Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра «Бывает — не бывает». 4 страница






Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите состояние хозяйки, у которой пропали гуси.
Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два ве-
селых гуся».

Представьте себя заботливой хозяйкой и покажите, как
она ухаживает за птицами.

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, ко-
торый нашел зернышко и отдает его курочкам; гордо-
го и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно ши-
пит, защищая своих гусят; индюка, распушившего
хвост.

 

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРЕ-
НИЙ

КУРИЦА И КОРШУН

 

(Один ребенок изображает сердитого коршуна, а пе-
дагог с детьми — курицу и цыплят.)

Почему я хмур?
Я не вижу кур!
От меня их прячут.
Что все это значит?

Коршун тоже птица,
Надо ей кормиться.
Не могу я кашу есть,
Это надо вам учесть.

В. Боков

 

УТКА С УТЯТАМИ

 

Выполняйте действия по тексту.

(Изображаем утят: шагаем вперевалочку, спотыка-
емся, показываем, как им больно. Мама-утка успокаи-
вает утят.)

Уточка с утятами
Шагали вперевалочку.
Вдруг один утеночек

Наступил на палочку.
Ножку поцарапал
И горько заплакал.

* * *

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко!

Лапками гребите,
Зернышки ищите!»
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.

Т. Волгина

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в
соответствии со смыслом текстов стихотворений.

 

(Ритмично соединяем большой и сложенные вместе
средний и указательный пальцы, а затем большой и ука
зательный. Соединяем и разъединяем все пальцы, изобра
жая хвост индюка.)

Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним утром по утру
Нам споет —
Ку-ка-ре-ку!

 

ГУСЬ

Где ладошка? Тут?
Тут.

На ладошке пруд?
Пруд.

Палец большой —
Это гусь молодой.

Указательный — поймал,
Средний — гуся ощипал.
Этот палец — суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда — в живот! Вот!

Кумыкская народная песенка
Перевод Н. Гребнева

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Подберите слова, близкие по значению, — «слова-приятели».
О ком можно сказать такие слова? Как вы понимаете эти слова?

пестрый — разноцветный, яркий

петушиться — задираться, храбриться, ершиться

 

■ АНТОНИМЫ

 

Придумайте слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

разгребать — загребать
загнать — выгнать
нырнуть — вынырнуть
подбежать — убежать

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Что такое гребень? (Гребень — нарост на голове птиц;
верхушка волны или горы; продолговатая пластинка с
рядом зубьев для расчесывания.)

Знаете ли вы, что такое шпора? (Шпора — изогнутая
по форме каблука стальная дужка с колесиком на конце.
Она прикрепляется к сапогу всадника и служит для по-
нукания лошади. Роговой заостренный вырост на ногах
у некоторых птиц. Выступ на ободе колеса или звеньях
гусеницы (трактора или танка.)

Что значит нести? (Нести, взяв что-то в руки; тащить
что-либо тяжелое; нести (класть) яйца.)

Какие слова подходят к слову пестрый и отвечают на
вопросы кто? что? (Пестрый (петух, ковер, луг, наряд).
Острый (клюв, коготь, нож, зуб, слух).

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Подберите родственные слова. Какая общая часть есть в
родственных словах?

голубь, голубка, голубятня, голубиный
птица, птичник, птичница, птичий
курица, курятник, курочка, куриный
перо, перина, перышко, наперник, перьевая
гусь, гусыня, гусенок, гусак, гусиный
утка, уточка, утенок, утиный

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

гусенок — гусеночек
цыпленок — цыпленочек
петух — петушок
гусыня — гусочка

утка — уточка
курица — курочка
рябой — рябенький
пестрый — пестренький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

птица, ферма — птицеферма
короткие ноги — коротконогий
птица, фабрика — птицефабрика
широкий клюв — ширококлювый
вода, плавать — водоплавающие

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один петух — петухи — много петухов

один цыпленок — цыплята — много цыплят

одна курица — куры — много кур

одна индейка — индейки — много индеек

один индюшонок — индюшата — много индюшат

одно яйцо — яйца — много яиц

 

Вставьте пропущенные слова.

Курица-несушка снесла много (яиц).
На птицефабриках разводят много (кур, уток, гусей,
индюков).

На пруду плавает много (утят, гусят).

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом петушок.

Шок-шок-шок, поет песни (петушок).
Ка-ка-ка, красивый хвост у (петушка).
Ку-ку-ку, насыплем зерен (петушку).
Ком-ком-ком, гордимся смелым (петушком).
Ке-ке-ке, сказки есть о (петушке).

 

Сочините чистоговорки со словами яйцо, перо, крыло, гусак,
индюк.

 

Ответьте на вопросы.

У кого есть гребешок? У кого есть перепонки? К кому
побегут цыплята? К кому поплывут утята? За кем шага-
ют индюшата? За кем плывут гусята?

С кем гуляет курица? С кем плавает гусыня? С кем
ныряет утка? С кем стоит индейка? Кем мы любова-
лись? За кем ухаживает хозяйка? О ком заботится хо-
зяйка?

 

Дополните предложения.

Рано на заре запел (петух).

Мы проснулись от крика (петуха).

Бабушка насыпала зерен (петуху).

Куры побежали в сад за (петухом).

Мы будем вспоминать о бойком (петухе).

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Подберите слова.

мой, твой, наш (гусь, петух, индюк, селезень, цыпленок)

моя, твоя, наша (курица, утка, индейка)

мое, твое, наше (яйцо, зерно, перо)

мои, твои, наши (утята, гусята, индюшата)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Сосчитайте птиц.

три гусака
пять гусынь
четыре гусенка
три селезня

восемь уток
два селезня
три утенка
пять кур

три петуха
три цыпленка
пять индеек
три индюка

 

Подберите слову пару.

куриный (бульон, гребешок)
утиная (походка)
гусиное (крыло)
птичьи (яйца, перья)

заостренный (клюв)
распушенный (хвост)
вытянутая (шея)
натянутые (перепонки)

 

Скажите по-другому.

Петух поет. (Поющий петух.)
Куры кудахчут. (Кудахтающие куры.)
Утка нырнула. (Ныряющая утка.)
Гуси плавают. (Плавающие гуси.)

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Подберите три слова.

цыплята (маленькие, желтенькие, пушистые)
петух (задиристый, смелый, горластый)
курица (пестрая, рябая, соседская)
яйцо (овальное, хрупкое, свежее)

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
разгребать разгребает, -ют разгребал будет разгребать
крякать крякает, -ют крякал будет крякать
будить будит, -ят будил будет будить
щипать щиплет, -ют щипал будет щипать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
развести | развел разведет, -ут
насыпать насыпал насыплет, -ют
налить налил нальет, -ют
высидеть высидел высидит, -ят
распушить распушил распушит, -ат

 

Ответьте на вопросы.

Что делает курица? (Клюет, несет, высиживает, под-
зывает, квохчет.)

Что делал петух? (Пел, кукарекал, будил, защищал,
разгребал.)

Что делают гуси и утки? (Плавают, ныряют, гогочут,
крякают, щиплют.)

Что будет делать хозяйка? (Кормить, поить, заботить-
ся, ухаживать.)

Что сделают куры, увидев коршуна? (Убегут, спрячут-
ся, закудахчут, защитят.)

 

Исключите лишнее слово.

На пруду (плавают, гогочут) утки.
Индюк (распушил, смазал) хвост.
Курица (взлетит, полетит) на насест.
Почуяв опасность, цыплята будут (прятаться, нырять)
к маме под крыло.

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я насыпаю корм, зову кур.)
Что мы делаем? (Мы насыпаем корм, зовем кур.)
Спроси у друга. (Ты насыпаешь корм, зовешь кур?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы насыпаете корм,
зовете кур.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а)насыпает
корм, зовет кур.)

Что они делают? (Они насыпают корм, зовут кур.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания и советы.

Гони гусей на пруд. Загоните гусей в сарай.
Налейте водицы гусятам. Щиплите травку.
Насыпьте пшеницы курам. Клюйте зернышки.

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Скажите, какое слово не подходит.

Гуси ходят (гуськом, неспешно, вперевалочку).
Утки ходят (вперевалочку, медленно, тоненько).
Петух поет (спозоранку, поутру, голосисто, ласково).

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах гусак, цыпленок, вы­водок. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

Назовите мягкие согласные звуки в словах селезень (с', л', н'), птенец (п', т'), индейка (д'), петух (п'), гусе­нок (с').

Назовите гласные звуки в словах пух, утки, крыло, куры, гусак.

В названии какой домашней птицы первый звук п', последний — х? (Петух.) В слове первый звук у, после­дний — к. Кто это? (Утенок.) В слове первый звук г, последний — к. Кто это? (Гусенок.)

Назовите первый и последний звук, а я угадаю назва­ние птицы.

Сколько звуков в слове гусь? Назовите каждый звук этого слова.

Сколько звуков в слове утка? Сколько гласных зву­ков в слове утка? Сколько согласных звуков в этом слове?

Угадайте слово. В названии этой птицы три гласных звука у, и, а. (Курица.)

Какая буква «заблудилась»: турица, кетух, ундюк?

Какого звука не хватает в словах:...ндюк,...тенок, гус.ня, г...лубь?

Соберите слова из «рассыпанных» звуков: и, д', ю, н, к (индюк); у, к', и, т (утки); к, л, р, ы, о (крыло).

Составьте новые слова из первых звуков заданных слов: голубь, утка, селезень (гусь); утюг, танк, капуста, ав­тобус (утка.)

Дополните слоги: ку..., гу....

Составьте слова из перепутанных слогов: дей-ка-ин (индейка), зень-се-ле (селезень), шо-нок-ин-дю (индюшо­нок), суш-ка-не (несушка), на-ка-сед (наседка).

Замените в слове штора один звук (букву). Какое новое слово получится? (Шпора.)

Составьте короткие слова из букв следующих слов: селезень (лень, сель, ель, ел, лезь, зелень, сел), голубь (гол), несушка (сушка, несу).

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Потрогайте яичную скорлупу снаружи и внутри. Раз­ломайте скорлупку на мелкие кусочки. Сделайте моза­ичное панно. На рисунок, выполненный на картоне, на­клейте кусочки скорлупы, раскрасьте красками и покрой­те лаком — получится мозаичная картина. Какого цвета оперенье у кур, цыплят, петухов и других птиц? Рассмот­рите и сравните перышки разных домашних птиц. Ка­кие они по цвету, весу и величине? Сравните перовую подушку с другими постельными принадлежностями. Чем она отличается от одеяла? Сравните куртку-пуховик с шубой. Что легче? Что тяжелее? Что теплее?

Какого цвета ноги и клюв у гусей? Какого цвета цып­лята?

На какую геометрическую фигуру похож клюв цып­ленка, курицы и петуха?

Кто из домашних птиц самый большой? У кого самые большие крылья? Чьи птенцы самые маленькие? У кого самая длинная шея? У кого короткие ноги? У кого са­мый длинный хвост?

Расставьте слова по порядку: курица, яйцо, цыпленок.

Расставьте игрушки или картинки с изображением птиц так, чтобы они шли друг за другом (гуськом), на­встречу друг другу, парами. Поставьте курицу между уткой и гусем. Кто справа от курицы, кто слева? Поставь­те утку перед индюком, а гуся за индюком.

 

Работа с картинками.

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 

Будьте внимательными!

Хлопните в ладоши, если услышите слово — название домашней птицы или птенца: цыпленок, курица, кукуш­ка, петух, скворец, ворона, индюк, галка, утенок, гусы­ня, воробей.

Игра «Бывает — не бывает».

Курица полетела в теплые края. Курица снесла яйцо. Петух нырнул в речку. Цыпленок взлетел на забор. Петух нашел зернышко. Утка громко закукарекала. На пруду громко кудахтали гуси. Петух распустил хвост веером. Индейка высиживает индюшат. Утенок болбочет.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю таких домашних птиц: утка, селезень...

 

Послушайте, запомните и повторите слова цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок.

Послушайте слова еще раз: цыпленок, гусенок, индю­шонок. Какое слово исчезло из ряда?

Запомните и назовите слова в заданной последова­тельности по слову-подсказке: селезень, гусь, петух, индюк.

Слова-подсказки: нарост, шпоры, перепонки, длинная шея.

 

Внимательно слушайте и выполняйте.

Поставьте цыпленка за петухом, утенка за цыпленком, гусенка за утенком, индюшонка за гусенком.

 

Кто больше запомнит?

Перед детьми выставляются картинки: гусь, гусыня, гусенок; утка, селезень, утенок; курица, петух, цыпле­нок; индюк, индейка, индюшонок. Дается установка на их запоминание, затем картинки закрываются. Дети дол­жны назвать как можно больше названий птиц и их птен­цов. Картинки меняются местами. Что изменилось? Уби­рается одна картинка. Кто исчез? Подставляется новая. Кто появился?

 

Кто быстрее найдет?

Выкладываются картинки с изображением домашних животных и домашних птиц, зимующих птиц и домаш­них птиц. Дети выбирают картинки указанной группы. Убираются зимующие птицы. Скажите, каких животных не стало.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

 

Назовите одним словом.

Утенок, цыпленок, индюшонок и гусенок — это (птен­цы).

Куры, гуси, утки и индюки — это (птицы).

 

Кто лишний?

 

Исключите одну птицу из названной группы и скажите, почему она не подходит.

куропатка, курица, рябчик, тетерев цапля, утка, гусь, лебедь курица, воробей, индюк, утка пингвиненок, цыпленок, утенок, гусенок котенок, утенок, щенок, теленок Что между ними общего?

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕД­МЕТАМИ

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах пере­понки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Придумайте диалоги.

Чему учит Петух маленьких Цыплят? Что говорит мама Курица Цыпленку, подошедшему к пруду? О чем рассказали Утки Курам, вернувшись с пруда? О чем бе­седовали Гуси с Индюками? О чем говорит Котенок с Индюком?

 

Сочините чистоговорки, чистоговорки-«смешинки», чистого-ворки-«страшилки».

Ух-ух-ух, на траве стоит (петух).

Ух-ух-ух, утром будит нас (петух).

Ха-ха-ха, не боюсь я (петуха).

Ух-ух-ух, залез на дерево (петух).

Ха-ха-ха, скорей снимите (петуха).

Ух-ух-ух, на нас набросился (петух).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние птицы». Составьте мини-диалоги.

Почему курицу, гуся, утку и индюка называют пти­цами? Почему их называют домашними птицами? Какую пользу людям приносят домашние птицы? (В пищу ис­пользуют мясо и яйца, а из их перьев и пуха делают подушки, одеяла, шьют куртки-пуховики.)

Чем похожи утки и гуси? Почему домашние птицы могут взлетать на небольшую высоту и пролетать лишь короткое расстояние? (У домашних птиц нет необхо­димости подниматься высоко, так как их корм находит­ся на земле и в воде. У них слабые крылья и тяжелое тело.)

Почему гусей и уток называют водоплавающими пти­цами? Почему утки и гуси плавают, а индюки тонут в воде? (У гусей и уток на ногах есть кожистые пере­понки, с помощью которых они загребают воду и плы­вут.) Почему у гусей и уток перья не намокают в воде? (Гуси и утки смазывают свои перышки специальным жиром.)

Где и как кормятся утки? (В водоемах утки вылавли­вают мелких улиток, рачков, насекомых и различные растения. Люди их кормят травой и зерном.) Зачем утке плоский и заостренный клюв? (Он помогает уткам добы­вать корм в воде.) Чем питаются гуси? (Зерном, травой.) Как защищают гуси своих гусят? (Они вытягивают шею и грозно шипят.)

Чем отличается курица от петуха? (У них разные гре­бешки, бородки, ноги и хвосты. У курицы маленький гребешок и маленькая бородка, нет шпор на ногах. На хвосте курицы перья короткие и подняты вверх. У пету­ха перья длинные и загнуты дугой.) Какие дикие птицы являются родственниками домашних кур? (Куропатка, тетерев, глухарь, фазан.) Почему куры не умеют плавать? (У них нет перепонок, их перья намокают в воде.) Поче­му куры любят разгребать землю? (В земле они ищут различных насекомых, червей и семена растений.) Ка­кой клюв у кур? (Узкий, заостренный.) Есть ли зубы у кур? (Зубов у них нет, корм они глотают целиком.) За­чем куры проглатывают крупные песчинки и камешки? (С их помощью пища в желудке перетирается, превра­щаясь в кашицу.) Как заботятся куры о чистоте своего тела? (Они чистят клювом свои перышки, снимают со­ринки с ног, обтирают клюв о мягкую траву или землю и «купаются» в песке. Отряхивая с перьев песок, куры освобождаются от паразитов, которые могут быть на их теле.) Как проявляют куры заботу о цыплятах? (Курица и петух, найдя зернышко или насекомое, сами его не едят, а отдают цыплятам. В холодную погоду мама-Ку­рица согревает цыплят своим теплом.) Почему кур на­звали несушками?

Существует ли у птиц «язык» общения? (У каждого вида птиц свой «язык». Разными звуками они подают сигнал тревоги, сообщают о найденной пище, выражают радость и испуг.)

Откуда появляются цыплята, утята, гусята и индю­шата? (Из яиц.) Что нужно для того, чтобы из яйца по­явился цыпленок? (Для их появления нужно тепло.) Кто согревает яйца своим теплом? Кто высиживает яйца? (На яйцах могут сидеть курица, индейка, утка и гусыня. Греть яйца своим теплом может наседка, а можно греть их электрическими лампами в инкубаторе.) Что такое инкубатор? Есть ли мама у птенцов в инкубаторах? Мо­жет ли курица стать мамой утят? (Курица может выси­живать утиные яйца, и маленьких утят она принимает за своих детей.) Кто помогает цыплятам вылезти из скор­лупки? (Они вылезают сами. Сначала пробивают малень­кую дырочку в скорлупке, потом наклевывают ее в сере­дине и скорлупка трескается.)

Смогут ли домашние птицы выжить без помощи чело­века? (Нет, не смогут, они погибнут от холода и голода.) Как человек заботится о домашних птицах? (Строит для них специальное жилье, устраивает кормушки и поил­ки.) Как люди относятся к домашним птицам? Суще­ствуют ли враги у домашних птиц? (Да, это хорек, яс­треб, коршун, а иногда даже кошка может напасть на цыплят.) Как взрослые птицы защищают своих птен­цов? (Они посылают сигнал тревоги, чтобы птенцы смог­ли быстрее спрятаться, а потом нападают на врага.)

Что обозначают эти слова: курятник, птичник, пти­цеферма и птицефабрика? Как называется профессия женщины, ухаживающей за птицами? (Птичница.)

Почему посуду назвали утятница и гусятница? Что можно приготовить в гусятнице и утятнице? Что можно приготовить из мяса птицы? Что можно приготовить из яиц?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторяйте рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ПОТЕШКИ

Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост — узорами,
Сапоги со шпорами,

Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Своих деток подзывает:
— Куд-куда! Куд-куда!

Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром встает,
Красны песенки поет.

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

 

ПЕТУХ

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке — гребешок,

Вот какой он, петушок!

Г. Бойко

 

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ

Рано утром-утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит-учит!
Вы плывите, ути-ути,
Плавно в ряд.

Хоть сыночек не велик,
Не велик,

Мама трусить не велит,
Не велит.

— Плыви, плыви, утеныш,
Не бойся, не утонешь.

А Барто

 

НЕДОВОЛЬНЫЕ КУРЫ

Квохчут куры: «Ко-ко-ко!

Нам живется нелегко,

За ворота не шагнуть,

В огород не заглянуть!

Пуще глаза бережет

Наш хозяин огород,

Не пускает нас на грядки

К червякам и мушкам сладким».

О. Александрова

 

КУРИНАЯ МУДРОСТЬ

Учила наседка драчливых цыплят:
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Кто много клюется, тот мало клюет,
Кто мало клюет, тот почти не растет,
Кто плохо растет, тот бессилен и худ.
Кто худ и бессилен, того заклюют!»

В. Берестов

 

ЦЫПЛЕНОК

Не хочу один клеваться!
Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они? — Под старой липой!

— Как зовут их? — Цыпа-цыпа!

Т. Виеру

 

ЦЫПЛЯЧИЙ ДОМ

Коршун в небе!
Вот беда.

Где цыплят мы спрячем?
За цыплятами всегда
Ходит дом цыплячий.
Этот дом на курьих ножках
Позаботится о крошках.

Г. Глушнев

 

СКОЛЬКО БЫЛО УТЯТ В СТАЕ?

Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
Первый среди них — вожак —
Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»
У трех других утят
Спинки желтые блестят.
А последний поотстал.
Очевидно, он устал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Еще двое выбегают,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?

Г. Утробин

 

ГУСИ

Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки!

Е. Авдиенко

 

БЕЛЫЕ ГУСИ

Белые гуси к ручейку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси:
— Га-га-га!

Н. Клокова

 

ПЕТУХ

Ку-ка-ре-ку!

Гордой поступью хожу,

За собой подруг вожу.

А усядусь на забор —
Вижу сразу целый двор.
Часто песенку свою
Звонким голосом пою.
Шпору шпорой поточу,
На цыпляток поворчу.
Распушу свой гребешок —
Вот какой я, петушок!
Всей известно детворе:
Я — хозяин на дворе!
Ку-ка-ре-ку!

Б. Стоянов

 

ГУСИ

Наступили холода,
Листья облетают.
Ну а гуси у пруда

Босиком гуляют.

Как бы вы не заболели —

Вон как лапы покраснели.

В. Степанов

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

(Петух)

 

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он — забияка,
Поутру — часы.

(Петух)

 

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица-наседка)

 

Надуется, натужится,
Начнет болтать,
По-чудному лопотать.

(Индюк)

 

Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.

(Курица)

 

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

 

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто это?

(Петушок)

 

Явился в желтой шубке.

— Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

 

Крылатый, горластый,
Красные ласты.

(Гусь)

 

Шагает вперевалочку,
Крякает, ныряет,
В водной тине
Корм себе добывает.

(Утка)

 

птицы

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ перелетные птицы ласточка стриж грач кукушка скворец соловей иволга дрозд юрок зяблик жаворонок зарянка трясогузка околоводные птицы аист журавль стерх цапля лебедь утка гусь песчанка выпь кваква кулик бекас пеликан морские птицы альбатрос чайка крачка гагара топорик тупик олуша буревестник поморник зимующие птицы воробей ворона сорока голубь галка синица дятел куропатка глухарь тетерев рябчик сыч кукша поползень пищуха королек свиристель кречет орел чиж чечетка щегол снегирь пуночка белая сова клест оляпка нелетающие птицы павлин пингвин страус эму нанду киви хищные птицы тетеревятник орел коршун беркут сокол-орлан
филин перепелятник гриф части тела голова хохолок клюв зоб брюшко спина хвост пух перо нога лапка перепонка коготь место обитания лес кустарник земля трава нора болото камыш тростник озеро водоем побережье степь пустыня гора скала гнездо скворечник голоса птиц гоготанье (гусь) крик (змееяд, орлан) рев (пеликан) карканье (ворона, баклан) кряканье (утка) пение (соловей) свист (бородач) курлыканье (жу- равль) щебет (чечетка) трели (соловей) чириканье (воробей) стрекотанье (сорока) пища насекомые жуки гусеницы червяки мухи комары семена рябина плоды ягоды рыба рачки лягушки мыши крысы зайцы мелкие грызуны хомяки лемминги суслики прочие слова дичь стая колония скопление базар клин караван дуга миграция перелет прилет постройка кладка яйцо скорлупа желток белок высиживание птенец выводок выкармливание воспитание полет плавание ныряние приспособление выживание вымирание исчезновение опасение защита спасение кольцевание орнитология ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ пернатый крылатый городской деревенский дикий лесной боровой луговой степной яркий пестрый  
бархатный красочный прожорливый голый суетливый медлительный беспомощный юркий пугливый крикливый драчливый шустрый проворный неугомонный птичий воробьиный грачиный вороний ласточкин страусиный лебяжий гусиный журавлиный совиный гагачий канареечный ГЛАГОЛ лететь парить взмывать взмахивать плыть нырять скользить обрастать покрываться долбить клевать обитать вить устраивать лепить нести устилать высиживать согревать кормить петь щебетать каркать чирикать стрекотать ворковать курлыкать замаскироваться приспособиться проклюнуться вылупиться выкормить покинуть подпрыгнуть ПРИЧАСТИЕ зимующий кочующий нелетающий странствующий летящий планирующий парящий размахивающий покинувший ныряющий плывущий гнездящийся высиживающий клюющий распустивший воркующий поющий звенящий НАРЕЧИЕ шумно хрипло звонко весело усердно неутомимо неподвижно стремительно высоко ввысь низко зорко вдали вблизи голодно сытно  
             

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.