Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Cпряжение глаголов
Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и - в прошедшем времени и сослагательном наклонении - по родам. К формам спряжения таким образом принадлежат формы настоящего и будущего времени с их изменениями по лицам и числам, формы прош. времени с изменениями в роде и числе и формы повелит. и сослагат. наклонений с их изменениями. В узком смысле спряжением называют только изменения по лицам. В зависимости от системы окончаний в личных формах ед. и мн. ч. настоящего и будущего простого времени все глаголы, за исключением так наз. изолированных (см. ниже) разделяются на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы со следующими окончаниями. Ед. ч.: 1 л. -у и -ю; 2 л. -ёшь и -ешь; 3 л. -ёт и -ет; Мн. ч.: 1 л. -ём и -ем; 2 л. -ёте и -ете; 3 л. - ут и -ют. Ко второму спряжению относятся глаголы со следующими окончаниями. Ед. ч.: 1 л. -у и -ю; 2 л. -ишь; 3 л. -ит; Мн.ч.: 1 л. -им; 2 л. -ите; 3 л. -ат и -ят.
Таблица №44. Первое спряжение Единственное число 1 л. бер-у кол-ю 2 л. бер-ёшь кол-ешь 3 л. бер-ёт кол-ет Множественное число 1 л. бер-ём кол-ем 2 л. бер-ёте кол-ете 3 л. бер-ут кол-ют Второе спряжение Единственное число 1 л. реш-у любл-ю 2 л. реш-ишь люб-ишь 3 л. реш-ит люб-ит Множественное число 1 л. реш-им люб-им 2 л. реш-ите люб-ите 3 л. реш-ат люб-ят
Все глаголы как первого, так и второго спряжения различаются не только по системам окончаний личных форм, но и по характеру конечной согласной основы и по характеру чередования согласных в конце основы. За основу глагола принимается основа прош. времени или неопределенного наклонения, совпадающие у большей части глаголов и обычно оканчивающиеся на гласную. Основа наст. времени глаголов обоих спряжений всегда оканчивается на согласную. В первом спряжении - на твердую согласную, шипящую, j (йот), а также на мягкие р и л. Во втором спряжении - на мягкую согласную, шипящую и j (йот). Все глаголы, за небольшими исключениями (см. ниже), по признаку одинакового соотношения основ прошедшего и настоящего времени объединяются в классы и группы. В классах объединены глаголы с таким соотношением основ прош. и наст. времени, к-рое характерно для глагольных суффиксальных новообразований. В группах же сосредоточены глаголы с индивидуальным соотношением основ, с беглыми гласными в основах, к-рые не типичны для вновь образуемых глаголов. В классах объединено большое количество глаголов, не поддающееся счету, в группах - всего около четырехсот простых глаголов (т.е. не осложненных приставками и суффиксами). В качестве показателя класса или группы выступает соотношение конечных частей основ прош. и наст. вр. Первый элемент представляет конечную часть основы прош. вр., второй - конечную часть основы наст. времени. В современном русском языке по соотношению основ все глаголы разделяются на 5 продуктивных классов и ряд непродуктивных групп. Продуктивные классы следующие. 1 класс - глаголы с соотношением основ а ' -а ' j; например: зна-л-а - зна-ют, игра-л-а - игра-ют, купа-л-а - купа-ют, меша-л-а - меша-ют. 2 класс - глаголы с соотношением основ е ' -е ' j; например: беле-л-а - беле-ют, хороше-л-а - хороше-ют, владе-л-а - владе-ют. 3 класс - глаголы с соотношением основ -ова-у ' j; например: рисова-л-а - рису-ют, заведова-л-а - заведу-ют, советова-л-а - совету-ют, стилизова-л-а - стилизу-ют. 4 класс - глаголы с соотношением ну-н; например: двину-л-а - двин-ут, кольну-л-а - кольн-ут, прыгну-л-а - прыгн-ут, резану-л-а - резан-ут. 5 класс - глаголы с соотношением и -нуль; например: вари-л-а - вар-ят, люби-л-а - люб-ят, купи-л-а - куп-ят.
Таблица №45. Настоящее время Единственное число I кл. II кл. III кл. IV кл. V кл. 1 л. игра-ю беле-ю рису-ю толкн-у любл-ю ' 2 л. игра-ешь беле-ешь рису-ешь толкн-ешь лю ' б-ишь 3 л. игра-ет беле-ет рису-ет толкн-ет лю ' бит Множественное число 1 л. игра-ем беле-ем рису-ем толкн-ем лю ' б-им 2 л. игра-ете беле-ете рису-ете толкн-ете люби-те 3 л. игра-ют беле-ют рису-ют толкн-ут люб-ят Прошедшее время Единственное число I кл. II кл. III кл. IV кл. V кл. м. р. игра-л беле-л рисов-а-л толкну-л люби-л ж. р. игра-л-а беле-л-а рисова-л-а толкну-л-а люби-л-а с.р. игра-л-о беле-л-о рисова-л-о толкну-л-о люби-л-о Множественное число игра-л-и беле-л-и рисова-л-и толкну-л-и люби-л-и
Глаголы первых четырех классов изменяются по первому спряжению. Глаголы пятого класса - по второму. Образование личных форм у глаголов первого-четвертого классов не встречает затруднений. У глаголов пятого класса образование первого лица ед. ч. вследствие чередования согласных происходит не всегда свободно; см. например: лебежу (лебезить), переубежу (переубедить), еложу (елозить). Формы первого лица у ряда глаголом оказываются обычно неупотребительными, например, от глаголов победить, убедить, ерундить, очутиться, чудить, шерстить и нек-рых других. Глаголы, объединенные в пяти продуктивных классах, оказывают воздействие на глаголы других групп. Особенно это характерно для глаголов Iкласса на -ать (типа играть, знать), воздействующих на глаголы непродуктивной группы с инфинитивом на -ать (типа писать, плакать, вязать). В результате взаимодействия появляются вариантные формы как одинаково нормативные, например: колышу и колыхаю, плещу и плескаю, полощу и полоскаю, рыщу и рыскаю, так и семантически разошедшиеся, как например: брызжет ('осыпает брызгами') и брызгает ('опрыскивает', 'брызгается'), каплет ('падает каплями') и капает ('наливает каплями'), движет (о чувствах, мыслях) и двигает ('передвигает', о мебели). Изменения в образовании личных форм возможны под воздействием глаголов других классов и групп. Так, у глаголов сыпать, трепать, щипать; под влиянием личных форм 2 и 3л. ед.ч. глаголов сипеть, крепить употребляются формы сыпет, трепет (вместо сыплет, треплет), у глаголов мерить, мучить под влиянием глаголов I класса образуются неправильные формы меряю, мучаю. Все отклонения от нормы отмечены в словарных статьях. Большим количеством индивидуальных особенностей, слабо поддающихся систематизации, отличаются глаголы непродуктивных групп. К таким особенностям принадлежат чередования согласных и групп согласных в конце основы наст. времени; чередования гласных в основах наст. и прош. времени, например: петь, пел, но пою, поёшь; появление беглых гласных: брать, но беру, берут. Различие основ наст. и прош. вр., например: жать, жал, но жну, жнут или жать, жал, но жму, жмут. Все такие индивидуальные особенности показаны в соответствующих словарных статьях. Кроме названных пяти продуктивных классов и многих непродуктивных групп в русском языке выделяются три группы так наз. изолированных глаголов, объединяемых на основе сходства образования личных форм или индивидуальных особенностей такого образования. Это глаголы: 1) хотеть, бежать, чтить; 2) есть, надоесть, дать, создать; 3) быть и ехать (а также все глаголы с компонентами -быть, -ехать, например, забыть, убыть, уехать). 1. Глаголы хотеть, бежать и чтить одни свои личные формы образуют по первому спряжению, а другие - по второму.
Таблица №46. Формы настоящего времени Единственное число 1 л. хоч-у бег-у чт-у 2 л. хоч-ешь беж-ишь чти-шь 3 л. хоч-ет беж-ит чт-ит Множественное число 1 л. хот-им беж-им чт-им 2 л. хот-ите беж-ите чт-ите 3 л. хот-ят бег-ут чт-ят/ут Формы пришедшего времени Единственное число м. р. хоте-л бежа-л чти-л ж. р. хоте-л-а бежа-л-а чти-л-а ср. р. хоте-л-о бежа-л-о чти-л-о Множественное число хоте-л-и бежа-л-и чти-л-и 2. Глаголы есть, надоесть, дать, создать имеют в формах ед. ч. особые окончания: 1 л. - - м, 2 л. - - шь, 3 л. - - ст.
Таблица №47. Формы настоящего времени Единственное число Множественное число 1 л. е-м да-м ед-им дад-им 2 л. е-шь да-шь ед-ите дад-ите 3 л. е-ст да-ст ед-ят дад-ут Формы прошедшего времени Единственное число Множественное число е-л да-л е-л-и да-л-и е-л-а да-л-а е-л-о да-л-о
3. Глаголы быть, ехать и идти имеют индивидуальное соотношение основ: бы- - буд-; еха- - ед-. Глагол идти (а также все глаголы с компонентом -йти, например: найти, пройти, уйти) имеет супплетивные основы ш- (в форме муж. р. шё-) - ид-(-йд-): ш-л-а (шё-л) - ид-ут; на-ш-л-а (на-шё-л) - на-йд-ут.
Таблица №48. Формы настоящего времени Единственное число 1 л. буд-у ед-у ид-у 2. л. буд-ешь ед-ешь ид-ёшь 3. л. буд-ет ед-ет ид-ёт Множественное число 1 л. буд-ем ед-ем ид-ём 2 л. буд-ете ед-ете ид-ёте 3 л. буд-ут ед-ут ид-ут Формы прошедшего времени Единственное число бы-л еха-л шё-л бы-л-а еха-л-а ш-л-а бы-л-о еха-л-о ш-л-о Множественное число бы-л-и еха-л-и ш-л-и
|