Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация. Врачи России обязываются хранить врачебную тайну 61 статьей Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993)






Врачи России обязываются хранить врачебную тайну 61 статьей " Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993). " Врачебная тайна. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допуска­ется передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследова­ния и лечения пациента, для проведения научных исследований, пу­бликации в научной литературе, использование этих сведений в уче­бном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, мас­совых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательст­вом;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представи­телей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведе­ния, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фар­мацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину уще­рба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, админи­стративную или уголовную ответственность в соответствии с законо­дательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации".

Вместе с тем работа врача усложняется статьей 31 указанного закона, поименованной " Право граждан на информацию о состоянии здоровья". " Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме по­лучить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, вклю­чая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возмож­ных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и ре­зультатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина представляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть представлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания, информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинс­кой документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражда­нина ему предоставляются копии медицинских документов, отражаю­щих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 на­стоящих Основ".

Каналы и способы разглашения врачебной тайны. с 1937 г. и по начало 90-х годов в нашей стране происходило разглашение медицинской тайны в самоммассовом медицинском документе – листке временной нетрудоспособности. Когда в 1976 году " Литературная газета" опубликовала письмо одного из читателей " Больничный лист - тайна для всех", Минздрав СССР в связи с этим разослал в учреждения здравоохранения " Циркулярное письмо", в котором предписывалось усилить деонтологическое воспитание медицинских работников, сократить их доступ к медицинской документации до необходимого минимума и т.д. Главное же зло - запись на русском языке диагнозов заболеваний в листках нетрудоспособности так и не было пресечено вплоть до 1993 года. Справедливости ради следует сказать, что врачи многих специальностей (психиатрии, дерматовенерологии, гинекологии и др.) нередко прибегали к вуалированию диагнозов своих пациентов (например, в листке нетрудоспособности больного, перенесшего острое психическое расстройство, делалась запись - " астеническое состояние") (1998, с. 43).

Сегодня эту проблему врачи решают в соответствии с законом. В статье 49 " Экспертиза трудоспособности" Закон предписывает врачам вносить сведения о диагнозе в листок нетрудоспособности только с согласия пациента, а при его несогласии указывается общая причина нетрудоспособности – заболевание, травма и проч.

Злободневен вопрос о необдуманном, подчас преступном разглашении врачебной тайны по вине врачей, студентов и медсестер при безответственном хранении историй болезни, амбулаторных карт, заключений морфологических, эндоскопических и пр. исследований. Наверное, каждому понятен интерес больного и его близких (доброжелателей и недоброжелателей) к секретам здоровья и прогнозу жизни пациента, таимых в указанных документах.

Много написано и сказано о запрещении профессиональных разго­воров, содержащих врачебную тайну, в присутствии посторонних лиц - в коридорах, в холлах, на лестничных площадках, за банкетным столом, в автобусах и т.д.

Равнодушие врача, стремление его побыстрее отделаться от без­надежного больного путем туманных, неконкретных суждений о боле­зни, ничего незначащих рекомендаций по лечению тоже может стать каналом разглашения тайны.

Много и углубленно анализируя характер обследования, специфи­ку консультанта, иногда больные делают вывод о сути своего забо­левания.

Как известно, в настоящее время хирурги часто оперируют под наркозом. Казалось бы, врачи могут обсуждать в присутствии спя­щего больного все острые ситуации операции. Так иногда все мы и поступаем. Но следует помнить, что больной в период пробуждения иногда может слышать и запоминать содержание беседы врачей.

Несомненно, разумной является настоятельная рекомендация И.Харди " следить за тем, чтобы у постели умирающего, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали тяжело ранящие слова, не говорилось ничего обидного. Глубина потери сознания может быть переменчивой, больной может воспринять те или иные замечания.

Трудна и деликатна проблема разумного общения врача с боль­ными детьми младшего возраста. Недооценка способности их к глубо­кому, осмысленному, обостренному анализу угрожающей информации, в сфере которой они оказываются произвольно или непроизвольно, может привести к психическому шоку ребенка.

Известно, что “лжесвидетельство” по отношению к неизлечимым и умирающим больным было деонтологической нормой советской медицины. И вот эта норма пришла в противоречие со статьей 31 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

В медицине советского периода “лжесвидетельство” считалось обязанностью советского врача. У этой обязанности были свои основания и аргументы. Так, например, считалось, что страх смерти приближает смерть, ослабляя организм в его борьбе с болезнью. Именно поэтому сообщение истинного диагноза заболевания рассматривалось равнозначным смертному приговору.

Деонтологический принцип “лжесвидетельства” советского периода основывался на случаях, когда, узнав о неблагополучном прогнозе, пациенты лишали себя жизни. Даже весьма поверхностное рассуждение обнаружит справедливость данного принципа, особенно при условии, точнее при одном необходимом условии - а именно, при условии, если человек является атеистом, не верит в жизнь после смерти, не верит в бессмертие души. Действительно, если смерть - это окончательное завершение человеческой жизни, если нет того, что называется “послесмертие”, тогда последний период жизни - умирание и человеческие страдания не имеют никакого смысла. Задача - их как можно скорее прекратить и скорее прервать уходящую и бессмысленную жизнь. Самоубийство - самое осмысленное и логичное завершение жизни для атеиста. Допустить логически это право для отдельного индивида возможно. Но применить реализацию этого права в массовых масштабах не допустимо. Чтобы не допустить массовых самоубийств в безрелигиозном обществе все средства хороши, в том числе и лжесвидетельство. Данное рассуждение можно рассматривать как своеобразное “глубинное” или скрытое от широкой общественности основание деонтологического принципа “лжесвидетельства” советской медицины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.