Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поражение речевой функции.






Речь - сложная и специфически орга­низованная форма сознательной деятельности, предназначенная для общения между людьми. Кроме того, речь является орудием интеллектуальной деятельности, конкретного и абстрактного мыш­ления и средством регуляции собственных психических процессов человека (А. Р. Лурия).

 

 

Речь возникла как средство общения, коммуникации, и поэтому для реализации этой ее функции необходимо наличие минимум двух субъектов — говорящего и слушающего.

 

Речь говорящего — экспрессивная речь Речь слушающего — импрессивная речь
— начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая с помощью внутренней речи «кодируется» в речевые схемы, превращающиеся в разверну­тую речь по определенным законам грамматики.   — это восприятие чу­жой речи, декодирование ее, выделение существенных элементов, сокращения их до некоторой речевой схемы, превращаемой затем при помощи «внутренней речи» в общую мысль, высказывание с соответствующим смыслом. По последнему определяется мотив, стоящий за этим высказыванием.    

 

Функциональная система речи объединяет различные отделы больших полушарий мозга. Единого «центра речи» не существует. В основном корковое представительство речевой функциональной системы связано с заднелобными, височными и теменными обла­стями коры, т. е. с цитоархитектоническими полями 44, 45, 22, 39, 40 и 37. Именно при поражении этих участков и возникают ре­чевые нарушения. Естественно, что различные звенья сложной функциональной системы обеспечивают выполнение раз­личных функций в сложной деятельности этой системы и поэтому поражение различных ее отделов при органических поражениях проявляется различными клиническими симптомами.

 

Речевые расстройства можно разделить на две группы — диз­артрии и афазии.

Дизартрии Афазии(от греч. фазис — речь, а — отрицание)
возникают при поражениях периферических, исполнительных аппаратов, обеспечивающих речь: параличах или парезах мышц голосовых связок, языка, мягкого неба, что возникает при поражении как корково-ядерных связей, которые по типу корково-спинальных начинаются в основном от передней центральной извилины мозга, так и за счет по­ражения самих периферических нервов (VII, IX, X, XII), а также нарушения их связи с мозжечком и подкорковыми узлами. Речь при этом становится непонятной, смазанной, изуродованной, но грамматический ее строй не нарушается.   нарушение речевой деятельности, возникающее при органических поражениях левого (у правшей) полушария, не связанное с двига­тельными дефектами речевой мускулатуры или нарушениями эле­ментарного слуха.  
Таким образом, афазия существенно отличается от дизартрии. Образно это различие можно представить в следующем сравнении: при моторной афазии испорчено производство слов, а при дизартрии имеется достаточная выработка слов и фраз, но вывести продукцию не на чем.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.