Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематика умственной отсталости






Умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений:

1) олигофрению;

2) деменцию.

Первый из указанных видов умственной отсталости — олигофрения — проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1, 5—2 лет), второй — деменция — на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых составляют дети с олигофренией. По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

1) дебильность (легкая степень);

2) имбецильность (средняя степень);

3) идиотия (тяжелая степень).

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологом М.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

1) неосложненную (основной вариант);

2) с выраженными нейродинамическими нарушениями:
а) с преобладанием процессов торможения;


б) с преобладанием процессов возбуждения;

в) лабильные;

3) со снижением функций анализаторов и нарушения­
ми речи:

а) с нарушением зрения;

б) с нарушениями слуха;

в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

г) с речевыми отклонениями;

4) с психопатоподобным поведением;

5) с выраженной лобной недостаточностью.

К числу основных форм умственной отсталости от­носится деменция.

По динамике слабоумия различают:

1) рези дуальную органическую;

2) прогрессирующую деменцию.

По этиологическому критерию различают:

1) эпилептическую;

2) шизофреническую;

3) постэнцифалическую;

4) травматическую и другие деменции.

На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменции Г.Е. Сухарева выделяет четыре типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

1) низкий уровень обобщений;

2) грубые нейродинамические расстройства;

3) недостаточность побуждений к деятельности;

4) нарушения критики и целенаправленности мышле­
ния.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной от­сталости подразделяют на четыре степени глубины интел­лектуального дефекта:

1) легкую (IQ в пределах 40—69);

2) умеренную (IQ в пределах 35—39);

3) тяжелую (IQ в пределах 20-34);

4) глубокую (IQ ниже 20).


 



 

Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенное- ти клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженнос- ти нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное опреде- ление степени интеллектуальной недостаточности не отра- жает всей структуры дефекта. Симптоматика " умственно от- сталых богаче. Необходимо учитывать, что на- обучаемости, продуктивности и приспособляемости умственно отсталых детей сказывается не только тяжесть интеллектуального де- фекта, но и другие нарушения психики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.