Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры со звуками, буквами и словами 7 страница






Капуста (какая?) (сочная, квашеная, белокочанная,
кислая, свежая).

Семечко (какое?) (маленькое, гладкое, круглое, арбузное,
подсолнечное).

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕ-
МЕНАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
копать копает, -ют копал будет копать
сажать сажает, -ют сажал будет сажать
сеять сеет, -ют сеял будет сеять
рыхлить рыхлит, -ят рыхлил будет рыхлить
полоть полет, -ют полол будет полоть

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
убрать убрал уберет, -ут
срезать срезал срежет, -ут
выкопать выкопал выкопает, -ют
засолить засолил засолит, -ят

 

«Я умею — не умею», «Что я могу — не могу?»

Я умею сажать овощи. Я умею рыхлить землю. Я умею
лущить горох. Я не умею окучивать картофель. Что ты
сможешь сделать с овощами? Я смогу выдернуть морковь,
репу, редиску. Я смогу сорвать помидор, огурец. Я смо-
гу срезать укроп, петрушку.

 

Ответьте на вопросы.

Что делает мама на даче? (Мама сажает рассаду. Мама
полет огурцы. Мама поливает помидоры.)

Что будет делать мама с созревшими помидорами?
(Мама будет собирать помидоры. Мама соберет поми-
доры. Мама будет консервировать помидоры.) Какие
овощи консервировала мама? (Мама консервировала по-
мидоры, огурцы, перец.) Что можно сделать с огурца-
ми? (Огурцы можно посолить, положить в салат, за-
мариновать.)

Как убирают разные овощи? Морковь, репу, свеклу
(выдергивают). Капусту, укроп, петрушку (срезают). Кар-
тошку (копают). Огурцы, помидоры, горох (срывают).

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Задай себе вопрос и ответь на него.

Что я делаю? (Я копаю, сею, полю.)

Что мы делаем? (Мы копаем, сеем, полем.)

Спроси у друга. (Ты копаешь, сеешь, полешь?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы копаете, сеете, полете.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) копает,
сеет, полет.)

Что они делают? (Они копают, сеют, полют.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания и советы со словами сажать,
укрыть, подкормить, почистить, срезать и др.

Помогите, пожалуйста, вскопать огород. Сейте, сажай-
те овощи. Укройте огурцы, чтобы не замерзли. Подкор-
мит овощи, они будут расти лучше. Полей, пожалуйста,
помидоры. Почисти, пожалуйста, лук. Положите огурцы
в корзину. Срежьте кочан капусты. Угощайтесь салатом.
Свари, пожалуйста, на ужин картошки.

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Дополните предложения.

Мама готовит овощи очень (вкусно). Трудились (усерд-
но). Картошка растет в земле глубоко, а редиска (мелко).

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый и последний звук в словах помидор, баклажан, кабачок, горох, лук, шпинат, салат, патиссон, подсолнух. Какие это звуки? (Согласные твердые звуки.)

Какие мягкие согласные звуки есть в словах чеснок, щавель, картофель, фасоль? (Согласные мягкие звуки ч, щ, в', ф', л'.)

Назовите гласные звуки в словах тыква, арбуз, укроп, дыни.

В каких названиях овощей есть звук к? (Картошка, кабачок, капуста и т. д.)

В каких названиях овощей есть звуки р, р'? (Редис, перец, репа, горох и т. д.)

Угадайте название овоща по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук б, послед­ний — н? (Баклажан.) В слове первый звук к, послед­ний — л'. (Картофель.) Первый звук к, последний — а. (Капуста.) В слове первый звук ч, последний — к. (Чес­нок.)

Какое слово я задумала? В слове есть согласные звуки г, р, х. (Горох.) В слове есть согласные звуки с, л, т. (Салат.) В слове есть согласные звуки р', д', с. (Редис.)

Угадайте слово. В слове один гласный звук у. (Лук.) В слове есть два гласных звука у, а. Какой это овощ? (Арбуз.)

Соберите «рассыпанные» звуки. К, л, у (лук); в, а, т, ы, к (тыква); у, р, п, о, к (укроп).

Какого звука не хватает в словах...орковь (м),...алат (с),...орох (г),...абачок (к),...аклажан (б),...ыква (т), укр...п (о), д...ня (ы), ред...с (и), картошка (о)?

Замените в словах лак, халат, ворох один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Лук, салат, горох.)

Дополните слоги: тык (ва), ре (па), стру (чок), ка (пуста), по (мидор).

Составьте слова из перепутанных слогов: сол-нух-под (подсолнух), ни-ца-пше (пшеница), ру-за-ку-ку (кукуру­за), рец-огу (огурец).

«Слово в слове». Найдите коротенькие и составьте но­вые слова из букв следующих слов: баклажан (бак, бак­лан, бал); кабачок (бачок, бак, кочка), патиссоны (сон, нос, носы, сони.)

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Угадайте на вкус. Детям предлагается закрыть глаза и узнать овощ по вкусу. Что хрустит? Узнайте овощ по запаху.

Сравнение веса овощей. Что самое тяжелое — арбуз, дыня или кабачок? Что самое легкое — горошина, огу рец или помидор?

Сравнение цвета сырых и вареных овощей. Какие ово щи бывают зеленого, красного, желтого, оранжевого и фиолетового цвета? Какого цвета бывает картофельное пюре, овощная икра, сваренный борщ и т. д.?

Классификация овощей по форме. Найдите и принеси те круглые, овальные и похожие на треугольник овощи. Какой формы бывают овощи?

Сравнение овощей по величине. Какой овощ самый большой? Что самое маленькое? Семена какого съедобно­го растения можно назвать крохотными? (Маковые зер нышки.)

Разложите овощи в соответствии со словесной инст рукцией. Положите чеснок между помидором и огурцом; слева от капусты положите перец, луковицу — справа и т. д. Положите овощи на тарелку, в корзину, на стол и т. д.

 

Ответьте на вопросы.

Когда сеют и сажают овощи? Когда делают прополку, рыхлят и удобряют? Когда собирают урожай? В какое время дня нельзя поливать овощи? Почему их лучше поливать вечером или утром?

Чем был помидор? (Семечком, ростком, рассадой, ку­стиком, цветком, плодом.)

 

Работа с картинками.

 

«Не ошибись». Хлопните в ладоши, когда в ряду слов будут названы овощи.

Картошка, капуста, каша, огурец, яблоко, груша, ре­дис, хлеб и т. д.

 

«Можно — нельзя». Прослушайте предложения и скажите «можно» или «нельзя».

Есть овощи, не моя их. Сварить варенье из капусты. Класть картошку в компот. Вырастить на дереве арбуз.

Угостить детей морковкой. Приготовить салат из овощей. Сделать салат из капусты.

 

«Съедобное — несъедобное».

Разложите в две стопки картинки с изображением ово­щей и цветов.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие овощи: капуста, баклажан, картошка... Я знаю такие листовые овощи: укроп, петрушка, ща­вель, салат...

Я знаю такие корнеплоды: морковь, свекла, репа, ре­дис, редька, брюква...

 

Послушайте, запомните и повторите.

Арбуз, морковь, капуста, картошка, огурец. Послушай­те слова еще раз. Арбуз, морковь, капуста, картошка, огурец, горох. Какое новое слово появилось?

Послушайте и запомните слова. Редис, баклажан, ка­бачок, перец, дыня. Послушайте слова еще раз. Бакла­жан, кабачок, перец, дыня. Какое слово исчезло из ряда?

Посмотрите, запомните и назовите. Перед детьми вы­ставляется ряд картинок или выкладываются натураль­ные овощи. Кто больше запомнит овощей и назовет их?

Игры «Что изменилось?», «Какого овоща не стало?».

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом.

 

Помидор, огурец, кабачок, баклажан, свекла, мор­ковь — это (овощи).

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ «Четвертый лишний?»

Объясните, почему один предмет не подходит. Устано­вите общий признак, существующий между остальными словами (предметами).

арбуз, помидор, шар, капуста

тыква, груша, баклажан, редис соль, банка, картошка, помидоры

 

«Вершки и корешки».

Назовите съедобную часть перечисленных овощей, морковь, свекла, редис, репа и брюква (съедобны кор неплоды)

салат, шпинат, капуста и щавель (съедобны листья) помидор, арбуз, огурец, тыква, дыня, кабачок (съедоб­ны плоды)

цветная капуста и брокколи (съедобны цветы)

 

Установите общий признак между овощами.

Что общего между капустой, горохом, арбузом и пер цем? (Они зеленого цвета.) Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.) Баклажаном, огур­цом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.) Деревом и ку­стом, помидором и ребенком? (Они растут.) Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треу­гольник.) Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.