Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. С. Выготский






К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА1

Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что развивается, развивается по необходимости. Ничто не совершен­ствуется и не идет вперед из внутреннего «витального порыва», о кото­ром говорит философия А.Бергсона. Было бы чудом, если бы характер развивался не под давлением необходимости, которая вынуждает и тол­кает его к развитию. В какой же необходимости заложены движущие силы развития характера? На этот вопрос существует только один ответ: в той, которая является основной и определяющей необходимостью всей человеческой жизни, — в необходимости жить в исторической социаль­ной среде и перестраивать все органические функции в согласии с требо­ваниями, предъявляемыми этой средой. Только в качестве определенной социальной единицы может существовать и функционировать человечес­кий организм.

Это положение взято за исходную точку в системе индивидуальной психологии (социальной психологии личности) А.Адлера. Мы оставим здесь в стороне вопрос об отношении этого учения к марксистской филосо­фии, как вопрос сложный, спорный и, главное, требующий особого и специ­ального исследования. Основные философские позиции Адлера искажены метафизическими элементами. Характерологический интерес представляет лишь практика Адлера. С полным основанием Адлер называет это учение позиционной психологией в глубочайшем смысле слова, в отличие от дис-позиционной: первая исходит в психологическом развитии из социальной позиции личности, вторая — из органической диспозиции, т.е. предраспо­ложения. Здесь понятию характера возвращается его первоначальный смысл. «Характер» значит по-гречески «чекан».

Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за соци-

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 156-157, 162.


Выготский Л.С.К вопросу о динамике детского характера 175

альную позицию. Он есть отложение основной линии, лейтлинии жизни, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций. В связи с этим для психолога становится обязательным понимание как каждого психологического акта, так и характера человека в целом не только в связи с прошлым личности, но и с ее будущим. Это можно назвать финальной направлен­ностью нашего поведения. Как кадр в фильме, изображающий один мо­мент движения, непонятен без последующих моментов, вне движения в целом, как траектория пули определена конечной точкой или прицелом, так точно всякий поступок и всякая черта характера вызывают вопросы: на что они направлены? Куда целят? Во что превратятся? К чему тяготе­ют? В сущности это понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из будущего не означает ничего другого, кроме диалекти­ческого требования — принимать явления в вечном движении, вскрывать в явлениях их тенденцию, их будущее, детерминированное их настоящим. Как в сфере истории мы никогда не поймем до конца сущности капи­талистического строя, если возьмем его статически, вне тенденции его развития, вне его необходимой связи с будущим строем, зреющим в его недрах, так в сфере психологии мы никогда не поймем до конца чело­веческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой лично­сти, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бес­связных и разрозненных эпизодов в связный единый биографический

процесс.

* * *

Ни одно инстинктивное действие животного не может быть понято и истолковано нами, если мы не знаем его финала, его «цели», точки, на кото­рую оно направлено. Представьте себе поведение животного перед половым соединением. Оно может быть понято только взятое в целом, только исходя из заключительного акта, последнего звена, на которое направлены все пред­шествующие звенья этой цепи. Движения тигра, подстерегающего добычу, будут совершенно бессмысленны, если мы не будем иметь в виду последне­го акта этой драмы, когда тигр пожирает добычу. Мы могли бы опуститься по эволюционной лестнице к самым низшим органическим функциям и везде нашли бы эту же особенность: финальный характер, конечную на­правленность биологической реакции. Если зубы животного разжевывают и перемалывают пищу, это может быть понято только в связи с тем, что пища будет переварена и усвоена организмом, т.е. в связи со всем процес­сом пищеварения и питания. То, что обычно условно называется имманен­тной телеологией организма, т.е. тот методологический принцип, согласно которому мы рассматриваем части живого тела как органы, а деятельность их как органические функции, получающие свое значение и смысл только в отношении к организму в целом, есть в сущности общебиологическая фор­мулировка той же идеи. <...>


176 Тема8. Личностькакиндивидуальность...

Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая воз­можность воспитания. Ребенок по своей природе всегда оказывается не­полноценным в обществе взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств слабости, неуверенности и затрудненно­сти. Ребенок долгие годы остается неприспособленным к самостоятель­ному существованию, и в этой неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его развития. Детство и есть пора неполноценности и ком­пенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к со­циальному целому. В процессе этого завоевания человек как определен­ный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью. Общественное овладение этим ес­тественным процессом и называется воспитанием. Оно было бы невоз­можно, если бы в самом естественном процессе развития и формирова­ния ребенка не была заложена перспектива будущего, определенная требованиями общественного бытия. Самая возможность единого плана в воспитании, установка его на будущее свидетельствуют о наличии такого плана в процессе развития, которым стремится овладеть воспитание. В сущности это означает только одно: развитие и формирование ребенка есть социально направленный процесс. О.Рюле говорит про эту жизнен­ную линию: «Это — его [ребенка. — Л. В.] нить Ариадны, ведущая его к цели. Поскольку с течением времени все душевные функции протекают в избранном направлении, все душевные процессы получают свое типич­ное выражение — постольку образуется сумма тактических приемов, ус­тремлений и способностей, которые покрывают собой и очерчивают опре­делившийся жизненный план. Вот это мы и называем характером»1.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.