Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школы VIII вида






Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

- определяет состав учебных предметов;

- устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

- указывает количество времени на каждый предмет;

- является основанием для определения режима деятельности школы;

- помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;

- является основным документом, на основе которого состав­ляется школьное расписание;

- определяет функциональную нагрузку учащихся конкретно­го класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представ­лены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана к общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребо­вали изменения структуры и соответственно содержания обуче­ния детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для ниц с умственной отсталостью модель специальной (коррекцион­ной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на деся­ти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим пери­одом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

- пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс;

- этап начального обучения — 1 — 4-й классы;

- этап общего образования — 5 —8-й (9-й) классы;

- завершающий этап углубленной социально-трудовой подго­товки — 9—10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, в также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, со­держание которых приспособлено к возможностям умственно от­сталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план иключены: родной язык (чтение, письмо), математика, биоло­гия, география, история, изобразительное искусство, пение, му-и»1ка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обу­чение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока — общеобра­зовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррек­ция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и ссисомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0— 1 — 4-го классов (руководитель проекта В. В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажнокова). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов.

 

Таблица 2

Учебный план 0 — 4-х классов

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
БАЗИСНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Учебные предметы Часы Учебные предметы Часы
1. Родной язык и литера­тура:   1. Русский язык  
чтение и развитие речи   2. Устная речь  
письмо и развитие речи   3. Чтение  
развитие разговорной ре­чи   4. Математическая азбука  
2. Математика   5. Живой мир  
3. Изобразительное искусство   6. Занимательный ручной труд  
4. Физическая культура   7. Ритмика, музыка, пение  
5. Музыка и пение   8. Рисование  
6. Ручной труд   9. Физическая культура  
7. Коррекционные курсы развития речи на основе изучения предметов окру­жающей действительности      
ИТОГО   ИТОГО  
Индивидуальные и груп­повые коррекционные за­нятия:   Коррекционные курсы:  
ритмика   логопедическая коррекция  
логопедические занятия   ЛФ  
ЛФ   игра и игротерапия  
развитие психомоторики и сенсорных процессов      
ВСЕГО   ВСЕГО  

 

Таблица 3

Учебный план специальной(коррекционной) школы VIII вида

 

    Количество часов в неделю (по классам) Всего
    Учебные предметы                        
  одной язык и литература                      
  Чтение и развитие речи                      
    Письмо и развитие речи                      
    Математика                      
    1риродоведение                      
    Биология                      
    География                      
    История Отечества                      
    Обществоведение                      
    Этика и эстетика семейной жизни                      
    ИЗО                      
    Музыка и пение                      
    Физкультура                      
    Трудовое обучение (ручной труд)                      
    Профессиональное трудовое обучение                      
    Трудовая практика (в днях)                      
    Коррекционная подготовка                      
    Развитие устной речи на основе изучения предме­тов и явлений окружаю­щей действительности                      
    Социально-бытовая ори­ентация, ОБЖ                      
    Ритмика                      
    Итого: обязательная на­грузка                      
    Обязательные индивидуальные занятия                      
Учебные предметы Количество часов в неделю (по классам) Все­го
                           
Логопедические занятия                      
ЛФ                      
Развитие психомоторных и сенсорных процессов                      
ИТОГО                      
Общая нагрузка                      

 

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительно­го класса имеет огромное значение в социально-правовом и педа­гогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащих­ся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим обра­зом:

- подготовительный класс — 18 — 20 часов;

- 1-й класс — 20 часов;

- 2-й класс — 22 часа;

- 3-й класс — 23 часа;

- 4-й класс — 25 часов;

- 5-й класс — 28 часов;

- 6-й класс — 30 часов;

- 7-й класс — 30 часов;

- 8-й класс — 30 часов;

- 9-й класс — 30 часов;

- 10-й класс — 35 часов;

- 11-й (12-й) — 35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом фа­культативных занятий она увеличивается на 2—3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на од­ного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10 —11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные клас­сы. Решение о создании таких классов принимается на региональ­ном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределе­ния общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестиднев­ная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул уста­навливаются в сроки, действующие для всех общеобразователь­ных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, по­могает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений.

Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, и которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.