Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития






В настоящее время в России действует широкая сеть специаль­ных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с про­блемами в интеллектуальном развитии. Большинство из них госу­дарственные (см. Постановление № 288 от 12 марта 1997 г. и до­полнение № 212 к Типовому положению от 10 марта 2000 г. (При­ложение № 1). Все государственные учреждения для детей и под­ростков с нарушениями интеллектуального развития находятся в различных ведомственных государственных структурах (см. табл. 1). Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказыва­ется с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, разви­тия, коррекции, образования и воспитания рассматриваются спе­циалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами — по мере необходимости.

Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитыва­ющиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах пси­хического здоровья (специализированных яслях) для детей с орга­ническим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.

Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения ро­дителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех-четы-рех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверст­никами, удовлетворение потребности в доброжелательном вни­мании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребно­сти в исследовании предметного мира, а также на стимулирова­ние психомоторного и речевого развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в том, чтобы

научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие (Е. А. Стребелева, Г. А. Ми­шина).

Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты до­школьные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующе­го вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические сана­тории, компенсирующие группы детских садов комбинированно­го вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа. Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются гр

уппы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных

 

Таблица 1

Типы государственных учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта

Возраст Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство труда и социального развития
Ранний   Дома ребенка, центры психиче­ского здоровья (специализиро­ванные ясли) для детей с орга­ническим поражением ЦНС, центры раннего вмешательства   -
Дошколь­ный Дошкольные образовательные учреждения (ЦОУ) компенсирующего вида, группы кратковременно­го пребывания, коррекционные детские дома, ком­пенсирующие группы для детей с нарушением ин­теллекта в детских садах комбинированного вида, дошкольные группы в специальных (коррекционных) школах VIII вида, дошкольные образова­тельные учреждения интегрированного типа, цент­ры диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Специализированные психонев­рологические санатории, дет­ские отделения психоневро­логических больниц Дома-интернаты для инвалидов детства
Школь­ный Специальные (коррекционные) школы VIII вида, школы-интернаты для детей с нарушением интел­лекта, классы для детей с нарушением интеллекта в массовых школах, реабилитационные центры, учреждения дополнительного образования Детские отделения психоневро­логических больниц Дома-интернаты для инвалидов детства
Пост­школьный Коррекционные группы производственных учи­лищ, учреждения дополнительного образования, реабилитационные цеха, подсобные хозяйства при образовательных учреждениях Отделения психоневрологиче­ских больниц Психоневрологиче­ские интернаты для взрослых (после 18 лет)

 

учреждениях компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего вида созданы все условия для разви­тия детей с нарушением интеллектуального развития и коррек­ции их недостатков. Малая наполняемость групп (10—12 человек), деление группы на подгруппы для проведения занятий позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Здесь дошкольникам с нарушением интеллекта оказывается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а меди­цинская сестра и методист по ЛФК (лечебной физкультуре) от­ветственны за лечебно-профилактические мероприятия.

В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный ре­жим, который реализуется в создании в каждой группе доброже­лательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, учете особенностей каждого ребенка.

В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интел­лекта решаются следующие задачи: диагностические, воспитатель­ные, коррекционно-развивающие и образовательные. Диагно­стические задачи реализуются в комплексном подходе к изу­чению ребенка: его обследуют олигофренопедагог, психолог, ло­гопед, психоневролог; они определяют первостепенные задачи в коррекционной работе с ним. На основании диагностического изу­чения воспитанников формируются подгруппы для проведения занятий, планируется индивидуальная и фронтальная коррекционная работа, делаются выводы об эффективности проведенного обучения. Если педагог сомневается в правильности диагноза, на­пример, наблюдает значительное продвижение воспитанника в развитии в процессе обучения, то он обязан произвести повтор­ную психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) с целью уточнения диагноза. В конце каждого учебного года на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интел­лекта работает ПМПК, в задачи которой входят обследование выпускников и подготовка рекомендаций о выборе типа школы для каждого ребенка.

Воспитательные задачи направлены на формирование дошкольников с нарушением интеллекта нравственных качеств выработку привычек правильного поведения, а также на их социализацию.

Коррекционно-развивающие задачи реализуются в ходе всех режимных моментов ДОУ компенсирующего вида. Вследствие нарушения познавательных процессов, снижения интереса: окружающему миру ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, не делает обобщений, как это происходит у нормально развивающихся детей. Часто имеющиеся представле­ния у дошкольников с нарушением интеллекта не только непол­ные и неточные, а ошибочные. Поэтому в развитии этих детей неизмеримо возрастает роль организованного обучения. Количе­ство занятий в ДОУ компенсирующего вида в 2, 5 раза превышает количество занятий в массовом детском саду. Развитие дошколь­ников осуществляется в следующих направлениях: укрепление здоровья и физическое развитие, познавательное развитие, фор­мирование деятельности (обучение игре, изобразительной дея­тельности, конструированию, труду), социальное развитие, эс­тетическое развитие.

Образовательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентировать­ся в нем, на развитие познавательной активности, на формиро­вание всех видов детской деятельности, свойственных этому воз­расту. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которое проводится с учетом индивидуальных особен­ностей и возможностей каждого ребенка.

Работа в коррекционных детских домах осуществляется по тем же программам, что и в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

В специализированные психоневрологические санатории направ­ляются дошкольники с осложненными формами умственной от­сталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневро­логические больницы. В психоневрологических санаториях наряду с лечебными мероприятиями олигофренопедагоги, логопеды про­водят педагогическую работу, оказывают психологическую по­мощь.

Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII вида создаются для дошкольников шести-семи лет с наруше­ниями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные оразовательные учреждения. Основные задачи обучения в этих группах — формирование системы знаний и представлений, не­обходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.

Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятель­ности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушени­ем интеллекта, подготовка их к участию в производительном тру­де, социальная адаптация в условиях современного общества. Обу­чение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и воз­можности их обучения, оно продолжается девять—одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика. Это достигается малой наполняе­мостью классов — по десять — двенадцать человек в каждом, ши­роким использованием индивидуального и дифференцированно­го подхода.

Важное место в специальных (коррекционных) школах VIII ви­да отводится трудовому обучению. Оно уже в средних классах носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии: столярное, сле­сарное, штукатурно-малярное, швейное, картонажно-переплетное дело и другие. Благодаря этому юноши и девушки после окон­чания школы могут трудоустроиться по полученной профессии или продолжить обучение в специальных группах производствен­ных училищ.

В последние годы возникла проблема трудоустройства выпуск­ников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Это связа­но с экономическими преобразованиями в стране, вследствие чего уменьшился рынок труда. Лица с различными нарушениями, ин­валиды зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко со­здаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства. Но это лишь частичное решение проблемы. Необходимо обеспечение гарантированных рабочих мест для лиц с нарушением интеллекта, так как общественно полезный труд важен для их психического и социального развития, для их само­реализации.

Другой проблемой, с которой сталкиваются выпускники спе­циальных (коррекционных) школ VIII вида, являются недоста­точные практические умения и навыки для самостоятельной жиз­ни. Юноши и девушки, оставшиеся без попечения родителей,

выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, поэтому часто становятся жертвами обмана. Необ­ходимо более длительное сопровождение выпускников специальных кол социальным педагогом.

Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пя­тидневки. Основные задачи этих учреждений — развитие всех пси­хических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование при-5ычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативнoe развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка посильным видам труда, бытовая и социальная ориентировка.

В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. В этих центрах: детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.

Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования, где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-твор­ческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образова­тельных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Воло­годская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, на­правленные на различные формы их социальной адаптации, фор­мирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.

Наряду с государственными учреждениями для детей и подро­стков с нарушением интеллекта с 90-х гг. стали открываться него­сударственные учреждения. Так, в Москве успешно функциониру­ют Центр лечебной педагогики, центр «Родник», школа Святого Георгия, детский дом Марии Терезы и другие учреждения.

В настоящее время для людей с нарушениями в развитии созда­ны общины (деревня «Светлана» в Волховском районе Ленинград­ской области, деревня «Надежда» в Черемшанском районе Респуб­лики Татарстан, деревни «Семейная усадьба» и «Талисман» в Ир­кутской области, «Крестьянская община» в г. Могоча Читинской области). Общины являются уникальным образцом интегрированного обучения, воспитания, помощи и поддержки лиц с пробле­мами в развитии. Они являются шансом полноценной жизни для

многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

Вопросы и задания

1. Что изучает олигофренопедагогика?

2. Охарактеризуйте понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

3. Охарактеризуйте современную классификацию умственной отста­лости по степени снижения интеллекта.

4. Какие задачи стоят перед олигофренопедагогикой как наукой?

5. Охарактеризуйте методы исследования в олигофренопедагогике.

6. Кто из деятелей русской общественности принимал активное учас­тие в выработке отношения к детям с нарушениями интеллекта?

7. Назовите основных деятелей медицины, педагогики, принимавших активное участие в создании учреждений для умственно отсталых детей.

8. Перечислите основные мероприятия по организации обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

9. Кто из ученых занимался обучением и воспитанием детей с нару­шениями интеллекта?

10. Какие концепции легли в основу обучения детей с нарушениями интеллекта?

11. Охарактеризуйте развитие ребенка с нарушением интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

12. Перечислите особенности развития различных видов деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.

13. Охарактеризуйте развитие познавательных процессов у школьника с нарушением интеллекта.

14. Назовите особенности деятельности у школьников с нарушения­ми интеллекта.

15. Раскройте особенности развития личности у школьников с нару­шениями интеллекта.

16. Раскройте принцип комплексного подхода в оказании помощи детям и подросткам с нарушениями интеллекта.

17. В каких учреждениях оказывается помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы?

18. Перечислите учреждения для детей дошкольного возраста с нару­шением интеллекта.

19. Какие задачи решаются в ДОУ компенсирующего вида?

20. Назовите учреждения, осуществляющие помощь детям школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 

Литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов / под ред. В.В.Воронковой — М., 1994.

В.Г.Петровой. — М., 1981.

Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. — М., 2003.

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспи­тания и обучения / X. С. Замский. — М., 1999.

Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. — М., 1998.

Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуаль­ной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г.В.Цикото. — М., 2003.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. - М., 1999. - Ч. 2.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Оли­гофренопедагогика / под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы / под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника: Олиго-френопсихология / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. — М., 1996.

Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреж­дений VIII вида. — Сб. 1. - М., 2000.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. - М., 1979.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.