Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группа 111. Акты с преобладанием фонового участия верхнего по­дуровня пространственного поля CI.






Из производственных действий в эту группу входят: движения водителя, машиниста, кузнеца, прачки и т.п. Из бытовых операций называются следующие: глажение утюгом, причесывание, бритье, зашнуровывание обуви, перелистывание стра­ниц, раскатывание теста, закуривание и т.п. Из гимнастических и иг­ровых движений: влезание по лестнице или на дерево, балансирование предметами при неустойчивом равновесии и т.д. Все двигательные акты этой группы, содержат, по мнению автора, в какой-то степени вторичные фоны из уровня синергии.

Группа IV. Акты с преобладающим фоновым участием уровня си­нергии. Из производственных действий в данную группу включаются: работа косца, землекопа, пряхи; работа, связанная с кручением руко­ятей (лебедка, колодезь и т.п.); а также многие конвейерные операции. Из бытовых действий: вязание на спицах, завязывание узлов, наматы­вание ниток, намыливание и мытье тела, заплетание косы, надевание одежды. Из спортивно-игровых движений: французская борьба, дзюдо; в некоторой мере — прыжок с шестом.

Группа V. Акты с необходимым фоновым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергии. Среди действий этой группы значатся, прежде всего, " письмо и речедвигателъный процесс" Сюда также относятся: действия матроса на парусном судне, операции рабочего прокатного стана, закройщика, наборщика типографии, вы­сокоспециализированные навыки рабочих других специальностей. Из бытовых процессов: шитье, вышивание, чистка овощей и фруктов и т.д. Из спортивно-игровых движений: фехтование, стрельба из лука, метание спортивных и охотничьих снарядов; многое из действий спортсменов горного и горнолыжного спорта, джигитовка и т.п.

Группа VI. Акт с преобладанием фонового участия рубро-спинального уровня А, фоны которого обязательно присутствуют во всех действиях, ведущихся на уровне D. Здесь же, судя по названию, выделяется особая группа, в которую включаются следующие мотор­ные акты: катание пилюль, некоторые массажные движения; vibrato левой руки скрипача; обмахивание веером; ряд производственных хваток и фиксаций.

Обратимся, наконец, к уровням построения движений, которые лежат выше уровня действий и которые отнесены Н.А. Бернштейном к группе Е.

Существование целого ряда " высших интеллектуальных двига­тельных актов", не нашедших места в координационном уровне дейст­вий, свидетельствует, по заключению Н.А. Бернштейна, о наличии " в инвентаре человеческих координации одного или нескольких уровней, иерархически более высоких, нежели уровень D" (C.185). К таким актам относятся символические или условные смысловые действия. В первую очередь сюда включаются " не технически-исполнительные, а ведущие в смысловом отношении координации речи и письма (имею­щие место уже в уровне D: см. выше: Группа V. - В.Д.); двигательные цепи, обьединяемые не предметом, а мнестической схемой, отвлечен­ным заданием или замыслом и т.д., например, художественное испол­нение, музыкальное или хореографическое; движения, изображающие предметное действие при отсутствии реального объекта этого дейст­вия" (там же), а также ряд других предметных действий.

Для доказательства наличия " высших координационных уровней" автор обращается к анализу двигательного состава особенно сложных и " интеллектуализированных актов поведения" из числа указанных выше. Данный анализ позволил ему установить в исследуемых двига­тельных актах " наличие большого числа иерархически наслоенных этажей, или, что сводится к тому же самому, наличию иерархически наслоенных одна на другую координационных перешифровок в боль­шем количестве, нежели число насчитываемых... уровней до предмет­ного включительно" (С. 185-186).

Убедителен в этой связи авторский пример анализа акта письма, который является весьма показательным для рассматриваемого явления и представляет, на наш взгляд, несо­мненный интерес.

В акте письма наличествуют:

" уровень синергии, задающий ос­новную колебательную силу скорописи;

уровень пространственного поля С, обеспечивающий адаптацию движения пера к поверхности бумаги и соблюдение геометрических особенностей почерка при до­пущении пластической вариативности величины букв, положение листа, позы пишущего и т.д.;

наконец, уровень действий D, опреде­ляющий топологические особенности почерка, верховно управляющий высшим автоматизмом скорописи и осуществляющий правильные алфавитные начертания букв..." (С. 186).

Над всеми названными уров­нями или перешифровками, по убеждению автора, остаются еще по меньшей мере две перешифровки, не нашедшие места в уже рассмот­ренных выше уровнях.

" Во-первых, идя снизу вверх, это будет пере­шифровка фонетическая и грамматическая..., т.е. перевод фонетиче­ского образа речевого звука на язык азбучного (графического — В.Д.) начертания, и перевод фонетического образа слова на язык граммати­чески верного буквенного подбора...: " счетчик", когда звучит " щоччик",... и т.п.

Во-вторых, это будет перешифровка смысловая, т.е. превращение зерна мысли или фразы на знакомом, но не родном язы­ке, или высказывания, помнящегося лишь по его общему смыслу, и т.д., в звуковой и, далее, графический образ слов", которые замышле­ны для написания (там же).

Еще более отчетливо данное явление на­блюдается при написании чисел, где " над фонетической перешифров­кой (" три" - " 3", " двести" - " 200") стоит еще смысловая или арифмо-грамматическая перешифровка (" триста семь" - 307, а не 300 - 7; " ein-undzwanzig" - 21, а не 1 — 20;... и т.д.)", под каждой из которых усмат­ривается " свой особый уровень построения".

Кроме того, доказатель­ством наличия уровней, лежащих выше уровня действий, являются, по мнению автора, патологические признаки, особенно при персевераци­ях, которые, проявляясь в ряде случае по разному, как раз указывают " на раздельные уровни, лежащие выше уровня D".

Так, приводится пример, когда больной с поражением в предметном уровне способный писать по заданию, но склонный к персеверациям, воспроизводил цифру 8 в виде " клубка восьмерок по одному месту", то это определя­лось как " персеверация в высших автоматизмах уровня действий", то есть больной персеверирует в уровнях В или Cl, если же этот больной воспроизводил ту же цифру в виде " бесконечной серии восьмерок: 8 8 8 8...", то это трактовалось уже как " персеверация в смысловой схеме самого уровня D" (выделено нами - В.Д.). В данном случае разные уровни дают на одно и то же задание совершенно различные персеве­рации.

Аналогичным образом сравнивается другая пара персевераций. Так, предыдущий больной на задание написать цифру 120 пишет 122222..., т.е., на втором звене правильно начатого действия возникает персеверация второго из указанных выше типов, однако другой боль­ной на такое же задание дает другую персеверацию: 120 120 120.... Анализ описанных клинических фактов приводит к заключению, что переход от одной персеверации к другой в первой сравниваемой паре аналогичен переходу от 122222... к 120 120 120... в другом случае, " и если там nor переход был связан с повышением персеверации на один уровневый этаж, то... есть все основания ожидать и здесь (во второй сравниваемой паре - В.Д.) подобного же соотношения" (С. 187), из чего делался вывод о наличии во втором случае более сложного и высокого типа персеверации, говорящего за то, что " здесь затронута перешифровка, стоящая выше уровня D".

Такой же вывод делается и в отношении больного, который вышеуказанное задание выполняет так " 10020", чем " уже без персеверационных явлений обнаруживает раз­рушение в той области, где должна в норме совершаться арифмо-грамматическая перешифровка, и этим подтверждает действительное существование такой области" (с.187-188), под которой, надо пони­мать, имеются в виду уровни, лежащие выше уровня действий D. В подтверждение этого вывода приводятся и другие доказательные при­меры

Таким образом, множественные факты: " и существование двига­тельных актов, не укладывающихся в рамки уровня D, и многоярусные перешифровки, замечаемые в норме, и многоэтажные выпадения или персеверации, наблюдающиеся в патологии", - дали автору основание говорить " в пользу существования по меньшей мере еще одного уров­ня, доминирующего над уровнем действий D, а вероятнее, - как пред­полагает исследователь, - еще нескольких подобных уровней" (С. 188). Объединение этих уровней в одну группу Е объясняется недостаточ­ностью экспериментального материала этой направленности, в связи с чем дается характеристика этой группы в самых общих чертах, отме­чается невозможность " конкретизировать ни ее ведущих афферентаций, ни кортикальной локализации (кроме только явно существенных для ее эффекторики лобных долей полушарий, в частности, полей 9 и 10 Brodmann)" (C.189).

Несмотря на указанные выше трудности Н.А. Бернштейн все-таки обосновывает положение о том, что в группе Е имеют место действи­тельно координационные уровни, а не только чисто психологические надстройки, т. е. что двигательные акты, относящиеся к этой группе, представляют собой " настоящие целостные координации с особыми качествами". В пользу этого положения приводится ряд аргументов.

Первый аргумент вытекает из проведенного анализа структуры двигательных актов уровня действий и функций премоторной систе­мы, благодаря которому доказана " возможность координационного управления двигательными процессами " сверху вниз" " и установлено, что " высшие автоматизмы этого уровня не являются ни в какой мере суммами движений уровней В и С, а представляют собой совершенно особые координационные комбинации, управляемые по специфиче­ским директивам предметного уровня, через его собственный эффекторный выход — премоторные поля" (там же). "... эти " высшие автома­тизмы" текут в силу своей автоматизированное™ ниже порога созна­ния, всегда пребывающего в ведущем в данный момент уровне" (там же).

Из этого анализа заключается, что если возникают целостные предметные действия или цепь таких действий, текущих автоматизи­рование и бессознательно и приводящих при этом " к смысловому результату, возвышающемуся над возможностями самого предметного уровня", то это как раз и будет выступать как " проявление аналогич­ного координационного процесса, локализованного на одну уровневую ступень выше процессов уровня действий" (С. 189-190).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.