Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетентностный подход во включенном (инклюзивном) образовании






Т.В. Лисовская,

кандидат педагогических наук, зав. лабораторией

специального школьного образования

Национального института образования

В условиях образовательной интеграции наиважнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация в окружающем мире. Социальная ситуация развития ученика в условиях закрытого учреждения образования не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование. Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с отклонениями в развитии к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов. В реализации новых целей представляется актуальной реализация компетентностного подхода.

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой).

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организа­ции образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К. числу концептуальных положений компетентностного подхода относятся следующие:

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования:

• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жизни и в последующем профессиональном образовании выпускников школы. В этом смысле он способствует существенному уточнению целей общего образования, усилению его воспитательной, прикладной и практической направленности.

В то же время компетентностный подход, являясь своеобразным гибридом деятельностного и прагматического подходов, не охватывает всей полноты образовательных потребностей личности современного школьника. Поэтому он должен не противопоставляться другим подходам, а взаимодействовать с ними. В значительной степени это было достигнуто за счет коренного пересмотра концептуальных подходов к образованию: от знаниевых к компетентностным.

Компетентностный подход интегрирует интеллектуально-информационную и навыковую составляющие образования и нацеливает обучающегося на личностную интерпретацию содержания образования, применение знаний в практической деятельности, что является условием успешности в жизни. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не столько как показатель успешности учебного процесса, сколько как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключезых компетенций.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования. «Компетенция ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения», — пишет А.В. Хуторской. Им выделяются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию всех учебных предметов (метапредметного уровня).

На данной основе мы попытались определить ключевые компетенции для специального образования. Сложно сказать, насколько правильно нам удалось это осуществить. Не исключаются другие подходы к выделению компетенций. Вместе с тем обмен мнениями по данному вопросу считаем нужным и уместным.

Ключевыми компетенциями в специальном образовании, на наш взгляд, могут быть следующие.

Ø Ценностно-смысловая компетенция, т. е. формирование ценностных ориентиров ученика, его способности видеть и понимать окружающий мир, умения принимать решения, осознавать смысл своих действий. От этой компетенции зависит программа жизнедеятельности ребенка. Для ученика с особенностями психофизического развития представляется целесообразным индивидуальный образовательный маршрут. Он зависит от многих составляющих, в том числе от характера имеющегося нарушения, ближайшего социального окружения. Учитель помогает семье и ребенку определить ценностные ориентиры, целевые установки, реалистические перспективы. Правильные ожидания облегчат жизнь детей и родителей. Их усилия будут направлены по реалистическому пути. А главное — не будет упущено время на формирование тех психических новообразований, которые имеют в данный момент сензитивный, наиболее благоприятный период для своего развития.

Ø Социально-трудовая компетенция, которая означает владение знанием и опытом, позволяющими быть гражданином (знать и исполнять свои права и обязанности), быть подготовленным в социально-трудовой сфере (знать и уметь пользоваться правилами участника производительного труда, потребителя, покупателя, клиента, пациента, быть сведущим в сфере семейных отношений и обязанностей, в сфере профессионального самоопределения и трудового законодательства). Ученик овладевает знаниями, необходимыми для жизни, а также трудовыми умениями и функциональной грамотностью. Эти задачи решаются всеми предметами, а не отдельными, избранными. Содержание образовательных предметов формирует практические знания и способы деятельности, необходимые для самостоятельной жизнедеятельности.

Ø Коммуникативная компетенция. Она включает знание языка (языков) и умение пользоваться им (ими) в группе, в связи с исполнением различных социальных ролей (подчиненного и руководителя, члена семьи и др.). Ученик должен уметь написать письмо, объявление, записку, задать вопрос, написать доверенность, расписку, заявление, заполнить анкету, бланк денежного перевода. На уроках вводятся реальные ситуации, реальные объекты коммуникации, чтобы ученик умел пользоваться языком.

Ø Учебно-познавательная и информационная компетенция. Сюда входят знания и умения организации, планирования, осуществления, рефлексии учебно-познавательной деятельности, умения пользоваться компьютером, магнитофоном, телевизором, телефоном, аудио- и видеозаписями. Ученик умеет добывать знания, может отли­чить факты от домыслов, он умеет учиться, у него сформированы необходимые общеучебные умения и навыки.

Ø Социально-личностная компетенция. Она обеспечивает физическое и духовное саморазвитие. Ученик овладевает способами деятельности, позволяющими развивать необходимые современному человеку личностные качества. Он соблюдает правила гигиены, заботится о своем здоровье, соблюдает правила здорового образа жизни, имеет половую грамотность, экологическую культуру, соблюдает правила поведения в социуме, знает и соблюдает правила безопасной жизнедеятельности.

Компетентностный подход означает, что предметом изучения является реальная действительность. Изучаются реальные объекты, а не их схемы и заменители. Ученики погружаются в мир реальных отношений. В результате у выпускников будут формироваться обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции.

Познавательные объекты имеют две формы проявления — реальную и знаковую. Реальная форма отражается в объектах действительности. Это непосредственно растения, животные, люди, продукты, одежда и др. Знания отражаются в понятиях, суждениях. В специальном образовании недопустимы вербализм (а он нередко проявляется), словесная бессмыслица, потому что на уроках реальные объекты заменяются их изображениями, копиями, описаниями. Изучение реальных объектов актуализирует чувственный образ, помогает осмыслению происходящего, пониманию причин и зависимостей между явлениями и следствием.

Изучение реальных объектов не исключает знаний. Компетентностный подход предполагает, что ученики получают должные общекультурные знания: овладевают основами национальной и мировой культуры, познают отечественные и мировые традиции.

Говоря о проблеме реализации компетентностного подхода, следует отметить, что одномоментно решить ее невозможно. Полагаем, что потребуется оценка каждого конкретного учебного предмета, его возможностей для формирования у школьников определенных компетенций, прежде всего ключевых, которые нами выделены и названы.

На основе компетенций определяются объекты реальной действительности, которые будут предметом изучения. Определяются общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые будут формироваться у школьников. Общие умения будут включать умения организовать, планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность. Формируемые компетенции имеют комплексный характер. Только в совокупности решается проблема компетентностного подхода.

Компетентностный подход в школьном образовании предполагает компетентностный подход к педагогической подготовке специальных педагогов. Это способствует более полной образовательной интеграции школьников и более успешному включению их в социум.

1. Жук ОЛ. Компетентностный подход к педагогической подготовке студентов в классическом университете // Качество высшего педагогического образования: проблемы и пути повышения: материалы Международной научн.-практ. конференции, Минск, 15 апр. 2004 г. — Минск: БГУ, 2004. — С. 145 — 152.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование. — 2003. — № 5. — С. 34—42.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 55—61.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.