Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предстартовое состояние спортсмена (разновидности) Способы управления предстартовым психологическим состоянием






Дрожь во всем теле, онемевшие ноги, беспокойные мысли о неповиновении лошади, падениях. Знакомо, не правда ли? Любому спортсмену приходилось переживать подобное. По-научному это называется «предстартовым состоянием». Зачастую соревнование для спортсмена становится не только испытанием физических качеств, но и сильнейшей психической нагрузкой. Но если одни спортсмены под влиянием «предстартового состояния» теряют самоконтроль, то у других наступает сильнейшая заторможенность.

 

Народная мудрость гласит – «врага надо знать в лицо». Поэтому попробуем проанализировать разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.

Различают три предстартовых состояния спортсмена.

 

Если перед соревнованием спортсмен находится в состоянии эмоционального возбуждения, что проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной раздражительности, резком переходе от бурного веселья к слезам, беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил, неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, то можно с уверенностью сказать, что это ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА. Такое состояние снижает работоспособность мышц, притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований.

 

Все это не про Вас? Перед соревнованиями на Вас нападают противоположные напасти – вялость, сонливость, отсутствие интереса к соревнованиям и желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность «собраться» к моменту старта? Это СТАРТОВАЯ АПАТИЯ – состояние, характеризующееся относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения. Симптомы у этих двух состояний разные, но последствия одинаковы и неутешительны – стартовая апатия также не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться».

 

Золотая середина предстартового состояния – БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, характеризующаяся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. И здесь мы видим спортсмена в напряженном ожидании старта, его охватывает возрастающее нетерпение, он уверен в своих силах, способен сознательно управлять своими мыслями, чувствами и поведением. Человеку в таком состоянии присущи достаточно высокая мотивация деятельности, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам, хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности. Все это позволяет спортсмену максимально реализовать свои двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

 

Чтобы избежать отрицательных форм предстартового состояния, подготовка спортсмена должна носить психологический характер. Большая роль в этом процессе отводится тренеру. Хорошо знающий своего подопечного и присущие ему психологические барьеры, тренер должен правильно воздействовать на спортсмена, настраивать его на предстоящие соревнования. Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Перед соревнованиями тренер может в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, доказать, что и в борьбе с сильным соперником спортсмен может одержать победу. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Спортсмен должен научиться самостоятельно преодолевать отрицательные формы предстартового состояния.

 

Одним из направлений психологической подготовки спортсмена является изменение мотивов, целей деятельности. Не «хочу получить приз, победить соперника или показать результат», а «хочу преодолеть себя, пережить азарт, вдохновение»!

 

Другое направление подготовки связано с поисками такой личностной грани спортсмена, которая доведена у него до не доступного другим уровня. За эту грань нужно зацепиться, сделать стержнем, вокруг которого нанизываются уже индивидуальные приемы саморегуляции. Стратегическим направлением психологической подготовки должно быть развитие активности личности спортсмена, обеспечение ее самоизменения, а не воздействие на нее. Какое деревце вырастет быстрее – то, которое поливали и подкармливали или то, что тянули вверх за ветки?

 

Еще одним направлением психологической подготовки спортсмена является использование технологий, «сквозным» предметным действием которых является психический образ. Одна из них – методика идеомоторной и психомышечной тренировок доктора А.В. Алексеева. Другая – нейролингвистическое программирование (НЛП).

 

Также один из путей саморегуляции психических состояний – использование особенностей внимания. Владение произвольным вниманием является непременным условием управления своими переживаниями и эмоциональными реакциями: чтобы вызвать какой-либо яркий образ, необходимо уметь своевременно и целенаправленно сосредоточится. Вместе с тем, когда человек сосредоточивает свое внимание на одном предмете, старается вызвать нужное представление, он отвлекается от других мыслей или образов. Это умение приобретается упражнением, повторными попытками произвольного переключения и сосредоточивания внимания.

 

Психологически подготовленный спортсмен, раз за разом преодолевающий себя, отыскивающий золотую середину психологического состояния в стрессовых условиях, получает от соревнований ни с чем не сравнимое удовольствие, которое хочется испытывать еще и еще.

37.Построение спортивной тренировки по ИВС в переходный период(структура содержание и динамика тренировочных нагрузок).

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; занятия с большими нагрузками не планируются и т. д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.