Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок разбора имени прилагательного






I. Часть речи.

II. Начальная форма прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).

III. Постоянные признаки:

дивиденд дивиденды

1) разряд по значению (каче­
ственное, относительное или при­
тяжательное);

2) для качественных прилагательных: а) степень сравнения (по­
ложительная, сравнительная или превосходная); б) полная или
краткая форма.

IV. Непостоянные признаки:

1) падеж (в полной форме);

2) число;

3) род (в единственном числе).

V. Синтаксическая функция (каким членом предложения явля­
ется, в чем и с чем согласуется).

Образец разбора:

Утро было особенно прекрасно. (Б.)

Прекрасно (утро) — имя прилагательное; начальная форма — прекрасный; качественное; употреблено в краткой форме, в един­ственном числе, в среднем роде. В предложении является именной частью составного сказуемого было прекрасно, согласуется с сущ. утро в ед. ч., ср. роде.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение прилагательного. Назовите его общее граммати­ческое значение, укажите морфологические, словообразовательные и син­таксические признаки прилагательного. Проиллюстрируйте свой рассказ.

2. Перечислите разряды прилагательных по значению. Охарактеризуй­те каждый из разрядов. Приведите примеры.

3. От каких прилагательных можно образовать краткую форму? При­ведите примеры.

4. Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагатель­ные? Проиллюстрируйте свой рассказ.


 




5. Покажите на примерах, что тип склонения прилагательного зави­сит от разряда, к которому относится прилагательное.

6. Перечислите основные способы словообразования прилагательных. Приведите примеры прилагательных, образованных: а) от существитель­ного; б) от глагола; в) от прилагательного; г) от других частей речи.

7. Расскажите о правописании н/нн в именах прилагательных. При­ведите примеры.

8. Когда в прилагательных пишется суффикс -к-, а когда -ск-1 Про­иллюстрируйте свой рассказ примерами.

9. Составьте таблицу, иллюстрирующую правила слитного и раздель­ного написания не с прилагательными. Пользуясь таблицей, расскажите правила.

10. Расскажите о правописании сложных прилагательных. Приведите примеры.

Задания для самостоятельной работы

455. В каком сочетании слов употреблено качественное прилагатель­
ное железный!

1. Железный лом. 2. Железная руда. 3. Железный характер.

456. В каком предложении выделенные слова являются формой срав­
нительной степени имени прилагательного?

1. Принял он меня, во-первых, самым, то есть, безобразней­шим образом: ни сам не садится, ни мне не предлагает. (С.-Щ.) 2. Правда, залетает иногда мимоходом в вашу голову мысль, что и желания ваши сделались как будто ограниченнее, и умственный горизонт как-то стал уже... (С.-Щ.) 3. А между тем велел прилеж­ней примечать, нельзя ль где счастья им отведать: хоть захватя греха, на счет бы пастуха позавтракать иль пообедать! (Кр.)

457. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропу­
щенные буквы. Выполните полный разбор имен прилагательных.

I. Слава — парень стра..ый и неожида..ый. Никогда не поймешь, что у него внутри. Молч..ливый, сосредоточс.ый в себе, он вечно погружен в какую-то непосильную, изнуряющую думу.

(Ю. Нагибин)

П. Город за эти апрел..ские дни стал чист, сух, камни его побе­лели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресен..е, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, на-правляет..ся маленькая жен..шина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева.

(И.Бунин)

III. Она знала, что нужно сп..шить, что каждая пустующая м..нута лужинской жизни — лазейка для призраков. До отъезда в живопис-

192


ные страны надобно было найти для Лужина занимательную игру, а уж потом обратиться к бальзаму путеше..ствий, решительному средству, которым лечатся от хандры романтические миллионеры.

(В. Набоков)

458. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите
прилагательные, укажите, в какой форме они употреблены: полной или
краткой; положительная, сравнительная или превосходная степень срав­
нения; род, число, падеж (если есть).

1. Он [отец] играл в шахматы с юношеских лет но редко и без­алаберно, со случайными игроками, — на волжском пароходе в погожий вечер... (Наб.) 2. Ночь становится темнее скрылася луна. (П.) 3. В той лесной стороне деревни редки и малы грубые бревен­чатые дворы их стоят в беспорядке: как суглинистые бугры дозво­ляют и поближе к речкам, к озерам. (Б.) 4. Я вышел из ванны свеж и бодр как будто собирался на бал. (Л.) 5. Дикий кот носился по темным комнатам приседая и вытянув хвост. (Пауст.) 6. По-види­мому предложение Воротова показалось ей [француженке] очень наивным и вздорным. (Ч.) 7. Я болен и хочу быть здоровым. (Т. Т.)

8. Какие красивые белые птички с длинными носиками! (Петр.)

9. Воздух прозрачный и синий, выйду в цветочные чащи. (Ее.)

459. Прочитайте. Распределяя на две группы, выпишите: 1) сочета­
ния, включающие формы прилагательных (краткую форму, формы срав­
нительной степени); 2) словосочетания, включающие формы наречий.
Объясните, как различаются эти формы.

Образец:

1) {поверхность) ясна — краткая форма прилагательного, так как: а) относится к имени существительному поверхность; б) обо­значает признак предмета и отвечает на вопрос какова?; в) из­меняется по родам и числам: небо ясно, день ясен, дали ясны; г) в предложении является именной частью сказуемого;

2) {раздается) яснее — форма сравнительной степени наре­чия, так как: а) относится к глаголу раздается; б) обозначает степень проявления действия и отвечает на вопрос как?; в) не изменяется по родам и числам: раздалось яснее, раздались яснее; г) в предложении является обстоятельством.

1. Перед вами река... Но ясна и спокойна ее поверхность, ров­но ее чистое зеркало, отражающее в себе бледно-голубое небо с его миллионами звезд... 2. Но мрак все более и более завладевает горизонтом; высокие шпили церквей тонут в воздухе и кажутся какими-то фантастическими тенями; огни по берегу выступают ярче и ярче; голос ваш звонче и яснее раздается в воздухе.

(М. Салтыков-Щедрин)

Герасименко 193


460. Прочитайте. Выпишите прилагательные вместе со словами, к
которым они относятся. Укажите, в какой форме употреблены имена
прилагательные. Определите способ их образования, объясните право­
писание.

Мы живем в старинной келье

У разлива вод. Здесь весной кипит веселье

И река поет.

Но в предвестие веселий,

В день весенних бурь К нам прольется в двери келий

Светлая лазурь.

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет, Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

(А. Блок)

461. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и
раскрывая скобки. Охарактеризуйте способ образования имен прилага­
тельных, их грамматические значения. Выполните полный разбор 5—6
прилагательных на выбор.

1. 1. Усадьба была (не)болыдая, дом старый и (не)затейливый, хозяйство (не)сложное, (не)требующее больш..й дворни, — жизнь для Мити началась тихая. Сестра Аня, второклассница-гимнази­стка, и брат Костя, подросток-кадет, были еще в Орле, учились, должны были приехать не раньше начала июня.

2. К вечеру все убрано, все чисто, в полном порядке. Ветер стихает. Расчистился, раскрылся (золотисто)светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землей с весе..их полей. Проглянуло солнце — и в упор озаряет голый сад: блестят лил..ватые сучья, четко видны к..рявые стволы лип.

3. Равнина открытого моря почти ч..рным кругом лежала под легким и светлым куполом ноч..ного неба. И, затеря..ый в этой круглой ч..рнеющей равнине, маленький пароход тупо и неук­лонно держал свой путь. И без конца тянулась за ним сонно кипя­щая, (бледно)млеч..ная дорога — туда, вдаль, где ноч..ное небо сливалось с морем, где горизонт, в силу противоположности с этой млеч..ностью, казался темным, печальным.

(И.Бунин)

И. 1. После Бородин(к, ск)ой победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько(нибудь) значитель­ного сражения, и француз(к, ск)ая армия перестала существо-


вать. 2. Наполеонов(к, ск)ое правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его оче­видно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая слу­чайность... 3. После семи лет супружества Пьер чу.хтвовал радо­стное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чув­ствовал он это потому, что он видел себя отраже..ым в своей жене.

(Л.Толстой)

III. Мы вошли в избу. Ни одна суздаль(к, ск)ая картина не за­лепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяж..лым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумч..вых тараканов. Молодой парень скоро появился с больш..й белой кружкой, на-полне..ой хорошим квасом, с огромным ломтем пшенич..ного хле­ба и с дюжиной соленых огурцов в деревя..ой миске.

(И. Тургенев)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.