Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование коммуникативной компетенции учащихся с особенностями развития в условиях интегрированного обучения






Н.Г. Еленский, доктор педагогических наук, профессор (Национальный институт образования)

На этапе развития информационного общества глубже осознаются функции языка, и в связи с этим меняются взгляды на его роль в осуществлении глобальной коммуникации человечества. Язык является полифункциональной системой: формой отражения человеком окружающего и внутреннего мира (эпистемологическая функция), познания объективной реальности (когнитивная функция), средством общения (коммуникативная функция). При этом сущность коммуникативной функции в информационном обществе усиливается и несколько расширяется: она рассматривается не только как средство осуществления общения, обмена устной и письменной информацией между коммуникантами, но и в виде аккумулятивной (накопление и сохранение информации), регулятивной (налаживание контактов и регулирование взаимоотношений между людьми, управление ими) подфункций. Разница между представлениями о функциях языка вчера и сегодня заключается в следующем: если вчера для школы главным было научить читать, грамотно писать, строить устные и письменные высказывания, то теперь, кроме этого, чрезвычайно важным является формирование умений воспринимать, перерабатывать, создавать и отправлять информацию — информационное общение, правильно строить межличностное взаимодействие как в коллективе (деловое общение), так в общественных местах (социальное общение) и семье (интимно-личностное общение) — информационная, деловая, социальная и внутрисемейная коммуникативная культура.

Согласно исследованиям психолингвистов, различные виды речевой деятельности в социальной жизни индивидом используются с различной степенью активности: 40% связаны с аудированием, 35% — непосредственно с устной коммуникацией, 16% — с чтением и 9% — с письменной речью [1, с. 76]. Таким образом, устная и письменная коммуникация используется человеком в социальной (деловой) жизни интенсивнее всего — 44%.

Как отмечалось выше, говоря о формировании коммуникативной культуры, мы по существу рассуждаем о путях овладения учащимися отдельными видами социальной культуры [2, с. 124], об эффективности интегрированного обучения.

Информационная коммуникативная культура связана с выработкой умений работать с информацией — устной и письменной, представленной на бумажном и электронном носителях.

Информационно-коммуникативные умения относятся, на наш взгляд, к группе общеучебных умений, без которых невозможно обеспечить эффективную учебную деятельность, — к группе своеобразных коммуникативных «метаумений» (умений, формирующих другие коммуникативные умения), без которых невозможна активная социальная деятельность человека. Это качество предопределяет и особенность их формирования — как на уроке (любом уроке, где организуется работа с научной, педагогически адаптированной информацией), так и во внеурочное время, во время самостоятельной подготовки домашних заданий, работы в библиотеке, с Интернет-ресурсами.

При работе с устной информацией важными являются умения понять главную мысль высказывания, систему аргументов (признаков), приводимых в подтверждение истинности сказанного. Для формирования названных умений используется прием алгоритмизации. Учащемуся следует: внимательно выслушать устный текст до конца, определить смысловое ядро высказывания (о чем сказано?), его мотив (зачем сказано?), понять систему аргументов (как доказано?), сформировать собственное отношение к услышанному (согласен—не согласен).

Названные информационно-коммуникативные умения являются простейшими и формируются в начальной школе. В дальнейшем они усложняются и связываются с поиском ин­формации, ее обработкой, структурированием и передачей другому коммуниканту. Для этого используется иной алгоритм: постановка и принятие задачи (что буду искать?), ориентировка в источниках информации (где искать?), собственно информационный поиск (осуществляю поиск информации), анализ полученной информации (обработка информации), структурирование информационного материала в соответствии с задачей (построение информационного сообщения), передача информации.

Деловая коммуникативная культура связана с осуществлением совместной профессиональной деятельности людей. Она направлена на обслуживание того содержания деятельности, «чем люди заняты, а не тех проблем, которые затрагивают их внутренний мир» [3, с. 515]. Поскольку в системе специального образования функционируют вспомогательные школы с углубленной социальной и профессиональной подготовкой, у данной категории учащихся непременно следует формировать умения деловой коммуникативной культуры. При этом речь идет не об общекультурных умениях, связанных с соблюдением речевого этикета (как приветствовать старших, здороваться со сверстниками, прощаться, извиняться, благодарить, обращаться с вопросом и т. п.), — это касается всех учащихся, а в большей степени о специальных умениях осуществления устной и письменной деловой коммуникации.

Основными видами устной деловой коммуникации являются следующие беседы: при приеме на работу, получении задания, составлении отчета о проделанной работе, а также во время переговоров, совещаний, критики за упущения, при увольнении с работы. Исходя из этого к группе умений устной деловой коммуникации можно отнести умение «подавать» себя во время беседы при оформлении на работу (принимать задания для исполнения, рассказать о своих достоинствах и преимуществах).

Приводим пример диалога лица, ищущего работу, с руководителем предприятия.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте!

- Скажите, пожалуйста, могу ли я поговорить с вами по вопросу трудоустройства?

- Слушаю вас.

- Меня зовут Андреев Сергей. Я окончил училище и получил специальность столяра 3-го разряда. Во время производственной практики на вашем предприятии получал задания для самостоятельной работы. Мои изделия получали высокую оценку. Ваше предприятие мне нравится, потому что здесь хорошие условия работы. Хотел бы трудиться у вас.

- У вас есть характеристика из училища?

- Конечно, у меня с собой есть характеристика из училища. Пожалуйста, посмотрите.

- Вы знаете, какая у нас заработная плата для молодых специалистов?

- Я понимаю, что заработная плата первое время будет невысокой. Но все в дальнейшем зависит от меня.

- Что вы скажите о своем отношении к здоровому образу жизни?

- Я не употребляю спиртные напитки и не курю. Занимаюсь спортом. Особенно люблю плавание.

- Как у вас обстояли дела с дисциплиной в училище?

- У мен, я не было пропусков учебных занятий без уважительных причин.

- Как строите отношения в коллективе?

- В училище у меня ни с кем не было серьезных конфликтов. Стараюсь улаживать спорные вопросы мирным путем.

- Хорошо. Оставьте свои документы, мы их рассмотрим.

- Скажите, пожалуйста, когда можно будет зайти за ответом?

- Через неделю.

- Большое спасибо. До свидания!

Следует заметить, что основными психологическими принципами деловой коммуникативной культуры являются рациональность (строгость, контроль собственных эмоций), направленность на понимание собеседника, отказ от поучительного тона ведения деловой беседы, приоритет интересов, а не позиций [4]. Эти. принципы следует принять во внимание при формировании у учащихся соответствующих умений на уроках языка:

· через коммуникативные ситуации («Вы ищете работу и пришли на прием к руководителю предприятия. Как расскажете о себе? С чего начнете разговор? Чему уделите больше внимания?» и т. п.);

· ролевые игры («Ответственное поручение», «В магазине», «В поликлинике», «На почте» и т. п.).

Названные умения формируются и в процессе профессиональной подготовки на занятиях через специальные тренинги и деловую игру.

К умениям письменной деловой коммуникации относятся умения работать с деловыми бумагами: составить текст заявления, делового письма, служебной записки, протокола заседания, выписки из него, заполнить бланк почтового отправления (телеграмма, перевод, посылка), оплаты коммунальных услуг, разного рода квитанций и др. Эти умения формируются на уроках литературы и языка (обучение деловому письму), учитель раскрывает особенности содержания каждого вида наиболее распространенных деловых бумаг (предназначение и содержание), их структуры, стилевого оформления, показываются образцы, с опорой на которые старшеклассники постепенно овладевают техникой письменного делового обще­ния (заводят личный альбом деловых бумаг). В приложении предлагаются наиболее распространенные образцы адаптированных деловых бумаг.

В социальную коммуникативную культуру входит «социально-ролевое общение в социальных ситуациях (уступить место старику или инвалиду), личностно ориентированное общение в кругу друзей и знакомых (не хамить однокласснику на том лишь основании, что у тебя с ним приятельские или дружеские отношения), внутри-школьное общение, в том числе отношения между учениками и учителями, учениками, учителями и администрацией школы» [2, с. 124].

Формирование социальной коммуникативной культуры осуществляется с учетом таких общих механизмов социализации, как подражание, внушение, социальная фасилитация (стиму­лирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), конформность (внутреннее расхождение во мнении с окружающими и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении). Следовательно, и методические приемы формирования социальной коммуникативной культуры должны быть адекватными: демонстрация образца социального взаимодействия; внушение о неприемлемости нарушения социальных норм; разыгрывание типичных жизненных ситуаций с исполнением различных социальных ролей; проигрывание психологических ситуаций (ситуация противоречия между выбором большинства и личным выбором).

При этом учащимся следует знать, что каждый человек, оказавшись в неординарной социальной ситуации, не сразу адаптируется к происходящему. Быстрой адаптации способствуют умения точно определить свою социальную роль (определить свое место), собраться, спланировать собственное поведение таким образом, чтобы быть правильно понятым другими [5].

Для формирования умений социальной коммуникативной культуры используются следующие приемы:

• наблюдения над реальной жизненной ситуацией (положительной и отрицательной), ее анализ и оценка;

· коммуникативные упражнения («На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо. Попробуйте уважительно поговорить с ней и выяснить причину поведения»; «На перемене ваш одноклассник обидел второклассника. Поговорите с маленьким, успокойте его и убедите одноклассника в недопустимости такого поступка»; «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека. Как отреагируете на происходящее?»; «Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте» [6];

· устные сообщения на социально ориентированные темы («Мои добрые дела», «Однажды я был свидетелем нехорошей истории», Комплимент»; как вы строите свои отношения с детьми, имеющими нарушения в развитии и т. п.).

Умения социальной коммуникативной культуры формируются как на уроках языка (коммуникативные ситуации), так и непосредственно в процессе социального взаимодействия со старшими и сверстниками во время внешкольных мероприятий (экскурсии, походы), в условиях естественной «школьной жизни» — образовательной среды (на уроке, перемене) через усвоение этических норм, демонстрацию взрослым этического образца, исправление допущенных ошибок речевого поступка, убеждение, нравственно-этические беседы и т. п.

Культуру внутрисемейного общения еще называют «культурой частной жизни». Она достаточно закрыта от внешнего влияния и характеризуется особым характером межличностного взаимодействия, построенного на принятой в данной семье традиции. В силу этого оказывать внешнее влия­ние на корректировку внутрисемейного общения крайне сложно. Однако формировать культуру семейного общения у школьников необходимо, равно как необходимо просвещать и родителей в данном вопросе. И ребенок, и родители должны усвоить, что в центре семейных отношений находится гуманность: любые конфликтные ситуации должны разрешаться спокойно и по возможности дружелюбно.

Каждый из членов семьи выполняет определенную социальную роль: отца, матери, сына, дочери, бабушки, дедушки, невестки, зятя, внука, внучки. Только тогда будет обеспечена бесконфликтность сосуществования, когда все члены семьи будут благоразумны, внимательны, толерантны друг к другу. Суть человеческих отношений прежде всего выражается через слово и поступок. Но поступок часто бывает словесным. Следовательно, учащимся необходимо усвоить главную формулу речевого поведения в семье: «Слово может ранить, но оно может и лечить. Ранить всегда проще, чем лечить. Поэтому лучше избегать словесных ран».

По отношению к учащимся культура внутрисемейного общения формируется посредством воспитательного воздействия в процессе проведения внеклассной работы: этических бесед о культуре общения, решения ситуативных задач («Молодой человек видит, что задерживается во время общения с друзьями и не может вовремя вернуться домой. Кроме того, ему необходимо еще провести девушку. Как он должен поступить по отношению к родителям и к девушке?»), ин­дивидуальных психологических бесед с «проблемными» учащимися и др. Конечно, к этому следует подключать и уроки языка, на которых учащимися усваиваются нормы культуры речи и развиваются коммуникативные способности в процессе учебной деятель­ности (создание коммуникативных си­туаций, ведение диалогов и т. п.).

Приведем примерные диалоги внутрисемейного общения.

— Бабушка, почему ты не разговариваешь? Почему такая грустная? Тебе плохо?

— Не волнуйся, внученька. Я просто задумалась. Делай уроки. Не обращай на меня внимание.

— Давай измерим твое давление.

— Не надо. Не отвлекайся.

— Бабушка, мне не тяжело это сделать.

— Ну, ладно. Давай измерим.

— Мне" кажется, что тебе следует выпить лекарство.

— Может, станет лучше. Лекарства много пить вредно. Потерплю. Да и лекарство у меня закончилось. Я забыла купить.

— Так ты потому грустная? Не волнуйся, бабулечка! Я сейчас схожу в аптеку и куплю нужное лекарство.

— А уроки?

— Уроки я успею сделать. Ведь ты мне дороже всего на свете!

* * *

— Мама! У меня маленькая неприятность. Только ты не волнуйся, пожалуйста!

— Что случилось, доченька?

— Когда я покупала в магазине туфли, очень спешила и забыла забрать сдачу. Увидела только тогда, когда пришла домой. А магазин уже закрыт.

— Плохо, конечно, что так произошло. Но что теперь поделаешь!?

— Мамочка, я знаю, что это были последние деньги перед зарплатой. Но я ведь не специально это сделала! Прости меня, пожалуйста! Давай я завтра отнесу туфли назад в магазин и сдам их обратно, если они откажутся вернуть мне забытые деньги.

— Не надо этого делать, доченька. Ведь туфли все равно придется покупать. А завтра в магазине будут работать другие продавцы, ничего ты никому не докажешь. Да и зачем винить кого-то, если сама виновата.

— Знаешь что? Тогда, поскольку я сама во всем виновата, сейчас позвоню бабушке и попрошу, чтобы она нас выручила.

— Не надо, я сама позвоню и все объясню.

Единственный способ формирования высокой культуры внутрисемейных отношений у родителей, без чего невозможно сформировать дан­ный вид социальной культуры у школьников, — педагогическое просвещение: родительские собрания, педагогические лектории, беседы, обмен опытом.


Приложение Образцы наиболее типичных деловых бумаг

Анкета

1. Фамилия, имя, отчество Пахомов Василий Игнатьевич______________________

2. Число, месяц и год рождения 10 января 1991 г._______________________

 

3. Место рождения д. Заболотье Логойского района Минской области___

4. Адрес постоянного места жительства г. Логойск. ул. Парковая, д. 5. кв. 40_____

5. Адрес временного места жительства г. Минск, ул. Судмалиса. д. 4. кв. 36

6. Контактные телефоны 246-78-53: моб.: 310-76-78

 

7. Место учебы (полное название учебного заведения, адрес, телефоны) Государственное учреждение образования «Минское профессионально-техническое училище № 93 легкой промышленности». 229033. г. Минск, пер. Первый велосипедный, 10. тел. 228-49-63_______________

8. Специальность закройщик верхней одежды_______________________________

Подпись___________ Расшифровка подписи_______________________

Дата_______________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.