Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Для законов гражданских.






181. В сих семи главных разрядах можно было бы заключить все установления; но как разряды сии в производстве дел не равны между собою, то отсюда происходят по необходимости разные подразделения и перемещения дел из одного разряда в другой.

182. Каждый разряд установлений и даже каждое его подразделение должно иметь свой органический закон, свое учреждение. В нем определяются: 1) состав его и пространство его действия; 2) предметы его ведомства; 3) образ производства его дел. Три сии положения составляют существо всех вообще учреждений.

I. О СОСТАВЕ УСТАНОВЛЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ

183. Состав установлений есть троякий: или коллегиальный, или единоличный, или смешанный.

В составе коллегиальном несколько лиц под именем членов, советников, асессоров или заседателей соединяются под председательством старшего в одно присутствие и составляют одну власть совокупную.

В составе единоличном вся власть вверяется одному лицу, коего приказы исполняются лицами, ему подчиненными, каждым в круге, ему определенном, по департаментам, отделениям и столам.

Состав смешанный слагается из присутствия и из власти единоличной; некоторые дела решатся в присутствии, другие предоставляются личному действию начальника.

184. По пространству действия все установления разделяются на три степени: на высшую, или установления государственные, коих действие простирается на все области государства; на среднюю, или установления губернские, коих действие заключается в пределах губернии; и на низшую, или установления уездные и городские, коих действие ограничивается пределами уезда или города. В составе сих последних заключаются и установления волостные.

II. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДОМСТВА

185. Предметы ведомства в каждом установлении определяются вообще тем родом законов, для исполнения коих оно учреждено. Так, например, к предметам установлений гражданских относятся дела, принадлежащие к законам гражданским, к военным - военные и так далее.

III. О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ

186. Порядок производства дел имеет у нас три разные формы: 1) решительную, 2) совещательную, 3) исполнительную. Первая из них состоит в том, что предмет рассуждения считается решенным по тому мнению, которое соединяет в себе большинство голосов присутствия; вторая, в коей дело не считается решенным по большинству совещающихся, но решается по мнению председателя; третья, когда решение постановляется одним лицом начальствующим, без формального совещания.

В сем состоит существо всех вообще учреждений. Рассмотрим их в подробности.

А. ВЫСШИЕ, ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ

1) Учреждение Совета

187. Состав Совета и пространство его действий. Состав Совета есть коллегиальный. Он имеет два рода присутствий: общее и по департаментам. Каждый департамент имеет своего председателя и составляет особое присутствие. В общем собрании, сверх членов Совета, заседающих и не заседающих в департаментах, присутствуют все министры. Они могут быть приглашаемы и в департаменты для совещания.

188. Совет, по пространству действия его, есть один для всей Империи, а частью ныне и для Царства Польского.

189. Предметы ведомства Совета. Все, что составляет особый закон, дополнение к закону или какое-либо в смысле его изменение и общее, не слов только закона, но самой силы его пояснение, принадлежит соображению Государственного Совета, - соображению, впрочем, не решительному, но только совещательному и зависящему совершенно от утверждения верховной власти.

Общий предмет всех департаментов Совета суть законы; но в одном соображается в особенности применение дел к законам военным и пояснение истинного их смысла, в другом - применение дел к законам гражданским и церковным и пояснение их, в ином - применение законов экономических, в департаменте же законов - все вообще законы государственные и гражданские, не по применению их к делам, но вообще по недостатку и потребности нового закона или дополнения к законам прежним.

190. Порядок производства дел. В Совете порядок есть просто совещательный. Каждое дело сперва рассматривается в департаменте, и потом заключение его, в виде журнала, вносится в общее собрание. Совещания сего последнего также излагаются в журналах, и потом выписки из них, под именем меморий, представляются на Высочайшее усмотрение и затем представляются на Высочайшее утверждение или в виде мнений, или в виде указов.

2) Учреждение Сената

191. Состав Сената и пространство его власти. Сенат имеет два рода заседаний: общее собрание и заседание по департаментам. Число департаментов есть девять. Сверх того, департаменты делятся на отделения так, что число всех частных его заседаний составляет 13. При каждом департаменте состоит обер-прокурор, а при всех вообще департаментах - генерал-прокурор или министр юстиции. При каждом департаменте и отделении состоит особая, управляемая обер-прокурором канцелярия из обер-секретарей, секретарей и других чиновников. При министре юстиции состоят: вместо канцелярии департамент, и совет под именем консультации, составленный из обер-прокуроров и юрисконсультов.

192. Власть Сената простирается на всю Империю. Указы его, не только из общего собрания, но и от каждого департамента исходящие, имеют силу Высочайших указов.

193. Предметы ведомства. Предметы ведомства Сената разделяются вообще на два главных рода: 1) дела управления, 2) дела судебные.

К делам управления принадлежат:

1) Обнародование законов.

2) Охранение прав состояний.

3) Распределение и управление разных мест и должностей.

4) Судебное разбирательство по делам казенного управления.

5) Рассмотрение дел по начетам казны и на казну.

6) Дела, вступающие из Министерств: а) для повсеместного подтверждения, б) для повсеместного разрешения каких-либо сомнений в подчиненных местах, когда сомнения сии могут быть разрешены одним приложением точной силы закона существующего.

Все сии дела управления ведаются в первом департаменте Сената.

194. К делам судебным принадлежат:

1) Дела тяжебные гражданские.

2) Дела тяжебные межевые.

3) Дела уголовные.

Все сии дела распределены в восьми судебных департаментах, из коих пять в С. Петербурге и три в Москве. Ведомство каждого департамента ограничивается или известным числом губерний, или самым родом дел, ему порученных.

195. Порядок производства дел. Он есть решительный, со следующими только ограничениями:

В департаментах решения тогда только считаются окончательными, когда они 1) единогласны, 2) когда утверждены согласием обер-прокурора; в противном случае они переносятся в общее собрание.

В общих собраниях решения считаются окончательными: 1) когда большинство составляет две трети, 2) когда утверждены согласием министра юстиции. Иначе они переходят в Совет.

3) Синод

196. Состав и пространство власти. Синод состоит из двух или более митрополитов, из одного или более архиепископов и из двух протоиереев. Власть равна Сенату, но Синод не делится на департаменты. В Москве и Тифлисе состоят конторы синодальные под председательством: в Москве - тамошнего митрополита, а в отсутствие его - викария; в Тифлисе - экзарха Грузии.

197. Предметы ведомства: 1) вообще дела церковного управления в высшем их отношении - избрание архиереев, определение архимандритов и игуменов; 2) законы, суд и благочиние - часть судная в преступлении должностей; дела бракоразводные; духовная цензура; 3) обучение - ведомство духовных училищ.

198. Порядок производства дел - решительный. Обер-прокурор имеет ту же степень власти, как и в Сенате.

4) Министерства

199. Распределение дел по Министерствам. Выше было замечено, что семь есть главных разрядов законов и, следовательно, должно быть семь главных установлений, им соответствующих. Первое место между ними принадлежит законодательным соображениям. Затем шесть разрядов собственно принадлежат к существу правления, и следовательно, шесть было бы разрядов министерских установлений. Но, во-первых, законы учредительные не требуют особого установления: учреждения составляются тем же порядком, как и законы вообще; во-вторых, законы о состояниях в общем их соображении не требуют особого установления; дела их могут быть причислены к другим. Затем остается четыре разряда законов, требующих особых установлений. По сему понятию все дела могли бы быть размещены в четырех Министерствах, но выше уже была замечена невозможность на практике следовать сему теоретическому разделению. Есть разряды столь обширные, что они в одном Министерстве вместиться не могут; в других количество дел столь ограниченно, что из них составить Министерства нельзя. Есть, наконец, разряды, хотя по существу их и различные, но по связи дел и для удобства в исполнении управление их может и должно быть соединено в одном Министерстве.

200. Чтоб с сим практическим ходом дел согласить по возможности теорию систематического их разделения, можно представить наши Министерства в следующем виде:

Разряд первый - силы правительственные:

1) Министерство военное.

2) Министерство морское.

3) Министерство финансов.

4) Государственный контроль.

Разряд второй - благоустройство:

5) Министерство просвещения.

6) Управление путей сообщения и часть строительная.

7) Почтовое Управление.

Разряд третий - полиция или охранение тишины и безопасности внешней и внутренней:

8) Министерство иностранных дел.

9) Министерство внутренних дел.

Разряд четвертый - правосудие:

10) Министерство юстиции.

201. Таким образом четыре главных разряда законов в отношении к исполнению их, и именно законы правительственных сил, законы благоустройства, законы полиции и правосудия, размещены у нас в десяти Министерствах и Главных Управлениях.

202. Здесь приметить должно: во-первых, что сие размещение не может быть неизменным. Так, например, предметы Министерства финансов, по обширности их, могут быть разделены еще на другие Министерства, как-то: на Министерство государственных имуществ, на Управление уделов и Министерство торговли, и сие последнее может быть отнесено к разряду благоустройства. Во-вторых, законы о состояниях, хотя составляют особенный разряд, но по малому количеству дел они отнесены частью к Министерству внутренних дел, частью к финансам, частью же к Министерству государственных имуществ.

203. Состав Министерств и пространство их власти. Состав Министерств может быть рассматриваем двояко: а) в особенном действии каждого Министерства, б) в совокупном действии всех Министерств.

а) Состав отдельный

204. Все Министерства в отдельном их действии составлены почти единообразно. Во всех дела делятся по департаментам, по отделениям и столам; во всех департаментах есть присутствия, составляемые из начальников отделений под председательством директора; во всех есть министерские советы, составляемые из директоров и частью из членов посторонних под председательством министра. В военных Министерствах состав советов отличается от прочих тем, что члены суть все посторонние, и в разных отношениях они более имеют власти, нежели советы в других Министерствах.

б) Состав Министерств в совокупном их действии

205. Все Министерства в совокупности составляют один общий их совет под именем Комитета министров. В Комитете министров присутствуют все председатели Государственного Совета и другие члены посторонние. Комитет имеет свою особую канцелярию.

206. По различию состава отдельного от совокупного и власть министров различна. Вообще, Комитет имеет более власти, нежели каждое Министерство отдельно, но положения его не иначе приводятся в действие, как по Высочайшему утверждению.

207. Предметы ведомства по каждому Министерству отдельно определяются их учреждением.

208. Предметы ведомства Комитета министров объемлют все исполнительное законодательство, т.е. все меры, к исполнению законов необходимые, когда меры сии не означены в самом законе и превышают отдельную власть каждого министра.

209. Порядок производства дел во всех Министерствах есть почти единообразный, т. е. совещательный и исполнительный.

210. Порядок производства дел в Комитете министров единообразен с Государственным Советом.

(2 марта 1838)

Б. СРЕДНИЕ, ИЛИ ГУБЕРНСКИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ

211. Распределение дел по губернским установлениям. Выше (ст. 200 и 201) было замечено, что четыре главных разряда законов, в отношении к исполнению их, распределены у нас в десяти Министерствах и Главных Управлениях; в строгой теории надлежало бы и в средней степени учредить равное и соответствующее им число установлений. Но и здесь практическое воззрение противоречит теории. Предметы, весьма обширные в высшем круге их производства, в среднем находятся не в каждой губернии, и некоторые из них по ограниченности их могут быть соединены в одно установление.

212. Отсюда двоякое распределение дел в средней степени управления: общее и отдельное.

К общему губернскому управлению принадлежат из четырех разрядов вышеозначенных три: полиция, суд и казенное управление. Соответствующие им установления суть: Губернское Правление, Губернский Суд и Казенная Палата.

К отдельному принадлежат все установления благоустройства: дела народного просвещения, управление путей сообщения и часть строительная, управление почтовое. К сему же роду управления должно отнести дела по дворянскому состоянию, кои имеют свое особое установление в дворянском депутатском собрании.

1) Губернское Правление

213. Состав. Губернатор, его товарищ, или вице-губернатор, и советники составляют присутствие. При нем состоит Врачебная Управа.

214. Власть Губернского Правления простирается на всю губернию, но не объемлет отдельные установления, кои в губернии находиться могут, как-то университеты и вообще часть ученую и тому подобные.

215. Предметы ведомства. Все предметы ведомства Губернского Правления можно выразить одним словом: общая полиция. Но что есть общая полиция?

216. Закон, постановляя правила порядка в известной части, с тем вместе установляет и надзор для охранения сего порядка и предназначает взыскания и наказания за его нарушение. Правило, надзор и взыскание суть три составные части каждого закона в полноте его. Надзор есть дело полиции, а наложение взыскания, законом определенного, есть дело суда.

Следовательно, нет закона, нет части правления, в коем бы не предполагалось участие полиции. Но если бы каждая часть употребляла отдельно свои меры надзора, тогда, во-первых, было бы напрасное расточение сил в одном и том же предмете; во-вторых, меры сии, встречаясь и пресекая себя взаимно, вместо охранения порядка сами произвели бы беспорядок и смешение.

217. Отсюда необходимость различить в мерах надзора то, что для всех частей есть общее, и то, что для некоторых из них есть особенное. От совокупления мер общих и от приведения их в один состав, в одно учреждение, произошла полиция общая, а от того, что из сих мер осталось в каждой части особенного, что не могло сложиться с другими, чего не могла обнять в подробности полиция общая, составились полиции отдельные; таковы суть: полиция таможенная, горная, лесная, судоходная и проч.

Но в чем именно состоит существо надзора, вверяемого общей полиции? Какая есть определенная цель его?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.