Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры со звуками, буквами и словами 6 страница






■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время засохнуть засох Будущее время засохнет, -ут
завянуть завял завянет, -ут
отцвести отцвел отцветет, -ут
собраться собрался соберется, -утся
подготовиться подготовился подготовится, -ятся

 

Какого слова не хватает?

готовятся к отлету (птицы).
Ветер гонит (тучи).
С деревьев осыпались (листья).
Засохли (травы).
Шуршит под ногами (листва).
Осенью убирают (урожай).

 

Ответьте на вопросы.

Что собирают осенью в лесу? (Осенью в лесу собирают
грибы и ягоды.)

Какие овощи выросли у вас на даче? (На даче у нас
выросли огурцы и помидоры.)

Что сделает мама с овощами и фруктами? (Законсер-
вирует, замаринует, высушит, посолит.)

Что будут делать люди осенью в садах? (Собирать уро-
жай, сжигать сухие листья.)

 

- СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

«Разговор осенних листьев». Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я кружусь, опускаюсь, падаю.)
Что мы делаем? (Мы кружимся, опускаемся, падаем.)
Спросите у листочка. (Ты кружишься, опускаешься,
падаешь?)

Скажите, что листок делает. (Он кружится, опускает-
ся, падает.)

Что листья делают? (Они кружатся, опускаются, па-
дают.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте пожелания и советы людям в осеннюю пору

Готовьтесь к зиме! Запасайте на зиму ягоды.
Сушите грибы. Утепляйте окна. Соберите урожай.
Вскопайте огород. Сгребите упавшие листья в саду.
Сожгите сухие листья. Побелите стволы фруктовых
деревьев.

Готовьте зимнюю одежду.

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Исключите лишнее слово.

Осенью бывает (редко, прохладно, уныло).
Дожди идут (часто, красиво, изредка, ежедневно).
В лесу бывает (тихо, ветрено, сыро, заунывно).

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах ноябрь, прохлада, баг­рянец, заготовка, спячка. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

Какой последний звук слышится в словах осень, сен­тябрь, грусть, печаль? Как называются эти звуки? (Со­гласные мягкие звуки.)

Какие гласные звуки слышатся в середине слов сбор, клин, парк? (о, а, и)

Назовите пять слов, относящихся к осени, в которых есть звук р'. (Сентябрь, октябрь, ноябрь, наряд, багря­нец, перелет, гриб, грибник.)

Назовите пять слов, в которых есть звук к. (Октябрь, подготовка, спячка, линька, кокон.)

Какого звука не хватает в словах...сень (о),...исто пад (л')?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова сб...р (о), з...пас (а), гр...стъ (у).

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...ен тябръ (с), о...тябръ (к),...оябрь (н),...рибник (г),...апас (з).

Составьте слово из «рассыпанных» звуков: н', о, с', э (осень), а, ш, л, к, о (школа), у, к, т, р, а, к (куртка). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах зонт, листва. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах блин, заряд, узор один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Клин, наряд, убор.)

Какого слога не хватает в словах...топад (лис), про-х...да (ла),...утина (па), заго...вка (то)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: сень-о (осень), ки-крас (краски), сы-па-за (запасы).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: яркость (кость, сок, ток), ягоды (год, яд, дог), кокон (окно), листопад (лист, сито).

 

Развитие познавательных процессов

 

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Какие звуки можно услышать осенью в природе? Чем пахнет осенью в лесу, фруктовом саду и парке?

Что в «мешочке»? Угадайте дары осени на ощупь.

Разложите осенние листья по коробкам разного цвета. Кто больше назовет предметов оранжевого, желтого, крас­ного цвета, которые встречаются осенью?

Подберите по форме. Подберите листья деревьев, ово­щи и фрукты, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

Известно, что подосиновик находится справа от подбе­резовика и слева от лисички. Где находится подосино­вик? (Между подберезовиком и лисичкой.) Положите бо­ровик так, чтобы он оказался слева от моховика.

Положите березовый листок между рябиновым и осино­вым. Какой листок оказался справа от березового листка?

Разложите плоды шиповника, ореха, ягоды рябины и калины так, чтобы шиповник оказался между орехами и рябиной.

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 

Игра «Во саду ли, в огороде».

Поднимите руку, если названное растение растет в го­роде, хлопните в ладошки, если — в саду.

 

Игра «Растет — цветет».

Называются слова, обозначающие предметы животного и растительного мира. Дети поднимают руку, если назван­ный предмет соответствует слову растет, и хлопают в ла­доши на сигнальное слово цветет. Трава, георгин, астра, свекла, морковь, медведь, кошка, рябина и т. д.

 

Игра «Я — не я».

Произносятся фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я».

Я люблю собирать грибы. Я люблю есть сырые грибы. Я люблю виноград. Я люблю помидоры. Я люблю грызть морковь.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Цепочка слов.

Подберите слова, которые относятся к осени. (Листо­пад, прохлада, линька, стая, спячка и т. д.)

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие грибы: подосиновик, подберезовик, мо­ховик...

Я знаю такие ягоды: брусника, черника, клюква, ря­бина, калина... Игра «Телефон».

Пять-шесть слов, отражающих явления осени, переда­ются друг другу шепотом. Какие слова ты услышал?

 

Послушайте, запомните и повторите.

Запоминание и последующее воспроизведение слов стая, караван, линька, спячка, запасы. Слова-подсказки: гуси, журавли, белка, медведь, заяц.

 

Кто внимательный?

Разложите картинки (плоды и листья деревьев) в за­данной последовательности. Назовите расположение пред­метов, созерцаемых в течение 10 секунд.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом.

Волнушка, сыроежка, шампиньон, боровик, опенок — это (грибы).

Какое время года можно описать такими словами: ран няя, золотая, сказочная, волшебная? Это (осень).

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

Что общего между ковром и осенним лесом; ягодами рябины и бусами; крылаткой клена и вертолетом; желу­дем и грибом; орехом и яйцом; зонтиком и грибом? Чем они отличаются?

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕД­МЕТАМИ

Игра «Бывает — не бывает».

Зацвели сады. Листья желтеют, краснеют и опадают. С юга вернулись птицы. Ежик проснулся после спячки. Дети катаются на коньках. В садах созрели яблоки. На болоте покраснела клюква.

 

Подумайте и скажите.

Почему так назвали грибы: мухомор, масленок, мохо­вик, подберезовик, лисичка?

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

«Голоса Природы». Придумайте диалоги.

Какой разговор могут вести между собой Осень и Лето? О чем говорят между собой Деревья, Цветы и Трава осе­нью? Чем хвасталась Рябина? О чем думает Мухомор, увидев Грибника? Что рассказал нам Подосиновик о сво­их соседях? Что нам мог сказать Старый гриб? О чем разговаривали между собой Черника и Брусника? О чем говорят Ласточки, собираясь в стаи? Что говорят Дятлы улетающим Журавлям? Какой разговор ведут Ворона и Воробей? О чем разговаривают Белочка с Зайчиком, гото­вясь к зиме? О чем беседуют Медведь с Ежиком перед зимней спячкой? Какую весть принес Ветер из Арктики?

 

Сочините чистоговорки.

Нику-нику-нику, нику-нику-нику, собирали там (брус­нику).

Лоте-лоте-лоте, лоте-лоте-лоте, растет клюква на (бо­лоте).

Са-са-са, са-са-са, стала серенькой (лиса).

Ведь-ведь-ведь, ведь-ведь-ведь, на юг отправился (мед­ведь).

Лок-лок-лок, лок-лок-лок, медведь мой мячик (уволок).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Осень». Составьте мини-диалоги.

После какого времени года наступает осень? Как вы догадались, что наступила осень? Назовите осенние ме­сяцы. Как называется первый месяц осени? Какой пос­ледний месяц осени? По каким признакам можно узнать раннюю осень? Почему раннюю осень называют «золо­тая осень»? Кто красит листья осенью? (Никто, они сами изменяют цвет.)

Почему осень называют щедрой? Чем нас радует осень? Что дарит людям осенью матушка-природа? Назовите дары сада и огорода. Что делают люди в садах и огоро­дах ранней осенью? Какие запасы на зиму делают ваши мамы? Что дарит людям лес?

Кто такие грибники? Какие съедобные грибы вы зна­ете? Почему нельзя топтать несъедобные грибы? (Эти грибы могут оказаться полезной пищей или лекарством для животных.)

Какие ягоды созревают осенью? Что можно пригото­вить из ягод? Кто, кроме людей, употребляет ягоды в пищу? О чем нужно помнить, собирая ягоды в лесу? (Нельзя собирать все ягоды, нужно оставить часть их для обитателей леса.) Кем мы должны быть в лесу — гостями или хозяевами? Кто истинные хозяева леса? Чего мы не должны делать, чтобы не причинить вреда природе?

Какие изменения происходят в природе в это время года? Чем отличается погода ранней осени от летней по­годы? Какую одежду мы носим в начале осени? Когда бывает «бабье лето»? Чем отличаются эти дни от других дней осени? Какие дожди бывают ранней осенью? Поче­му дождь назвали грибным? Как вы понимаете выраже­ние «затяжные дожди»?

Как ведут себя в эту пору перелетные птицы? Почему их так назвали? Какие птицы улетают на юг? Как вы узнаете, что они отправляются в теплые края? Какие птицы остаются зимовать? Как называют этих птиц? По­чему воробьи, дятлы, вороны и некоторые другие птицы не улетают на юг? (Потому что эти птицы могут найти себе корм в зимнее время.)

Какие звери делают запасы? Как готовится к зиме белка? Что запасают на зиму бобры? Почему зайцы не делают запасов на зиму? Что делает медведь ранней осе­нью? (Он много ест, чтобы сделать запас жира.) Какие звери меняют окраску шерсти осенью и почему? Что та­кое подшерсток? Зачем нужен теплый подшерсток лисе, волку, зайцу, оленю и другим зверям?

Что происходит в природе поздней осенью? Чем по­здняя осень отличается от ранней осени? Какая погода бывает поздней осенью? Какую одежду носят люди по­здней осенью? Почему в эту пору не слышно пения птиц? Каким становится лес? Какие работы проводят люди в садах и огородах? Когда наступает предзимье — до или после осени?

Какое настроение вызывает у вас осенняя пора? Ка­кая осень вам больше нравится? Чем радует вас осень? За что вы любите осень? Какое время года наступит после осени?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

В. Авдиенко

 

ОСЕНЬ

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.

Только зеленеет
Озимь на полях.
...Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит...

А Плещеев

 

* * *

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А Пушкин

 

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У березки на плечах...

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Е. Трутнева

 

ОСЕНЬ

Наступила осень. Пожелтел наш сад.
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в дальние края.

А. Ерикеев

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются,

Там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

 

ОСЕНЬ

Дождь, ДОЖДЬ

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Воет, воет
За окном

Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени!
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.

Я. Аким

 

* * *

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши.
На небо косится,
Неба не видать!..
Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать.

А. Блок

 

ОСЕНЬ

Осень, осень, подожди
Гнать по небу тучи,
Лить холодные дожди,
Сыпать град колючий!
Мы еще не накупались,
Не наплавались в реке,
Мы еще не належались
На горяченьком песке.
Осень, осень, потерпи,

Подожди немножко.
Звонких птиц не торопи
В дальнюю дорожку.
Ветер, листья не гони
По аллеям парка.
Пусть длиннее будут дни,
Солнце светит ярко.
Подожди немного, осень,
Мы тебя об этом просим.

Л. Яхнин

 

Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

 

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

С. Маршак

 

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ...

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Е. Благинина

 

ПЕРЕД ОТЛЕТОМ

Листья кленов пожелтели,
Огороды опустели,

В балках лужи разлились,
Птицы в стаи собрались.
Говорит скворец соседу:

— Улетаем в эту среду.
Далеко на юг летим,
Замерзать тут не хотим.
Ты, воробышек, зимой
Береги скворечник мой.

— Что же, скворушка, лети.
Осторожен будь в пути,

От друзей не отставай,
Край родной не забывай!..
Буду рад, коль скоро летом
Будешь ты моим соседом.

Г. Ладонщиков

 

* * *

Солнце на работе —
Белочка в заботе.
На сучок —
Грибок,

Да еще грибок —

На другой сучок,
Сушит, старается —
Не подходи!
Едой запасается:
Зима впереди!

А Чепуров

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я... (осень).

Е. Карганова

 

Пусты поля, мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает?

(Осенью)

 

Опустел фруктовый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

 

Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

 

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи.

(Ноябрь)

 

ОВОЩИ.ОГОРОД. ПОЛЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ капуста брокколи кольраби картофель морковь свекла репа редис редька брюква лук чеснок укроп петрушка сельдерей щавель шпинат салат плоды кабачок огурец баклажан патиссон перец помидор томат арбуз дыня тыква стручковые зернобобовые горох фасоль боб масличные подсолнух соя чечевица лен зерновые рожь пшеница ячмень овес просо кукуруза гречиха рис части растений корень корешок клубень луковица стебель почка побег лист цветок лепесток пестик тычинка пыльца зонтик плод семечко семя зерно стручок кочан колючка усик колос соломина метелка початок мякоть сердцевина профессии овощевод хлебороб  
огородник земледелец полевод фермер механизатор тракторист хлопкороб комбайнер пчеловод агроном чаевод огородный инвентарь лопата совок культиватор рыхлитель мотыга грабли лейка ведро тяпка плуг борона пленка сельскохозяйственные машины трактор сеялка комбайн прочие слова земля почва поле огород грядка борозда лунка теплица парник бахча вспашка посадка посев всходы росток рассада рост созревание спелость солнце свет тепло влага уход дождь засуха полив рыхление удобрение прополка сорняк вредитель урожай уборка сбор заготовка консервирование маринование засолка бочка соленья покупатель продавец рынок магазин имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОВОЩНОЙ листовой луковичный кочанный стручковый бахчевой клубневый корневой подземный картофельный салатный свекольный луковый баклажанный кабачковый томатный огуречный щавелевый морковный фасолевый гороховый бобовый капустный кукурузный арбузный тыквенный минеральный сырой полезный свежий сочный овальный круглый продолговатый прямой крупный обильный богатый плохой зрелый пресный рассыпчатый гладкий пупырчатый
ГЛАГОЛ пахать копать выравнивать боронить поливать окучивать опылять опрыскивать жать собирать заготавливать хранить мариновать посадить засадить прорасти укорениться подвязать полить удобрить взрыхлить вырастить убрать высушить срезать выкопать сорвать посолить законсервировать ПРИЧАСТИЕ ВЬЮЩИЙСЯ утолщенный недозревший зеленеющий вызревший краснеющий поспевший хрустящий сваренный поджаренный запеченный консервированный маринованный НАРЕЧИЕ мелко крупно глубоко рядами усердно густо  
               

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Передайте эмоциональное состояние мамы, чистящей
и режущей лук. Покажите, как удивился дедушка, уви-
дев огромную репу на своем огороде.

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Изобразите овощи на грядке: «толстячки» — арбузы,
тыквы и кочаны капусты; «худышки» — лук, чеснок,
стручок гороха и др. Изобразите горошины в стручке,
кабачок, подставивший солнышку бочок, и соленые огур-
цы в банке.

Угадайте, что я делаю. Показываются действия, на-
пример: мытье и чистка овощей, шинкование капусты
и др.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

 

«Сажаем огород».

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.

Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

«Уборка урожая». Срезаем капусту, копаем картошку,
выдергиваем морковь и свеклу, лущим фасоль и горох.

«Огородное пугало». Один ребенок изображает огород-
ное пугало, а другие произносят слова и выполняют соот-
ветствующие им действия. (Выразить испуг и удивление.)

Дети шли, шли, шли,
В огород они зашли.

Там увидели урода,
И скорей из огорода.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в
соответствии со смыслом текстов стихотворения.

 

Пять веселых пальчиков пошли на огород.
Дел у них немало, дел невпроворот:
Сорвать помидоры, выкопать картошку,
Выдернуть морковку,
Срезать укроп и сорвать горох.

Мы капусту режем,
Мы морковку трем.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

Т. Ткаченко

— В лавку ходил?

— Ходил.

— Лопатку купил?

— Купил.

— Грядку вскопал?

— Вскопал.

— Картошку собрал?

— Собрал.

— И чисто помыл?

— Помыл.

— И много сварил?

— Сварил.

— Вот теперь отдохнуть тебе дам,
А уж съем картошку сам.

(Каждый пальчик сгибать по два раза.)

И. Лопухина

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — «сло-
ва-приятели».

консервирование — засолка
спелый — зрелый, созревший
богатый — обильный, щедрый, большой
закопать — зарыть

 

■ АНТОНИМЫ

 

Придумайте слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

 

крупный — мелкий
свежий — соленый
рассыпчатый — водянистый
спелый — незрелый
вареный — сырой
горький — сладкий
выкопать — закопать

посеять — собрать
укрыть — раскрыть
расцветать — вянуть
вкусно — невкусно
густо — редко
глубоко — мелко
сладко— горько

 

Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Знаете ли вы, что означает слово почка? Какая бывает
почка? (Она бывает листовая или цветочная. Почка —
значимый орган растения. Почка — внутренний орган
человека.)

У каких растений есть усики? (Усики есть у вьющих
ся растений: гороха, огурца, фасоли, винограда.) У кого
есть усики? (У котенка, зайчонка, тигренка, юноши.)

Что такое корень? (Корень — подземный орган расте-
ния. Корень есть у зуба.)

Каких два предмета означает слово лук? (Лук — ого-
родное растение; оружие для метания стрел.)

Что такое побег? (Побег — стебель, покрытый листья-
ми и почками; побег из плена.)

Что можно выдернуть? (Выдернуть можно морковь,
репу, зуб, вилку из розетки.)

Что можно срезать? (Срезать можно салат, ногти, дорогу.)

Что можно убрать? (Можно убрать урожай, в комна-
те, вещи на место.)

Что можно чистить? (Можно чистить картошку, одеж-
ду, посуду, дорогу.)

Что можно высушить? (Можно высушить укроп, гри-
бы, белье, волосы.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какое из слов этого ряда не
является родственным?

огород, огородник, огородный, огородить, огорчение
капуста, капустница, капустник, капустный, капелька
овощи, овощевод, овощной, овес

маринад, маринование, маринованный, мариновать,
Марина

сев, сеялка, сеятель, сеять, сети, север

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

помидор — помидорчик
огурец — огурчик
морковь — морковочка
укроп — укропчик
капуста — капустка
горох — горошек

салат — салатик
лук — лучок
ломоть — ломтик
красный — красненький
круглый — кругленький
зеленый — зелененький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово.

Овощи режет — овощерезка.
Картошку чистит — картофелечистка.
Место, в котором хранят овощи, — овощехранилище.
Растения, у которых съедобны корни и плоды, — кор-
неплоды.

Машина, которая копает картофель, — картофеле-
копалка.

Овощи, которые скоро спеют, — скороспелые.
Комбайн, который убирает свеклу, — свеклоуборочный.
Горький и сладкий — горько-сладкий.
Горький и соленый — горько-соленый.

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

полезный — полезнее — самый полезный (полезнейший)
пресный — более пресный — самый пресный
хрустящий — более хрустящий — самый хрустящий
сочный — сочнее — самый сочный (сочнейший)
горький — более горький — самый горький (горчайший)

 

Подскажите нужное слово.

Вареные овощи полезны для здоровья человека, но
сырые овощи (полезнее). Капуста хрустящая, морковь
(более хрустящая), а огурец (самый хрустящий). Горчай-
ший из овощей — (перец).

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один огурец — огурцы — много огурцов

один баклажан — баклажаны — много баклажанов

одна редька — редьки — много редьки

одна морковь — моркови — много моркови

одна грядка — грядки — много грядок

одно семечко — семечки — много семечек

одно поле — поля — много полей

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки.

Ох-ох-ох, вот зелененький (горох).
Усты-усты-усты, щи не сваришь без (капусты).
Чок-чок-чок, лежит на грядке (кабачок).
Цом-цом-цом, угощайся (огурцом).
Узе-узе-узе, есть полоски на (арбузе).

 

Составьте предложения из перепутанных слов.

B, разные, выросли, огороде, овощи, огурцы.

На, помидоры, грядках, можно, перец, горох, увидеть.
Из-под, выглядывает, листочка, зеленый огурец.

C, кустов, помидоры, свисают, красные.

К, цветущим, прилетали, дыням и арбузам, за, медом,
пчелы.

Дети, горохом, прибежали, за, зеленым.

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких овощах можно сказать мой, твой, наш, их,
его, ее? (Лук, арбуз, укроп, чеснок, горох и т. д.)

О каких овощах можно сказать моя, твоя, наша? (Кар-
тошка, фасоль, редька, морковь и т. д.)

О чем можно сказать мое, твое, наше? (Поле, семечко
и т. д.)

О каких овощах можно сказать мои, твои, наши? (Дыни,
бобы, помидоры, баклажаны и т. д.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Сколько нужно овощей?

Сколько помидоров ты возьмешь для салата? Сколько
кочанов капусты ты возьмешь для щей? Сколько ты съешь
арбузов? Сколько морковок нужно для четырех кроликов,
если каждый из них съест по одной (две) моркови?

 

Подберите нужные слова.

сочный(-ая) (помидор, морковь, капуста)

твердый(-ая) (арбуз, репа)

зеленый(-ая) (горох, перец, капуста, петрушка)

соленый (огурец, помидор)

жареный(-ая) (картошка, баклажан, кабачок)

вареный(-ые) (картофель, овощи)

хрустящий(-ая) (огурец, капуста, морковь)

картофельное(-ый) (пюре, лист)

мелкое(-ие, -ий) (семечко, горошины, чеснок)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?

Огурец (какой?) (овальный, зеленый, свежий, твердый,
соленый, маринованный).

Картофель (какой?) (мелкий, крупный, грязный, чис-
тый, вымытый, сырой, вареный, ранний, вкусный, рас-
сыпчатый).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.