Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. В. Петухов, В. В. Столин






ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ1

Индивидуальные особенности человека рассматриваются в психоло­гии в нескольких направлениях. Выделяют такие их области, как способ­ности, темперамент, характер. Различия между людьми прослеживают и по отдельным психическим процессам, описывая диапазоны характерис­тик восприятия, внимания, памяти и др. Но есть общие особенности ин­дивидуального развития, которые затрагивают все психические процессы, свойства и качества человека. Это — его пол и возраст.

Свойства и качества людей, определяемые их половой и возрастной принадлежностью, можно описывать и изучать на уже выделенных трех уровнях индивидуальности. Так, половозрастными являются прежде все­го особенности организма, его морфологическое строение, физиологичес­кие, гормональные процессы и особенности психики, так или иначе свя­занные с ними. Становление половых признаков и возрастные изменения, задаваемые генетически, подчиняют индивидуальное развитие природным, биологическим законам. Его общественная обусловленность также под­крепляется рядом нормативных предписаний. Становление социального индивида основано на распределении половых ролей и обеспечивается культурными средствами их присвоения — образцами социального пове­дения и типичных черт мужчин и женщин, т.е. стереотипами маскулин­ности и фемининности. Представления о типичных способах поведения, психических качествах существуют также и для каждого возрастного пе­риода. Становление половой идентичности есть одновременно результат процесса социализации индивида и одно из условий развития личности, в ходе которого человек осознает социальные стереотипы и через соб-

' Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Методические указания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 44-61.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.