Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью






Многочисленную группу детей с отклонениями в разви­тии составляют умственно отсталые дети. К этой катего­рии относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразви­тие с преобладанием интеллектуального дефекта. Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непро­грессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации.

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга и делятся на детей-олигофренов и детей с деменцией.


Развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обусловливает его замедлен­ность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития.

Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, некритичностью, инертностью, нарушени­ем всех мыслительных операций. Основной недостаток вос­приятия умственно отсталых — нарушение обобщеннос­ти. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности. Для представлений умствен­но отсталых характерны недифференцированность, фраг­ментарность, поверхностный характер. Памяти умствен­но отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характе­ризуется низкими объемом и точностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, иска­жением и привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Внимание умственно отсталого ребен­ка страдает из-за трудности привлечения к объекту, сла­бости концентрации, неустойчивости. Свойственны труд-кости распределения, замедленность переключения. Познавательные интересы недоразвиты. Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется значительной задержкой. Страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. У детей с умственнод отста­лостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, труд­ности овладения техникой чтения.

Умственная отсталость характеризуется не только на­рушением познавательной деятельности ребенка, но и сво­еобразием развития его личности.

Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические по-


 



 

требности у них преобладают над духовными. Мотивы у умственно отсталых недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли. Самооценка умственно от­сталых неадекватна (завышена либо занижена). Такому ребенку присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выраже­на. Взаимоотношения умственно отсталых носят ситуа­тивный, неустойчивый характер. Хотя умственная отста­лость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Наблюдается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном коррекционно-педа-гогическом воздействии в условиях специальных (коррек-ционных) учреждений.

30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний

Умственная отсталость — это стойкое необратимое на­рушение психического (в первую очередь, интеллектуаль­ного) развития, связанное с органически обусловленным не­доразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

В вышеприведенном определении нашли отражение ис­следования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебедин­ской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой. По мнению данных авторов, к существенным признакам понятия «умствен­ная отсталость» относятся:

1) органическая обусловленность нарушений психи­
ческого развития;

2) стойкость нарушений, их необратимость к норме;

3) нарушение преимущественно познавательной сферы.
Однако данное определение, хотя и отражает сущность

явления умственной отсталости, однако при этом является далеко не единственным и требует некоторых уточнений.


В последние годы произошли серьезные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, степеней и форм, диагностики и др, Постепенно формируется направ­ление, сторонники которого пытаются в определении ум­ственной отсталости представить совокупность факторов: этиологических (причинных), клинических, психологиче­ских, социокультурных, поведенческих и др. Пример та­кого определения дает Д.Н. Исаев, обозначая умственную отсталость как совокупность этиологически разных (на­следственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни) непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с пре­обладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации.

Таким образом, независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два мо­мента: раннее возникновение интеллектуальной недоста­точности и нарушение адаптационного поведения. Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагности­ки является отграничение умственной отсталости от сход­ных с ней состояний.

Главная путаница происходит при подмене понятий «умственная отсталость» и «олигофрения». До сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются таковыми. Понятие «умственная отсталость» следует признать более широким, так как оно относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, т. е. включает в себя детей и с олигоф­ренией, и с деменцией. При диагностике негрубых форм умственной отсталости (олигофрении в степени дебильнос-ти) у детей дошкольного возраста часто возникают труд­ности отграничения этого нарушения от задержки ум­ственного развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от ум­ственной отсталости заключается в обратимости имеющих­ся у ребенка особенностей развития. Кроме того, дети с


 



 

 

ЗПР в отличие от умственно отсталых способны прини­мать помощь, усваивать принцип решения и переносить его на аналогичные задания.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием деятельности анализато­ров. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.