Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения






Основными задачами социально-трудовой реа­билитации являются:

1) изменение стереотипного мышления о том, что ин­
валид может не работать или не может работать;

2) изыскание возможности для расширения площадей
нуждающихся в этом специальных (коррекционных)
образовательных учреждений;

3) обеспечение целевого, своевременного и полного фи­
нансирования этих учреждений;


 

4) оснащение школьных мастерских специальных (кор­
рекционных) образовательных учреждений современ­
ным оборудованием, необходимыми материалами;

5) закрепление школьных мастерских за предприятия­
ми с целью прохождения производственной практи­
ки учащимися специальных (коррекционных) школ-
интернатов, школ и последующего выделения рабо­
чих мест с щадящим режимом труда;

6) постепенная организация на базе существующих спе­
циальных (коррекционных) образовательных учреж­
дений реализации программ профессиональной под­
готовки воспитанников;

 

7) создание центров социально-трудовой адаптации для
детей с выраженной формой умственной отсталости,
инвалидов;

8) разработка рекомендаций по введению новых про­
филей трудового обучения для лиц с ограниченными
возможностями в специальных (коррекционных) об­
разовательных учреждениях и профессиональных
училищах (лицеях) с учетом востребованности тех
или иных профессий, приемлемых для лиц указан­
ной категории, с учетом новых экономических усло­
вий развития общества и местных потребностей в
кадрах;

9) расширение сети специальных групп по разным про­
фессиям в учреждениях начального профессио­
нального образования с условиями адаптивной сре­
ды для продолжения образования выпускников спе­
циальных (коррекционных) образовательных учреж­
дений и повышения их конкурентоспособности на
рынке труда, открытие аналогичных групп для де­
тей с ограниченными возможностями здоровья, де­
тей-инвалидов в учреждениях высшего и среднего
профессионального образования;

10) осуществление информационного обеспечения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по вопросу профориентации, профобучения;

 

 

11) создание во всех образовательных учреждениях пси­
холого-медико-педагогических консилиумов с целью
индивидуального сопровождения учащихся, в том
числе их профессиональной ориентации, и обеспече­
ние их кадрами;

12) введение в штатное расписание ставки специалистов
управлений народного образования, курирующих спе­
циальное образование;

13) определение приемлемой предельной наполняемости
специальных групп в учреждениях начального про­
фессионального образования;

14) обеспечение взаимодействия с другими министер­
ствами, ведомствами, общественными организациями
по вопросам профессиональной ориентации и трудо­
устройства детей с ограниченными возможностями
здоровья;

15) обеспечение особого внимания вопросам профес­
сионального обучения и трудоустройства выпускников
специальных (коррекционных) школ-интернатов, не
имеющих попечения родителей и лиц, их заменяю­
щих.

Сущность и содержание процесса воспитания

Воспитание (от рус. питание и приставки вое-, что оз­начает — «воспоить», «воскормить») — процесс целе­направленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультур­ными практиками и нормативными моделями. Развитие личности в данном случае представляет собой сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качест­венного изменения во всех значимых для личности сфе­рах: в деятельности, в отражении окружающей действи­тельности, в отношении к окружающим явлениям, лю­дям, в познавательных процессах.


Задачи, содержание, принципы организации коррекци-онного учебно-воспитательного процесса выделяются, под­бираются и разрабатываются для каждого, конкретного типа специального образовательного коррекционного учрежде­ния с учетом глубины и характера дефекта находящихся в нем детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Центральная зада­ча, стоящая перед коррекционной педагогикой, — опреде­ление тех условий обучения и воспитания, которые наибо­лее адекватно учитывают особенности развития аномаль­ного ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специ­ального компенсаторно-коррекционного, учебно-воспи­тательного процесса обязательно учитывается возраст ре­бенка, время возникновения и структура дефекта. Вопрос о воспитании неразрывно связан также с обучением детей (целенаправленным процессом взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основным средством подготовки к жизни и труду).

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного вос­питания и обучения. Поэтому при отсутствии соответству­ющего воспитания и обучения или их несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным пси­хофизическим статусом; при сложных нарушениях Ьнто-генеза возможности умственного развития могут оказать­ся нереализованными.

И воспитание, и обучение должны носить развиваю­щий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. По Л.С. Выготскому,


 



 

 

ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами развития. Любое воспитание (как и обучение) должно сти­мулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону ак­туального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребен­ком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованные воспитание и обучение ведут за собой развитие, опираясь на формирующиеся психи­ческие функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.