их повышенной тревожностью.

Сходные результаты получены при выполнении мальчиками и девочками заданий, предполагающих творческое, оригинальное мышле­ние. Так, количество необычных ответов по методике парных ассоциаций (нужно связать два понятия, различные по смыслу) у обоих полов оказа-


186 Тема 8, Личность как индивидуальность...

лось примерно одинаковым. Интересен «тест цветных слов» (тест Стру­па): предъявляются названия цветов, напечатанные цветными буквами, причем цвет букв (который нужно назвать испытуемому) не совпадает со смыслом слова (например, слово «красный» написано синими буквами). Время, необходимое для правильного ответа в данном тесте, — хороший показатель умения ориентироваться в неожиданной ситуации, не отвлека­ясь на «очевидное». Однако при широком диапазоне индивидуальных вариаций различия по этому показателю никак не связаны с различием полов. Таким образом, в целом гипотеза Бровермана не получает под­тверждения.

Интересен другой устойчивый признак различения специальных умственных способностей по половому принципу — та чувственная мо­дальность, с которой эти способности связаны. Общая теория напоминает известное положение о межполушарной асимметрии: девочки имеют пре­имущество в сфере слуховых (и вербальных) навыков, мальчики — в сфе­ре наглядно-пространственной. Конкретные предположения касаются уже самого раннего, младенческого возраста. Однако гипотеза о том, что в этом возрасте девочки предпочитают слуховую, а мальчики — визуальную сти­муляцию, в последних исследованиях не подтверждается. Показательно, что независимо от модальности более значимыми для тех и для других оказываются так называемые социальные стимулы (например, лица лю­дей в отличие от геометрических фигур).

Неоднозначное подтверждение получает и знаменитая гипотеза о том, что девочкам более доступны вербальные задачи, а мальчикам — математические и наглядно-пространственные. Ее принятие не может быть полным и требует учета возрастной динамики развития способнос­тей. Так, распространенное мнение о более раннем вербальном развитии девочек, подтвержденное работами 1930—40-х гг., пока еще (по данным для детей до 3-х лет) не имеет достаточных статистических оснований. Во всяком случае, позднее, в дошкольном возрасте, девочки не имеют соответствующего преимущества перед мальчиками (за исключением групп детей с умственной отсталостью). Оно появляется примерно к 10 годам и проявляется здесь как в более высокой беглости чтения, так и в лучшем развитии речевых навыков. Интересна возможная связь этих половых различий с особенностями социального развития: именно в подростковом возрасте девочки с большим интересом обсуждают и луч­ше вербализируют свои телесные и психические переживания (хотя объясняют их не точнее мальчиков).

Преимущество в математических способностях, которое по тра­диции приписывается мальчикам, также обнаруживается достаточно поздно, в раннем юношеском возрасте (до этого половые различия име­ют место в группах детей с умственной отсталостью, однако здесь лучше осваивают понятия числа и простые арифметические навыки не мальчи­ки, а девочки). Юноши действительно превосходят девушек по средним


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 187

оценкам, но насколько велико различие между ними по современным данным, еще не установлено.

Аналогично выявление половых различий и по наглядно-простран­ственным способностям. Последние проверяются по заданиям, требую­щим мысленного поворота фигуры или нахождения простой фигуры, «вставленной» в сложную конфигурацию. По результатам таких тестов мальчики начинают превосходить девочек в среднем после 10—12 лет, хотя некоторые из них могут иметь очень низкие оценки, в то время как отдельные девочки — очень высокие. До этого возраста достаточно ши­рокие различия, например, в результатах теста «Вставленные фигуры», не относятся к половым. Нужно подчеркнуть, что данный показатель более дифференцированного когнитивного стиля не следует считать общим преимуществом мужского «аналитического ума», с другими тестами на «выделение фигуры из контекста» девушки справляются не хуже, а иног­да и лучше юношей. Очевидно, эти трудности связаны именно с нагляд­но-пространственной сферой.

Успехи в интеллектуальном развитии тесно связаны со стремле­нием их достижения. При этом уровень мотивации достижения1 — еще один традиционный пункт сравнения мужчин и женщин. Относительно малое количество женщин, достигших крупных успехов в научных облас­тях, нередко принимается за показатель отсутствия у них стремления к достижению (начиная с детского возраста). Однако во время школьного обучения, особенно в младших классах, девочки больше, чем мальчики, ориентированы на высокую академическую успеваемость, и, как правило, доказывают это на деле. Правда, мальчики, интересы которых выходят за рамки школьных в среднем чаще, чем у девочек, более склонны к сорев­нованию (между собой), но девочки не уступают сверстникам в интел­лектуальном развитии. Не обнаружено половых различий и в настойчи­вости, упорстве при решении задач. Не получило достаточного фактического подтверждения и распространенное мнение о том, будто де­вочки стремятся к внешней похвале, а мальчики проявляют больший интерес к содержанию своих занятий. Во всяком случае, к мнению и под­держке взрослых — родителей, учителей — оба пола чувствительны в равной мере. Интересна возрастная динамика оценки будущих успехов на основе текущих реальных достижений. Среди подростков различий в самооценке развития способностей и самоуважении в целом не обнару­живается. Однако в студенческие годы положение меняется: студентки прогнозируют свои профессиональные достижения (при равных со сту­дентами учебных успехах) менее оптимистично, напротив, среди студентов стереотип маскулинности, предметно-инструментальный стиль поведения и стремление к успеху обретает наиболее яркое и сильное проявление.

1 О мотивации достижения (стремлении к успеху) в сравнении с мотивацией избега­ния неудачи см. тему 12 в книге 2 настоящего издания.


188 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Преимущество в мотивации достижения и ряд других традицион­ных маскулинных черт обычно считается свидетельством более высокой общей активности мужчин. Поэтому здесь следует перейти от характерис­тики половых различий по умственным способностям к сравнению фун­даментальных свойств темперамента, а также характера, типичных спо­собов социального поведения.

К объективным показателям общей активности обычно относят количество и интенсивность двигательных, поведенческих реакций. В пер­вые годы жизни половых различий по таким показателям не обнару­живается. В ряде случаев они появляются после 2-х лет. Например, с это­го возраста мальчики более активны, чем девочки, в совместной игре, причем в игре в одиночку различий не наблюдается. Взаимная актив­ность мальчиков имеет специфические черты и, возможно, биологические причины. Показательны результаты опыта, произведенного на молодых обезьянах: если они содержались поодиночке (или вместе с матерями), то самцы и самки были равно активны, если же две пары «мать—ребенок» могли видеть друг друга (например, разделялись стеклянной перегород­кой), то самцы проявляли гораздо большую активность. Хорошо известен и характер взаимного возбуждения при встрече молодых самцов (отлич­ный от того, что наблюдается при встрече самок, а также самок и самцов): это агрессивность, стремление к физическому превосходству, вызов его испытать. По-видимому, половые различия относятся к наличию у самцов особых биологических сигналов, побуждающих к агрессивному поведению и к постоянной готовности реагировать на них.

Агрессивность — эмпирически установленный признак различения полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях, мальчики более агрессивны, чем девоч­ки. Это относится как к физическим, так и к вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат сред­ствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводи­лись исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный по­казатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гор­мона — андрогена: он коррелирует со многими (правда, не со всеми) про­явлениями агрессивного поведения, а введение андрогена приводит к их усилению.

Интересна гипотеза о «латентной» агрессивности женщин, якобы не меньшей, чем у мужчин, но ограниченной нормами полоролевого по­ведения. Проявляется эта агрессивность в специальных экспериментах: спонтанные агрессивные реакции у девочек довольно редки, но если их спровоцировать (показ и предложение выбрать среди других возможные способы поведения в различных ситуациях), то девочки с готовностью осваивают агрессивные «модели» реагирования. И все же гипотеза сомни-


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 189

тельна, поскольку прямых свидетельств о том, что девочки чаще нака­зываются за агрессивные поступки, нет (во всяком случае, в школе чаще и строже порицают и наказывают мальчиков). В среднем, мальчики более агрессивны не только в совместных играх, но и в фантазиях, а также по отношению к младшим. По-разному реагируют мальчики и девочки во время агрессивных поступков на поведение своей «жертвы»: встречая сопротивление, девочки, в отличие от мальчиков, не склонны продолжать агрессию. В известных экспериментах по «обучению неопытного учени­ка» с возможностью наказывать его за ошибки электрошоком мужчины используют эту возможность чаще, дольше и с большей силой удара, чем женщины.

Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрос­лых. Как правило, требования типа «Прекрати!», «Положи на место!» де­вочки выполняют немедленно, а мальчики продолжают начатое действие, пока «нажим» не станет сильнее. Стремление настоять «на своем» неред­ко считают проявлением более общего стремления к лидерству, домини­рованию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью. Дей­ствительно, мальчики чаще, чем девочки, пытаются подчинить себе сверстников, иногда даже взрослых, но довольно редко девочек (которые сопротивляются подобным попыткам). Вопрос о половых различиях в доминировании над другими остается открытым, поскольку от 4-х лет до ранней юности общение детей разделяется обычно как раз по половому принципу. С возрастом лидировать на основании физического («силово­го») превосходства становится труднее: не исчезая само по себе, оно теря­ет силу, значимость. Интересы молодых людей настолько разносторонни, что лидер в одном деле может не обладать авторитетом в каком-либо другом. Во всяком случае, связь доминирования с агрессией в этом воз­расте существенно ослабляется.

К выделению половых различий в способах социального взаимодей­ствия подходят и с другой стороны — от стереотипа фемининности. В его состав по традиции включают стремление к подчинению, конформность и, как иногда говорят, социабельность. Житейский опыт подсказывает, что девочки чаще хотят нравиться, быть «любимыми», в раннем детстве они более привязаны к родителям, лучше контактируют с другими взрослыми людьми, да и позднее более чувствительны к мнениям и реакциям, не тер­пят одиночества и т.д. Фактических же подтверждений всему этому не­много. Так, ни в одном исследовании не установлено половых различий в чувствительности к социальной стимуляции; у детей обоих полов она достаточно высока. Больше сходного, чем различного, и в отношениях детей с родителями: как девочки, так и мальчики требуют родительского внимания, особенно в стрессовых ситуациях, и часто готовы им пренеб­речь ради освоения нового социального окружения. Существуют некото­рые свидетельства о том, что, оставаясь без присмотра, более склонны к


190 Тема 8. Личность как индивидуальность..,

плачу... мальчики, хотя, по-видимому, это быстро преходящая тенденция младенческого периода.

Более высокая чувствительность девочек к эмоциональным состоя­ниям других, их отзывчивость, сопереживание также оказываются данью житейскому поверью. По результатам исследования, дети обоих полов в равной мере способны к идентификации с чувствами другого человека, готовы помочь ему, обрадовать, снять эмоциональное беспокойство.

Наиболее яркий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает «переходный» — подростковый воз­раст. Рассмотрим кратко его типичные черты, относительно независимые от индивидуальных различий,

Среди возрастных особенностей подростков — мальчиков и девочек — обычно выделяют стремление любым (не всегда адекватным) путем за­нять достойное положение в коллективе сверстников и в семье, избежать изоляции в классе и в группе близких друзей (порождающее повышен­ный интерес к «соотношению сил» внутриклассных группировок), отме­жеваться от всего «детского», отсутствие авторитета возраста, повышен­ную требовательность к взрослым (в частности, восприимчивость к ошибкам учителей) и непринятие «необоснованных» запретов, ярко вы­раженную эмоциональность, чувствительность к неудачам, тенденцию фан­тазировать и мечтать о будущем при переоценке своих возможностей и боязнь утратить созданный идеал, интерес к своему физическому и ум­ственному развитию и т.д. Половые различия затрагивают в той или иной мере фактически все указанные особенности, прежде всего характер обще­ния и социальные интересы.

Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, де­вочки (особенно в школе) — более интимно, парами или тройками. В общении мальчики эмоционально-сдержанны, склонны к соревнованию, у них обычно не принято выражение личных привязанностей и «нежных чувств», а девочки ценят именно откровенность и эмоциональный контакт, объединяясь не по сходству интересов, а по личной симпатии. Мальчики нередко входят в две малые группы одного и того же класса согласно разным предметным основаниям, избегают «закрытых» группировок и стремятся стать членами малых коллективов старшеклассников. Напро­тив, девочки избегают попадать в компании старшеклассниц и охотно (но без демонстрации и нажима) входят в состав мальчишеских группировок сверстников. Вместе с тем они более чувствительны к колебаниям эмо­ционального климата внутри класса и могут остро реагировать на нейт­ральную позицию учителя в борьбе учеников за лидерство в классном коллективе. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своеволь­ничают и бравируют недостатками. Но именно они в среднем дольше сохраняют интерес к промашкам наставников (а также к любым разго­ворам в их среде), в то время как мальчики чаще поддерживают уважае­мых учителей. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами


Петухов В.В., Столин 8.6. Половозрастные особенности психики 191

в учебе, арсенал же «средств» самоутверждения мальчиков шире: и забо­та о расширении физических, умственных, волевых возможностей, и их переоценки, и более частый демонстративный негативизм. Типичная под­ростковая роль — «классный шут» — невозможна для девочки. Интерес­но, что девочки в целом правильнее оценивают свои возможности и недо­статки и обнаруживают ббльшую (по сравнению с мальчиками того же индивидуального темперамента) эмоциональную устойчивость в положе­нии «гадкого утенка» при отсутствии групповой или семейной поддерж­ки. Впрочем, мальчики могут стойко переносить изоляцию от коллекти­ва, причем, как правило, упрямо отстаивают принятые позиции и ♦ переоценки ценностей» не производят. У девичьего же упрямства вы­является особая динамика даже в пределах подросткового возраста: если в 11 лет девочки реже прибегают к нему, то позже положение меняется, они не только чаще бывают упрямы без оснований (стойкое упрямство отмечается только у девочек), но и более склонны бравировать своей са­мостоятельностью.

Старшие подростки утверждаются в своей сексуальной идентич­ности, принимая внутренние позиции соответственно «мужчин» и «жен­щин». Мальчики больше не враждуют с девочками, а девочки не игнори­руют сверстников и даже ухаживания с их стороны. В этом возрасте они действительно хотят нравиться, затрачивая на это немало усилий и не­сколько переоценивая значение внешней привлекательности. Телесная угловатость травмирует их, в отличие от мальчиков, которые легко адап­тируются к недостаткам своей наружности. Мальчики-подростки отли­чаются влюбчивостью преимущественно романтического характера, обыч­но лишенной строгой избирательности и б, ез ожидания взаимности, с чем, по-видимому, связаны их сексуальная аморфность, равнодушие к половой морали, подчеркнутое восхищение избранным предметом (и демонстра­тивное пренебрежение к другим сверстницам). Девочки же любят изби­рательно, их мечты о желанном герое имеют сексуальную окраску; допус­кая разрушение сексуального барьера, они восприимчивы к половой морали и рассчитывают на взаимное чувство. Интересно, что если в млад­шем подростковом возрасте девочки обычно остро чувствительны к раз­делению людей по признаку пола, то в старшем эта чувствительность утрачивается и подчас наблюдается удивительный «когнитивный диссо­нанс»: чувство приоритета своего пола может сочетаться у девочек с вы­раженной неприязнью к женщинам и скрытой завистью к мужчинам. Более ранняя по сравнению с мальчиками готовность к любви имеет, та­ким образом, и свои специфические проблемы.

Завершая характеристику общих психологических различий меж­ду полами, нужно обсудить женскую принадлежность чувства материн­ства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гор­моны, связанные с беременностью и деторождением, «заставляют» мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще


192 Тема 8. Личность как индивидуальность...

не определена. Однако точно установлено, что и у животных, и у человека сам контакт с ребенком порождает и поддерживает потребность забо­титься о нем, и это в равной мере характерно для женщин и мужчин. Традиционная фемининность материнского чувства косвенно под­тверждается его реципрокным отношением с агрессивностью. Согласно результатам некоторых исследований, мальчики, имевшие опыт ухода за детьми, становились менее агрессивными в своих играх со сверстниками. Таким образом, широкая панорама современных данных о психоло­гических различиях между полами побуждает к пересмотру жесткого раз­деления маскулинных и фемининных черт. Вместе с тем при построении большинства шкал маскулинности — фемининности в качестве критери­ев по-прежнему привлекают и предметную направленность человека, и со­держание его интересов, характер эмоционального реагирования, отноше­ние к тем или иным аспектам половых ролей. Но это «противоречие» вполне закономерно, как и различие между общественным образцом и индивидуальностью.Ведь социальные стереотипы подобны картинкам в журнале мод: необходимые ориентиры в современной манере одеваться, они не требуют точного копирования. Прямой перенос наиболее ярких таких «образцов» на городскую улицу был бы нелепостью, признаком личностного дефекта. Действительно, выбор, совершаемый человеком в том, как следовать (или не следовать) принятым стереотипам — это имен­но личностная проблема.


Тема 9

Типология индивидуальности

Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания. Исследова­тельские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии характера. Основные виды пси­хопатий и акцентуаций. Представление об экстра- и инт-роверсии как основание выделения психологических типов. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности. Индивидуальность человека и соци­альные условия его развития. Социальный характер. Нацио­нальный характер как проблема этнопсихологии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Строение тела и характер. Стратегии определения пси­хотелесных соответствий.

© Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.

© Проблема и критерии выделения психологических типов. Индивидуальность человека и развитие личности.

О Социально-типическое и индивидуальное в личности. Со­циальный и национальный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.