Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения






Организация педагогического процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях имеет коррекцион-ную направленность.


 



 

Содержание коррекционно-восстановительной и обра­зовательной работы и методы, используемые педагогиче­ским коллективом, должны обеспечивать преодоление не­достатков развития ребенка, затрудняющих усвоение ос­нов наук и социальную адаптацию в обществе и быту. Трудовое воспитание в специальных образовательных уч­реждениях организуется с учетом местных условий и по­требностей. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация являются составными час­тями учебно-воспитательной работы и способствуют реше­нию проблем социально-трудовой и бытовой ориентации учащихся. Трудовое обучение проводится как по програм­мам для массовых школ с учетом ее адаптации, так и по специальным программам в несколько этапов, имеющих свое содержание, цели, задачи, формы, организационно-педагогические и методические особенности. Профессио­нальная ориентация учащихся осуществляется с учетом их психофизических способностей, профилей трудового обучения и местных возможностей трудоустройства. Клас­сы (группы) с трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреж­дений. Открытие классов (групп) с трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-техни­ческой базы производственного обучения, программно-ме­тодического и кадрового обеспечения. В устав учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополне­ния, определяющие новый статус школы и его обеспечение. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с трудо­вой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование классов (групп) проводится в соответствии с Типовым положением.

Обучающиеся специального (коррекционного) учреждения объединяются по профессиям (специальностям) в учебные трудовые группы. Наполняемость групп 6 человек.

Состав контингента обучающихся может носить смешан­ный характер по степени умственной отсталости и может быть однородным, что предпочтительнее. Учебный план


составляется в соответствии с СанПиНами 2.4.2.-576-96 по предельно допустимой недельной нагрузке,

Распределение учебных часов по предметам и набор учеб­ных предметов определяется самим учреждением на осно­вании Базисного учебного плана и зависит от степени ум­ственной отсталости обучающихся. Распределение учеб­ных часов и набор предметов также должны соответство­вать основным задачам образования.

Выпускникам специальных образовательных учреж­дений, сдавшим квалификационные экзамены или прошед­шим квалификационные испытания, в установленном по­рядке выдается свидетельство (удостоверение) с присвое­нием квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной специальности.

Задачи и содержание трудового обучения

Основной задачей коррекционной школы является под­готовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обу­словлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогиче­ского процесса можно говорить о достижении весьма се­рьезных положительных результатов. На развитие тру­довых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, од­нако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастер­ских, в процессе кружковой работы и во время произ­водственной практики. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) не­достатков, имеющихся у умственно отсталых детей в трудовой, а также познавательной деятельности. Срав­нительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены преж­де всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся


 



 

действуют в соответствии со своим желанием, а не толь­ко выполняют волю педагога. Тем же фактором в значи­тельной мере определяется эффективность как нравствен­ного и физического, так и эстетического воспитания школьников посредством трудового обучения. Характер­ные для олигофренического слабоумия особенности пси­хики препятствуют формированию прежде всего умствен­ных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается не столь совершен­ной, как у учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планирова­нии работы, в трудностях овладения необходимыми зна­ниями и сложными двигательными действиями, в осо­бенностях переноса трудового опыта. Однако путем специальной организации обучения общий уровень раз­вития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.

Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для вспомогательной школы. Рас­сматриваемая общая задача включает ряд частных задач, в решении которых непосредственным образом раскрыва­ется содержание трудового обучения. Таким образом, в содержание трудового обучения входит работа по коррек­ции и развитию отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности).

Решается также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекци-онную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правиль­но действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных тре­бований.


Трудовое обучение во вспомогательной школе, также как и в массовой, решает задачи комплексного воспита­ния, формирования технических знаний и трудовых при­емов работы, развития профессиональных навыков и про­фориентации учащихся.

68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения

Основной характеристикой трудовой деятельности лю­дей является сознательность. Трудовые действия челове­ка подчиняются определенной цели — будущему резуль­тату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до начала фактических действий в виде сознательного представления не только конечного резуль­тата своих будущих действий, но и всего процесса дости­жения своей цели. Однако для детей с задержкой ум­ственного развития такие представления не всегда оче­видны. Таким образом, обучение умственно отсталых де­тей навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, складывается из трех ос­новных этапов.

1. Развитие интеллектуальных и волевых качеств, на­
правленных на осознание цели и условий деятельности.

2. Обучение (путем постоянного тренинга) самостоя­
тельной разработке программы действий (плана работы).

3. Обучение детей технологическим приемам, необ­
ходимым для непосредственного выполнения работы. Не­
пременное условие каждого из названных этапов — по­
стоянный контроль действий и результатов как во время
всего процесса обучения, так и на каждом отдельном уча­
стке работы. На первых двух этапах ребенок должен в
уме осуществить свой замысел и мысленно создать иде­
альный образ будущих действий и их результатов. Это
называют предварительной ориентировкой в задании.


 



 

Основным ориентиром является сохраняемый в памяти образ будущего результата. Во время предварительной ориентировки формируются также представления и зна­ния ребенка об условиях выполнения задания. Они так же, как и образ будущего результата, служат ориентира­ми для последующих практических действий. На уроках труда учащиеся обычно используют и другие ориентиры, специально созданные учителем (наглядные пособия, учеб­ные инструкционные карты и т. п.). Цель использования этих ориентиров — облегчить и активизировать прежде всего умственные трудовые действия учащихся. Этап пла­нирования заключается в определении порядка и содер­жания действий для достижения цели с учетом имеющих­ся условий. Результативность труда во многом зависит от полноты содержания плана работы. Важным этапом рабо­ты является практическое усвоение учеником приемов ра­боты. Трудовой прием — это комплекс практических дей­ствий, направленный на получение промежуточного, эле­ментарного л законченного результатов трудовой деятель­ности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической рабо­ты используются оба типа приемов.

Однако выполнение приема первого типа не приводит к изменению объекта труда. Практическое выполнение приема предметной деятельности изменяет объект труда, т. е. изменяются его форма, размеры, положение, внут­реннее состояние или на объект труда наносятся знаки для выполнения последующих операций. Важным свой­ством трудовой деятельности является возможность ра­ботающего использовать в своем труде ранее сформиро­ванные навыки, которые должны закрепляться посред­ством повторения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.