Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации процесса обучения и их классификация






Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенных порядке и режиме. Возникают и совершенствуются они с развитием дидактических систем. Классификация форм обу­чения осуществляется:

1) по количеству учащихся — коллективные, групповые, мик­рогрупповые и индивидуальные занятия;

2) по месту учебы и виду учреждения — дошкольные (занятия), школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке), внешкольные (экскурсии, занятия на дому, на предприятиях);

3) по продолжительности учебных занятий — уроки (40 — 45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группово­го характера (ЛФК, логопедические занятия) (от 15 до 25 минут), работа в системе группы продленного дня (самоподготовка) (от 60 до 90 минут);

4) по направленности учебного процесса, целям и задачам обучения — индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т.д.

Каждая из указанных форм обучения соответствует требова­ниям нормативных актов образования, носит государственный, частный и попечительский характер.

Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием соответствующих учреждений системы образования. На­пример: бригадное обучение (в 20-е гг. XX в. в нашем государстве); дифференцированное обучение (по способностям учащихся — менгеймская система, обучение в коррекционных учреждениях); класс­но-урочная форма обучения (начиная с XVII в. до нашего времени).

Теорию обучения впервые разработал и реализовал на прак­тике Я. А. Коменский. Первой попыткой теоретически обосно­вать и раскрыть основные вопросы учебно-воспитательного про­цесса с умственно отсталыми детьми явилась коллективная рабо­та А. Н. Граборова, Н. Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик «Олигофренопе­дагогика».

Классно-урочная форма организации учебного процесса в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида, в отличие от обыч­ной школы, характеризуется следующими особенностями:

- каждый урок проводится по конкретному предмету;

- состав учащихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;

- урочная система реализуется на основе учебного плана и про­грамм, составленных специально для данного вида учреждений;

- на уроке очень важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности;

- обучение осуществляется под педагогическим руководством лице учителя-дефектолога.

Классно-урочная форма организации учебного процесса имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учащихся и учителя строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебно-познавательного процесса, создаются усло­вия индивидуально-коллективной деятельности. Основным ком­понентом классно-урочной системы обучения является урок.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.